Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Анастасия Полозова: "Музеи стали бороться за аудиторию"

Начальник отдела общественных связей Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО (Арсенал) рассказала Валентине Тимониной о недостатках музея, плане по их исправлению, конкурентной среде и грамотной работе с аудиторией
Фото: РБК
Фото: РБК

Недавно The Art Newspaper опубликовала ежегодный рейтинг посещаемости музеев, и за прошедший год Арсенал поднялся в региональном топ-листе с 9-го на 7-е место. Стал ли для вас сюрпризом такой результат, и какие у вас были пиковые показатели в течение года?

Для нас это был приятный сюрприз, потому что мы сами узнали об этом, только увидев ссылку в интернете на этот рейтинг. Очень приятно обнаружить себя в этом списке, потому что для нас действительно важно, чтобы музей и его проекты были востребованы. Это сухие цифры статистики, но за ними стоит много коллективной работы. Когда Арсенал открылся в 2011 году, за первые восемь месяцев работы его посетили 11 тыс. человек — мы понимали, что цифра эта скромная, но честная. В этом году только в "Ночь музеев" к нам пришли более 30 тыс. посетителей, и, хотя нам неловко было озвучивать такой результат, это, опять-таки, честный показатель.

Вы, кстати, ежегодно активно включаетесь в "Ночь музеев". Я в этом году разговаривала практически со всеми организаторами и мне показалось, что не все добровольно в этом участвуют — это, в некотором смысле, "обязаловка". Как вы относитесь к этой акции относитесь и какое видите в ней значение для Арсенала?

Для нас это, скорее, "вечер музеев": мы находимся на территории Нижегородского кремля и поэтому обязательно должны закрываться в 10 часов вечера. А если серьезно, такое мероприятие — это возможность показать зрителям, которые, может быть, пришли в первый раз пришли, все наши возможности. Мы устраиваем "дегустацию" музея: показываем и детские мастер-классы, и возможности медиатеки ​— это свободное пространство, где можно познакомиться с литературой и периодическими изданиями об искусстве, кино, архитектуре — и, конечно же, наши выставки. Обычно в "Ночь музеев" мы проводим серию авторских экскурсий и всегда видим положительных отклик наших зрителей, которые очень их полюбили.

Можно ли оценивать только количеством посетителей успешность работы музея? Какие еще показатели вы учитываете?

По количеству посетителей можно судить об успешности музея, но ориентироваться исключительно на это нельзя. Поскольку мы очень серьезно занимаемся не только выставочной, но и исследовательской, и просветительской деятельностью, для нас важна не только посещаемость, но и признание профессионального сообщества. А то, сколько человек приходят на выставки, зависит от грамотной работы с аудиторией — заинтересовать зрителя можно, имея любой материал.

Арсенал позиционируется как пространство для всех. Я слежу за тем, что происходит в Москве, и вижу, что там публика очень требовательна: сколько раз в Гараже поднимался скандал из-за того, что туда нельзя пройти маме с коляской. Сейчас вы готовите проект "Арсенал: маршрут и образ". Я слежу одним глазом, но пока не до конца понимаю, что это. Расскажите, что вы делаете и зачем?

Этот проект по созданию системы навигации, которая позволит зрителям легко ориентироваться в пространстве Арсенала. Наша главная проблема — два отдельных входа, которые соединены только двором. То есть, зритель еще на улице должен определиться, идет он на выставку или на концерт. Кроме того, внутри помещения тоже есть свои особенности. Когда мы готовились к открытию второй очереди Арсенала в 2015 году, мы, конечно, очень хотели максимально самостоятельно заняться организацией пространства. Но, к сожалению, для этого у нас не было возможностей, в том числе финансовых.

Когда фонд Потанина объявил грантовый конкурс, у нас уже была готова заявка, и проект получил поддержку. Кроме того, мы готовы были той информацией, которую наработали, поделиться с нашими коллегами, с сотрудниками других музеев Нижнего Новгорода и всей России.

Вот этот грантовый конкурс, в котором вы участвовали, называется "Меняющийся музей в меняющемся мире". Расскажите, что это за изменения? О чем речь?

Сейчас каждый музей старается быть востребованным: это тренд, ситуация, в которой мы все живем. Мы попали в среду, где приходится конкурировать за свободное время наших зрителей, в том числе, с торговыми центрами, кинотеатрами и так далее. Арсенал — это музей современного искусства: соответственно, в его пространстве эксперименты и новые сценарии поведения зрителя выглядят совершенно естественными. Так и должно быть.

Как вы считаете, классические музеи тоже должны быть в тренде — подстраиваться под новую аудиторию, которую нужно тащить из торгового центра в музей? Как должно быть в идеальном мире?

В идеале, конечно, музей должен подстраиваться под зрителя. И здесь нет исключений: не важно, чем занимается музей, чему посвящена экспозиция. Все-таки сейчас реальность такова, что она заставляет музеи реагировать на аудиторию, на зрителя. Раньше мы просто жили в других условиях. 

Судя по посещаемости музеев, которая растет, и по тому, что дискуссии о выставках вышли за пределы узких сообществ - запрос на искусство, действительно, появился. Музеи стали модными, их аудитория расширилась. Но с этим пришли и проблемы — в этом году несколько выставок подверглись разной степени грубости вторжениям. Это новая реальность или так было всегда, просто менее заметно? И приходится ли вам сейчас, когда вы готовите какую-то выставку, думать о том, что что-то может пойти не так?

Конечно, мы думаем об этих вещах, потому что это реальность, которую нельзя игнорировать. Мы показываем готовые проекты и не занимаемся цензурой всерьез: есть куратор, который создает выставку. Наша задача — правильно работать со зрителем: объяснять, просвещать, грамотно организовывать экскурсии. Если на выставке есть какие-то работы, которые требуют возрастного ценза, мы их огораживаем, ставим маркер. Что касается других вещей — это вопрос интерпретации. Мы всегда нашим зрителям говорим, что вопрос не в понимании, а в открытости восприятия. Нужно не бояться, доверять себе и своим ощущениям.

Очень важно показать, как взаимодействовать с работами художников, как реагировать на них. Иногда приходится объяснять какие-то совершенно простые вещи. Что-то может вызывать у зрителя негативную реакцию — это нормально. В современном искусстве художник иногда ставит задачу вызвать не умиление и восторг, а какие-то другие чувства. И нужно подумать, зачем он это сделал.

Это требует вовлеченного зрителя.

Да, но мы помогаем. Мы готовы помогать. Сейчас у нас на выставках появились арт-медиаторы.

Кто это?

Это группа наших волонтеров, которые постоянно находятся в выставочном пространстве, готовы говорить об искусстве и отвечать на вопросы. Посетители музеев привыкли к стандартным экскурсиям, мы же стараемся сделать этот процесс интерактивным. У каждого арт-медиатора в Арсенале есть значок: "Если ты хочешь поговорить об искусстве, спроси меня". Это приглашение к диалогу наших зрителей, потому что такая потребность есть.

В прошлом году, когда ЦСИ объединялся с РОСИЗО, было много беспокойства относительно того, как это будет работать. Для нас, сторонних зрителей, разница, наверное, не видна. Как вы оцениваете слияние изнутри?

Пока трудно говорить о каких-то итогах. Объединение двух больших государственных организаций — это сложный и долгий процесс. Теперь мы живем немного в других условиях, но это не касается нашей обычной деятельности. Вы сами сказали, что для зрителя это не ощутимо. Наше название теперь звучит по-другому, но нас все равно знают как Арсенал. И все наши планы остаются нашими планами.

Тогда о планах Арсенала — очевидно, что в последние годы он очень растет. К чему вы движетесь и каким видите процесс этого движения?

Если говорить конкретно о моей сфере деятельности — конечно, хотелось бы сделать музей более популярным. Мы хотим, чтобы Арсенал стал знаковым местом для Нижнего Новгорода, и он уже им становится, в том числе для туристов, которые в будущем году, думаю, заполнят наш город. К этому мы тоже готовимся.

Если говорить о ближайших планах — мы готовим выставку "Простые чувства" к нашему двадцатилетию, которое будем отмечать в июле. Это своего рода заключительная часть "трилогии" наших больших проектов: первым был "Музей великих надежд", которым открывалась вторая очередь Арсенала в 2015 году, затем — "Жизнь живых", кураторы которой в этом году номинированы на премию "Инновация". Выставка, а точнее — анти-выставка "Простые чувства" будет посвящена треугольнику взаимоотношений зрителя, художника и произведения искусства, зрителя и художника. Секретов пока раскрывать не буду, но это очень важный для нас проект, и мы не случайно готовим его к юбилею музея.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 декабря 2024
EUR ЦБ: 106,1 (+0,15)
Инвестиции, 31 дек 2024, 09:38
Курс доллара на 29 декабря 2024
USD ЦБ: 101,68 (+1,15)
Инвестиции, 31 дек 2024, 09:38
Все новости Н.Новгород
VG узнала о предстоящей свадьбе Магнуса КарлсенаСпорт, 18:47
В партии Шольца поддержали дальнейшие переговоры между ним и ПутинымПолитика, 18:43
Амарал пожаловался на вмешательство «людей со стороны» в дела «Спартака»Спорт, 18:29
В Крыму двое детей погибли в ДТПОбщество, 18:26
ANEX Tour прокомментировали ДТП с россиянами в ТаиландеОбщество, 18:23
Суд арестовал имущество замглавы Военно-медицинской академииПолитика, 18:19
Стало известно состояние попавших в аварию в Таиланде российских туристовОбщество, 18:10
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Посольство в Таиланде сообщило, что после ДТП россияне не просили помощиОбщество, 18:03
Умер американский актер Джон Каподис, снимавшийся в «Эйс Вентуре»Общество, 17:54
Швеция выделит $27 млн на поставку Румынией ЗРК Patriot УкраинеПолитика, 17:40
Видео момента, когда автобус с россиянами в Таиланде попал в ДТПОбщество, 17:39
Тест: угадайте города по их старым названиямНедвижимость, 17:32
В Таиланде автобус с российскими туристами попал в аварию⁠Общество, 17:28
Родри ответил Роналду на слова о незаслуженном «Золотом мяче»Спорт, 17:20