Петр Лидов: "Ни одно решение правительства по пакету Яровой не выполнено"
"Мегафон" – один из лидеров России по проникновению мобильного интернета. Говорят, доступ к нему у нас лучше, чем за границей, и абсолютно точно дешевле. С чем это связано, и долго ли россияне будут в таких условиях?
Только что закончился Давосский форум, где был представлен отчет о развитии цифровых технологий на ближайшую перспективу, и среди прочего дана оценка стоимости мобильного интернета и связи. В пересчете на покупательную способность, а не просто в абсолютных ценах, мы делим первое-второе место с Гонконгом.
Кто-то по этому поводу очень хорошо пошутил, что у нас азиатские цены при европейском качестве. Связано это с долгосрочным фактором высокой конкуренции в отрасли, в том числе и ценовой – в России все-таки четыре крупных федеральных игрока. У нас довольно грамотная государственная политика в этой области: не было никаких национализаций и монополизаций. Государство предпочитало не вмешиваться и просто собирало налоги с игроков. Добавим сюда снижение курса рубля к доллару и получаем низкие цены.
В последнее время цены все-таки ползут вверх. Операторы исчерпали резервы?
Цены потихоньку растут из-за инфляции, как и в любой другой области, но делать радикальные шаги никому не позволит конкурентная среда. Хотя стоит признать, что ситуация сейчас непростая: оборудование закупаем за рубежом, и большая част затрат идет в валюте. В телекоммуникационном бизнесе не закупать оборудование нельзя, потому что ты постоянно должен модернизировать сеть, иначе проиграешь. Кое-кто из конкурентов по определенным причинам одно время не мог вкладывать деньги, довольно сильно отстал и теперь вынужден догонять.
В "Мегафоне" инвестиции в стройку в год составляют порядка 50-60 млрд руб. Раньше это было $2 млрд, теперь – миллиард. Понятно, что надо экономить, снижать маржинальность. Так что цены будут медленно подтягиваться к уровню инфляции.
Среднемесячные расходы ваших абонентов и без того едва ли не самые высокие.
Они на уровне других операторов плюс-минус некоторая разница. Мы свои цифры на этот счет не раскрываем, но в целом независимые источники говорят, что средний счет абонентов сотовой связи в России – 300-350 руб. Это вообще немного 5-6 долларов. В прошлом году я месяц провел в Нью-Йорке, и за это время потратил на связь около 100 долларов.
Вы сделали комплимент государству, которое в вашу работу не вмешивается. А как же закон Яровой-Озерова, ставящий некоторых на путь разорения? Там же триллионные суммы… Какова позиция "Мегафона", и к чему вы готовитесь?
Наверное, это первый фактор денежного влияния государства на отрасль, естественно, за исключением налогов, которые мы платим в больших объемах. Для нас принципиальным являются вопросы, кто становится оператором всех собранных данных, и какие данные нужно собирать? По принятому закону накапливать нужно все, включая вашу переписку, фотографии с пикников – еду и ноги, плюс все видео, которое вы смотрите онлайн, и посещаемые вами сайты.
Этот объем колоссален. Как его хранить, если даже представить себе сложно?
Для справки: в 2013-2014 годах объем данных за год в интернете превысил весь массив информации, созданный человечеством до того момента. Думаю, сейчас каждый год он утраивается, и хранить его не представляется возможным. Но это еще полбеды. Если государство считает, что это нужно, чтобы потом изучать в определенных обстоятельствах, такое можно понять. В том и заключается его функция. Но кто это все будет хранить? Государство решило, что это должны делать операторы интернета.
Много говорилось о том, что подобное нереально с финансовой точки зрения. Как грядущие траты можно соотнести с бюджетом "Мегафона", например?
Мы – компания довольно крупная и, наверное, как-то справимся. Хотя те оценки затрат на закон Яровой, которые делали сотовые операторы и эксперты правительства, превышают нашу ежегодную выручку. В случае реализации всего этого, мой прогноз о плавном росте цен будет несколько другим. Понятно, что бизнес переложит нагрузку на потребителя.
Наша позиция заключается в том, что оператором хранения всех баз должно быть само государство. На то есть как экономические, так и технические причины. Одно дело – крупный провайдер, а мелкий вряд ли потянет собственный сервер, да и уровень надежности и сохранности этих данных будет сомнительным. Таких небольших компаний в России несколько тысяч.
Большинство граждан насчет сохранности персональных данных не сильно беспокоятся. Мол, уж им-то точно скрывать нечего…
Если грамотно покопаться, у каждого можно чего-нибудь найти, и сегодня доступ к личной информации – это все. Государство и так может получить разговоры и данные в рамках оперативно-розыскной деятельности, но это очень строгая система, где доступ предоставляется по решению суда или очень серьезных процедур. И всегда можно найти ответственного за разглашение данных, за их передачу третьим лицам. Когда же хранят все компании – от мала до велика, такая система мне непонятна.
Закон принят, но из сказанного вами выходит, что он вряд ли будет работать?
Во всяком случае, ни одно из решений правительства по принятию подзаконных актов о его реализации не выполнено. Все сроки прошли, но ситуация остается примерно там, где была. С нашей точки зрения, закон не реализуем ни технически, ни финансово, ни с точки зрения здравого смысла. Его нужно дополнять и пересматривать.
Мы, кстати, госпоже Яровой давали вполне конкретные предложения: если государство готово самостоятельно создавать дата-центры, и хранить данные, можно было бы ввести специальный налог в размере 1% от нашей выручки, чтобы помочь в финансировании проекта. Но на сегодняшний момент все без изменений. Ведем работу с профильными ведомствами.
Советник президента Герман Клименко на днях заявил, что вариантов контроля за соцсетями и интернетом у России, кроме как пойти по стопам Китая, не существует. Firewall, как противодействие внешним врагам и так далее... Понятно, что щупают почву, но насколько это вообще возможно с нынешним уровнем глобального проникновения технологий?
Высказывание Клименко вырвано из контекста. Он после этого еще комментировал и вообще говорил на эту тему не раз. Насколько я понял его мысль, технически у России нет другого пути ограничения, кроме китайского, но в России это невозможно, поскольку люди здесь привыкли к другому и просто этого не поймут. Хотя теоретически в любой стране возможно все, особенно если посмотреть на Америку, Трампа, то, что там происходит, и то, как там люди всему этому удивляются.
Пока же, если оценивать развитие нашей отрасли в целом, государство ведет себя достаточно грамотно, если не считать закона Яровой. Хотя и в нем есть своя правда, и они тоже понимают, что делают. Я бы не сказал, что государство навязывает радикальные решения. Наоборот, у нас есть диалог на всех уровнях. Все признают значение интернета, как драйвера технологий, экономики и гражданских свобод.
Как считаете, какое будущее у социальных сетей, как главного подносчика новостей? И как в этом смысле будут выглядеть официальные средства массовой информации?
На мой взгляд, социальные сети – это способ общения, канал, который сам устанавливает правила и язык. Это уже никак не обойти. Да, действительно, появились и журналисты-одиночки, составляющие неплохую конкуренцию большим СМИ. Раньше, чтобы транслировать на аудиторию в миллион человек, нужно было дорогое оборудование, сегодня есть прямая трансляция в Facebook. Если вы авторитетный человек или организация, ничего технически сложного не требуется.
Но и массмедиа, надо сказать, активно присутствуют в социальных сетях с контентом гораздо более профессионального уровня. Я думаю, это одна из новых форм сосуществования. Конечно, она довольно сильно меняет общую картину, но я не вижу здесь проблем для средств массовой информации, которые вовремя замечают, что можно работать и по другим стандартам. Конечно, это путь упрощения, но СМИ существовать будут, потому что качество и разнообразие информации, широта палитры суждений – это другой уровень.
Не секрет, что мессенджеры забирают трафик у SMS, Facebook становится главным издателем новостей, Сбербанк создает собственного мобильного оператора. Как вы выдерживаете конкуренцию, когда на вашу "поляну" приходят игроки из смежных отраслей?
Мессенджеры – естественный путь развития. В конце концов, это тот же оплачиваемый трафик. У нас есть и свой мессенджер, который мы не торопясь развиваем. Бороться с этим с помощью SMS, наверное, уже невозможно. С глобальными сервисами вообще трудно сражаться. Есть только один вопрос, связанный с законодательством. Как оператор связи, мы считаем, что в случае пользования мессенджерами потребитель должен получать те же права, что и в мобильной связи. В первую очередь, это касается сохранности частных данных, во вторую – защиты от спама.
В свое время мы сумели остановить спам-рассылки, в результате чего спамеры ушли в мессенджеры и спокойно там работают. Это не очень справедливо. Если помните, был скандал с двумя оппозиционными деятелями, у которых взломали Telegram. Этот сервис заявил, что во всем виноваты в МТС, а тем пришлось оправдываться, хотя они вообще были не причем. Суть в том, что к Telegram невозможно применить какие-либо санкции, а к МТС можно. Это еще одна зона для улучшения законодательства.
Насколько удачной выдалась история с выпуском банковской карты "Мегафона"?
У нас уже несколько сотен тысяч пользователей. У каждого оператора есть похожие продукты, но наш отличается. У "ВымпелКома" (торговая марка "Билайн" ред.) – партнерство с Альфа-банком, у МТС - свой большой банк.
Мы сотрудничаем с небольшим банком. Наша карта привязана к мобильному счету, который становится банковским, что очень удобно для многих групп населения, у кого нет банковских карт – для детей, для мигрантов. Вы можете не светить свою основную карту для мелких покупок, привязать к телефонному счету с десяток карточек и раздать их своим малолетним детям. Вы будете четко понимать, что больше ваших 500 руб. они не потратят.
У нас есть мобильное телевидение. Недавно запущен продукт "Умный дом" – очень интересный и, наверное, впервые собранный настолько привлекательно и, как говорят, sexy. Комплект дешевле, чем у конкурентов. Мы тоже идем на чужие территории, и посмотрим, кто кого.
Глядя на семимильные шаги, которыми в быту развиваются современные технологии, голова кругом идет. Вы считаете, человек способен все это переварить?
Я недавно зашел в обычную аптеку и увидел много вариантов оплаты: картой, причем просто приложив ее, через Apple Pay или Android Pay. В итоге расплатился телефоном, что довольно прикольно. Выбор есть, что-то станет более популярным, что-то менее, или останется многофункциональность, и каждый будет выбирать, что ему удобно. Наша задача – предложить нечто конкурентоспособное.
"Мегафон" всегда поддерживает спорт, социальные и образовательные проекты. Чего ждать от вас в 2017 году? Есть "вишенка на торте", которой вы удивите клиентов, конкурентов, общественность?
Отчасти это секрет, поскольку представляет собой крупные коммерческие спонсорские проекты. Но грядет чемпионат мира по футболу, а у нас есть огромный социальный проект – чемпионат России по футболу среди всех детских домов с финалом в Сочи. Мы тратим на него порядка миллиона долларов. Сейчас на нас вышла британская благотворительная организация, которая делает чемпионат мира среди беспризорных детей в Бразилии. Возможно, мы вместе с ними сделаем этот турнир в России, а уже в 2017-м проведем здесь предварительные соревнования.
Кроме того, по нашему основному профилю мы строим инфраструктуру к ЧМ-2018 на трех аренах. Если кто был в Сочи на Олимпиаде, мог убедиться, что весь 40-тысячный стадион на церемонии открытия мог смотреть видео по мобильной связи. На то время это была лучшая скорость в мире. Безусловно, лучшую скорость мы покажем и на чемпионате мира по футболу, одной ногой ступив уже в пятое поколение связи.