Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Ирина Мальцева: "Автоматизация не заменит взгляда в глаза сотруднику"

HR-директор макрорегионального филиала "Волга" ПАО "Ростелеком" Ирина Мальцева рассказала РБК ТВ Нижний Новгород о трендах кадровой политики и современных решениях в области управления персоналом
Ирина Мальцева
Ирина Мальцева (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Ваша компания проводит большое мероприятие, посвященное теме новых технологий в HR. Для чего вы это делаете, и каких целей хотите добиться?

"Ростелеком" совместно с HeadHunter проводит конференцию "HR-Tech". Мы хотим посвятить наше мероприятие технологиям, которые касаются как диджитализации и автоматизации всех процессов, так и раскрытия потенциала людей в компаниях. Задача мероприятия – не просто собрать отраслевых профессионалов и руководителей, но и создать атмосферу, в которой в формате дискуссии мы будем слушать экспертов, делиться опытом, проводить исследования в режиме онлайн. Это необходимо для возникновения новых инсайтов и новых партнерских проектов. Инновации появляются на стыке опыта и знаний специалистов из разных отраслей и направлений. Наша конечная цель – формирование среды co-creation, то есть возможностей для совместного творчества.

Цель "Ростелекома" понятна. У вас крупная компания, встроенная в цифровую экономику. Но зачем вы обо всем этом рассказываете другим участникам рынка? Есть какие-то особые задачи?

Как социально ответственная компания, мы открыто делимся своими разработками и инструментами, чтобы развиваться за счет обратной связи. Инновации возникают в процессе коммуникаций с клиентами и потребителями, и представители HR-сообщества тоже являются нашими потребителями. Обогащая других, мы обогащаемся сами.

Видимо, в рамках конференции вы собираетесь предложить рынку новые интересные решения. Понятно, что это крайне важная сфера для компаний, которые должны выживать и развиваться. Готовы приоткрыть занавес? Есть ли особенно интересные эйчарам темы?

Мы действительно покажем новинки и поделимся самым современным опытом – собственным и других компаний. Например, мы расскажем о сервисах VCV (видеоинтервью), о том, каким образом сегодня нанимать персонал через социальные сети. Выступят HR-практики ведущих компаний - "Ростелеком", Microsoft, HeadHunter, а также эксперты АСИ, ICF Russia Chapter, Совета по профессиональным квалификациям при президенте РФ. Наши партнеры представят свои новейшие инструменты управления персоналом: подбор, адаптация, обучение, оценка и развитие.

Любой специалист, ведущий поиск сотрудника, сегодня открывает социальные сети, смотрит профили соискателей, изучает информацию и сферу их интересов. Что обычно отталкивает HR-руководителя, пусть даже он видит умного и образованного парня? На что нужно обратить внимание людям, за которыми теперь следят везде?

Мы же говорим об автоматизации. Информацию ищет бот, робот, по ключевым словам, точно так же, как мы с вами задаем "ключи" в поисковиках. Как правило, HR-специалист тоже вбивает ключевые слова – место работы, профессию и должность. И первое, о чем нужно позаботиться соискателю – указать в своем профиле место работы, и что он закончил. Такой профиль попадет в спектр кандидатов на вакансию. А дальше – учитываются увлечения, хобби - роботы умеют понимать, чем увлекается человек, и насколько его ценности соответствуют ценностям и модели компетенций компании.

Если ценностью человека является только зарабатывание денег, он может устроиться в вашу компанию?

Может. Для некоторых позиций это очень важно, например в продажах. Система мотивации в "Ростелекоме" выстроена таким образом, чем больше ты продаешь, тем больше зарабатываешь.

Как правило, любая крупная компания забюрократизирована. Сколько обычно проходит времени от момента, когда вы впервые увидели претендента, и до того, как он выйдет на работу?

Мы стараемся работать над максимальным сокращением этого периода. И сейчас два собеседования с эйчаром и руководителем – это все, что нужно для того, чтобы попасть в компанию. Как правило, требуется от двух недель до месяца с момента первого контакта с кандидатом до его трудоустройства.

Как представляется, особых проблем с поиском людей "Ростелеком" не испытывает. Молодое поколение миллениалов, Y-поколение технически подковано уже лет с 12-ти. Их целая армия сейчас выросла, и им нужна работа. Во-вторых, люди хотят работать в компаниях с государственным участием. Надежность, уверенность в себе, социальные пакеты и так далее. Есть какие-то позиции и профессии, в которых вы постоянно испытываете нехватку? И если да, то с чем это связано?

На рынке труда людей много, но тех, кто подходил бы для определенных уровней должностей, всегда не хватает. И крупные компании охотятся за талантами. И "охота за головами" продолжается. Сейчас поколение миллениалов целенаправленно выбирают компании для трудоустройства, меняя практику на рынке. Есть массовые профессии, например агент по продажам, где всегда наблюдается текучка: люди растут, зарабатывают деньги, переходят на новый уровень, меняют место жительства.

Когда люди попадают в "Ростелеком", они удивляются количеству постоянных изменений и инноваций, продуктам на основе облачных решений. Например, виртуальный центр обработки данных. И очень часто ожидание тишины, стабильности не совпадают с тем, что они видят внутри. Поэтому мы работаем для того, чтобы наш HR-бренд демонстрировал, насколько мы быстрые и инновационные.

Как справляетесь с известной историей вымывания кадров? Наверное, даже внутри "Ростелекома" приходится конкурировать с офисами в Москве, Петербурге и Екатеринбурге.

Людей удерживаем проектами, которые реализуем для всей России. Сейчас мы реализуем крупнейший проект по созданию единого межрегионального центра управления сетями связи. Столица проекта – в Нижнем Новгороде. Мы только начали набор сотрудников. Это будет огромное подразделение – порядка 500-600 человек, которое будет обеспечивать функционирование ядра сети.

Допустим, к вам на собеседование пришел человек: вы видите перед собой качественного менеджера, у которого все есть, но что-то не то с характером, и чувствуется червоточинка, способная поломать дух команды. Выбираете его или отказываете?

Важно узнать, какие ценности у этого человека, и готов ли он к изменениям. В свою команду я беру людей с прямолинейным характером, тех, кто будет иметь и высказывать собственное мнение. Другие руководители могут на таком кандидате поставить "крестик". Но, как правило, в компаниях сейчас востребованы люди, которые будут менять систему. Поэтому за скверным характером нужно видеть результативность кандидата, его потенциал для компании.

В Советском Союзе и унаследовавшей его традиции России силен авторитарный стиль управления. Есть начальник, вертикаль и принцип "сказано – сделано". Сейчас мировые гранды Apple и Google показывают нам преимущества движения по горизонтали. Очень много людей вовлекаются в принятие решений целой командой. Особенно это касается поколения миллениалов, которое хочет более свободного графика работы, творческого подхода, не всегда за деньги, но еще и за самореализацию. Как с этим в "Ростелекоме"?

На линейных уровнях старые процессы еще остались, но мы делаем очень многое, чтобы наши люди работали в командах. Введено проектное управление. В Нижнем Новгороде создана одна из ЛИН-лабораторий, которая занимается совершенствованием процессов по второй линии технической поддержки клиентов по всей России. Не важно, кто ты – электромонтер, электромеханик или руководитель группы в команде ты высказываешь свое мнение, берешь проекты и пробуешь их реализовать. Создаются межфункциональные команды, центры компетенций. Например, макрорегион "Волга" – один из немногих в стране, кто берет на себя очень много проектов и ведет их по всей России.

Цифровая компания по определению не может быть таковой только в названии. Наверняка мобильность везде и во всем должна присутствовать в повседневности. Какие это системы? Что вы используете, чтобы находиться на связи с командой? Может быть, есть какие-то собственные разработки?

У нас много автоматизированных процессов. Как большинство людей, мы пользуемся мессенджерами, чтобы оперативно обсуждать рабочие вопросы. Конечно же, мы используем автоматизированные системы документооборота и работы с персоналом. Например, сейчас мы внедряем в компании Success Factors – сервис для сотрудников и руководителей, облегчающий работу с кадровыми документами, планами развития, обучением, отбором сотрудников и так далее. Это система, помогающая управлять сотрудниками в период от найма до увольнения. Как руководитель, так и рядовой сотрудник в мобильной версии приложения может выставить себе оценку для начисления премии или заполнить заявку на подбор специалиста.

Аджайл – модное и все чаще употребляемое слово. Мировые лидеры и крупные компании в России активны в этом направлении. Вы это тоже развиваете?

Аджайл компании работает на верхнем уровне для разработки новых продуктов. Эта технология позволяет собирать людей из разных регионов, с нужными компетенциями и за короткий промежуток времени вырабатывать командное решение. Может быть, вы уже сталкивались с продуктом "Моя Ёлка" "Ростелеком"?

Я, например, сама в новогодние праздники с ребенком вырастила виртуальную елку. Это один из пилотных запусков продукта команды аджайл в "Ростелекоме". Конечно же, мы создаем не только социальные продукты. То, что будет выходить на рынок сейчас, стало результатом работы продуктовых офисов и диджитал-офисов компании, находящихся в Москве. Например, сервисы информационной безопасности, организации офиса на мобильных устройствах, виртуальные сервисы для офиса с возможностью безопасного удаленного использования корпоративных информационных систем на телефонах и планшетах сотрудников.

Насколько факторы человеческого капитала, вложений в его обучение и развитие, умение чувствовать изменения на рынке важны для "Ростелекома" сегодня?

Трансформация персонала находилась на одном из первых мест, когда осуществлялась трансформация компании. Мы очень много работали с вовлеченностью, с компетенциями, с квалификацией персонала. И сегодня мы очень гордимся тем, что уровень вовлеченности сотрудников по макрорегиону "Волга" вырос практически на 20%.

Но с ростом роботизации конкуренция за рабочие места будет расти. Как вы готовитесь к встрече с этим социальным явлением, когда люди начнут проигрывать машинам?

Два года назад мы в числе первых среди крупных корпораций запустили программу "Аутплейсмента" – поддержки сотрудника, если он увольняется из-за оптимизации технологий или бизнес-процессов. Это и психологическая помощь, и помощь в составлении резюме, ориентации на рынке труда. В разных регионах мы заключили немало соглашений с крупными работодателями, которым нужны квалифицированные сотрудники: "Почта России", РЖД, "Алмаз-Антей". Таким образом, на выходе из "Ростелекома" мы трудоустраиваем людей в партнерские компании.

Это работает?

Сама технология эффективна, но в российской действительности, к сожалению, не все люди готовы прямо сейчас перейти в другую компанию, даже если предоставляется такая возможность. Есть категория сотрудников, которые получают выходное пособие и ждут, что будет дальше.

В 2015-2016 годах рынок труда находился в тяжелом состоянии. Где-то с августа стало чуть получше. И все равно, соискателей значительно больше, нежели вакансии, а зарплатные ожидания многих кандидатов в глубине души значительно выше реальных возможностей компаний. Тем не менее, люди готовы работать за меньшие деньги, и работодатель правит бал. В "Ростелекоме" люди держатся за свои места?

В нашем случае не соглашусь, что люди готовы на худшие условия. Мы не почувствовали кризиса. И за последние два года ожидания соискателей выросли. Люди с рынка хотят все больше и больше.

Сотрудники компании дорожат своей работой. Но вот парадокс: с одной стороны, специалисты, обеспечивающие эксплуатацию сетей, хотят работать в компании. С другой – компании важна "новая кровь", инновационные команды из людей IT-сферы, проектные менеджеры, и здесь разворачивается большая конкуренция за таланты.

Насколько новые технологии в HR влияют на качество продукта? Это связанные вещи?

Конечно. В первую очередь надо говорить не об автоматизации и диджитализации, а об индивидуальном подходе к каждому человеку. Автоматизация лишь сокращает трудозатраты, но без взгляда в глаза, чтобы почувствовать человека, решения не принимаются.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Н.Новгород
В городе Запорожье прозвучал взрыв Политика, 05:27
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10