Олег Лавричев: "Развитие муниципалитетов в регионе стало факультативным"
Новый созыв законодательного собрания Нижегородской области работает уже полгода. Начало было тревожным – шла достаточно неоднозначная дискуссия, и мы в плохом смысле прославились на всю Россию. Сейчас всё успокоилось? Депутаты работают теперь на одной волне?
Буквально на днях состоялось заседание фракции "Единой России", на нём выступал губернатор и говорил как раз о том, что созыву исполнилось полгода, и нужно подвести итоги. Он выразил удовлетворение той консолидированной работой, которая сейчас начала получаться. Но при этом глава региона отметил, что депутатский состав нынешнего созыва гораздо более активный, заинтересованный разбираться в деталях, нюансах тех решений, проектов и постановлений, которые разрабатываются, готовятся и вносятся на рассмотрение.
Среди решений, принимавшихся вами и вашими коллегами, встречались и довольно неоднозначные. Например, почти 200 млн руб., которые будут потрачены на создание мультимедийного музея на Нижегородской ярмарке. Я очень люблю музеи, но у меня вопрос: по каким дорогам мы туда приедем? Получается, что 23 млн руб., которые остались после уплаты долгов, выделяются на ямочный ремонт, и той же рукой существенно большая сумма отправляется на создание музея. Это вообще как? Объясните логику этого решения. Есть же проблемы, которые реально надо решать!
Говорилось о сумме около 140 млн руб. Я думаю, что в комплексе со стадионом эта территория получит хорошее благоустройство, и проблема с дорогами и подъездами будет решена. Я уверен, что это место важно, исторически значимо для города, оно должно стать, на мой взгляд, наиболее посещаемым в городе. Особенно для молодёжи.
То, что Стрелка может стать и, надеюсь, станет новым общественным центром Нижнего Новгорода – это замечательно. И тем не менее. Вот мы все говорим про чемпионат мира по футболу. Получается, что всё сейчас будет брошено на то, чтобы отремонтировать дороги, ведущие на Стрелку, построить станцию метро, стадион там же. Это, конечно, здорово, но как быть, например, жителям ул. Мончегорской, ул. Лысогорской и других, которые находятся на периферии? Они будут смотреть на всё это, завидовать и недолюбливать власть за такие решения. Хватит ли денег, чтобы преобразить весь город? Или с этим есть проблемы?
Мне трудно говорить за город Нижний Новгород, поскольку я представляю в заксобрании территорию Арзамасского округа. Тем не менее, выскажусь. Денег, конечно, всегда не хватает. Задачи перестроить весь город не стоит, но реконструкция коснётся центральных магистралей, подъездных путей к Нижнему Новгороду. Допустим, мы сейчас наблюдаем активную работу на Саранской трассе на участке "Нижний Новгород – Арзамас". Я думаю, что федеральные целевые средства, выделенные в достаточном объеме, плюс бюджетные возможности Нижнего Новгорода и области могут существенным образом преобразить город. И наши гости увидят лицо города обновлённым.
Скажите, вас разве устраивает сегодняшняя ситуация с Нижним, его заброшенность, точечная застройка, грязь, отсутствие дорог? Наверное, у вас с позиции депутата и гражданина есть вопросы к городскому менеджменту, к людям, которые отвечают за всё это. Есть дискуссия в этой части? Потому что история странная: депутаты со всем согласны, а люди на улице просто не верят своим глазам, что происходит.
Моя семья живёт в Нижнем Новгороде, поэтому я нижегородец, несмотря на то, что работаю и живу сейчас в Арзамасе. Конечно, нам бы всем хотелось видеть город в лучшем свете. Здесь много накопившихся проблем. К сожалению, мы констатируем, что средств не хватает, в том числе потому, что приоритеты формирования городского и областного бюджетов были смещены в сторону реализации крупных инвестиционных проектов на территории региона. Мы знаем, что это за проекты – это и Южный и Северный обходы города, и метрополитен, и стадион к чемпионату мира. Из-за этого развитие муниципальных территорий стало немного факультативным. Поэтому я надеюсь, что с завершением этих проектов мы, областное заксобрание, будем формировать бюджет в нормальных условиях развития экономики региона.
Это очень важно: экономика двигается вперед – мы имеем возможность увеличивать поступления в консолидированный бюджет. Поэтому я рассчитываю на то, что мы оттолкнёмся от этого низкого старта и сделаем акцент на благоустройстве и развитии муниципальных территорий и, конечно, Нижнего Новгорода.
Вы – председатель комитета по экономике и промышленности. Вы, наверное, точно знаете, в каком состоянии находится сегодня экономика Нижегородской области. Она всё ещё находится в кризисе, экономических возможностей всё меньше и меньше? Судя по состоянию малого и среднего бизнеса, по разговорам на улицах и падению доходов населения всё не так гладко. Или всё же есть ощущение, что мы вот-вот нащупаем эту новую модель, новую экономику, и станет легче жить?
Буквально в начале марта мы подводили итоги работы реального сектора экономики Нижегородской области за 2016 год. Относительно ПФО и России в целом, где рост индекса производства составил 102%, у нас он составил 105,5%, а по обрабатывающей промышленности – 106%. То есть он лучше, и динамика положительная. ВВП региона составил 1,108 трлн руб.
Это внушает осторожный оптимизм. Хочу поговорить про завод, которым вы руководите. АПЗ – это крупнейшее предприятие, работающее, в том числе, и на гособоронзаказ, на который выделялось достаточное количество денег. Как сейчас с этим обстоят дела? Говорят, что есть падение заказов от государства, вроде и военный бюджет стал меньше. Как на вашем предприятии?
Я бы очень осторожно говорил о падении, потому что мы как раз наблюдаем рост. В 2016 году мы увеличили объем товарного выпуска на 34% по сравнению с 2015 годом. И прогноз 2017 года у нас опять с ростом: от 15 до 20% по отношению к 2016 году. Конечно, Арзамасский приборостроительный завод относится к высокотехнологичному сектору, и 90% продукции мы выпускаем сейчас по государственной программе вооружений, в рамках исполнения гособоронзаказа, для предприятий концерна ВКО "Алмаз-Антей" (противовоздушные средства и системы) и корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (авиация).
А какую продукцию вы конкретно производите? Если это, конечно, не тайна. Просто для меня название "Арзамасский приборостроительный завод" звучит достаточно мирно.
Мы очень мирное предприятие. Дело в том, что мы создаём системы автоматического управления для многих летательных аппаратов различного класса. В основном это средства противовоздушной обороны – ракетные вооружения для авиации. Это то, что обеспечивает защиту воздушного пространства от угроз нападения с воздуха. Мы не создаём наступательные системы, которые обеспечивают превентивный удар.
Не могу не спросить про оснащение техникой. У многих экспертов есть версия, что мы делаем всё замечательно, но оборудование (станки, ПО) всё же сделано на Западе. Вы пользуетесь разработками отечественного IT-сектора и российских учёных?
Наше предприятие активно закупает высокопроизводительное и высокоточное оборудование, произведенное мировыми производителями. Я имею в виду механическое, обрабатывающее оборудование, оборудование для изготовления печатных плат электронных компонентов. К сожалению, ещё в 1990-е годы Россия многое из ключевых технологий утратила, в частности в станкостроении. Сейчас есть некоторый подъем в этом секторе, но требования заказчиков, разработчиков, которые создают новейшие образцы вооружения и военной техники, обязывают нас предъявлять очень высокие требования к нашей продукции. Это обеспечивается как раз теми возможностями, которые наша станкостроительная промышленность обеспечить не может. Мы ежегодно инвестируем огромные средства в модернизацию, техническое перевооружение своих мощностей.
АПЗ – успешное предприятие. Это не комплимент, а констатация факта. А как у вас обстоят дела с кадрами? У вас предприятие, которому необходима экономика знаний – на нём должны работать те, кто обладает высокими компетенциями. Как вы в рамках Арзамаса справляетесь с этой задачей? И как у вас дела с зарплатами?
Проблема дефицита компетентных квалифицированных кадров была всегда. Но в этом смысле Арзамас уникален – в нём сконцентрированы как раз те учебные заведения, которые обеспечивают основную поставку специалистов на предприятия оборонки. И, конечно, средний технический персонал также готовится в колледжах Арзамаса.
Мы ведем системную работу по привлечению, закреплению, мотивации кадров, чтобы молодёжь не искало лучшей доли где-нибудь в Москве, Санкт-Петербурге или в Нижнем Новгороде, а "приземлялась" на наших производственных площадках. АПЗ сотрудничает и с филиалом НГТУ им. Р.Е. Алексеева, и с Приборостроительным колледжем им. П.И. Пландина, и с Арзамасским коммерческо-техническим техникумом. В последних двух мы создали ресурсные центры, существенно обновили материально-учебную базу, вложили вместе с правительством Нижегородской области немалые средства.
Средняя зарплата на нашем предприятии, по данным 2016 года, была в районе 29 тыс. руб. Буквально с 1 марта 2017 года мы провели её увеличение ещё на 7%, то есть она уже превысила отметку в 30 тыс. руб. Для Арзамаса это неплохая цифра.
То есть выше, чем в среднем по Нижегородской области, и существенно выше, чем в отдельных районах.
Безусловно.
Какие вызовы ждет Арзамасский приборостроительный завод в 2017 году? С чем вам предстоит бороться, что будете преодолевать?
Мы продолжаем интенсивно работать над выполнением наших обязательств по гособоронзаказу, они у нас увеличиваются, как я уже сказал. Видимо, те средства и те рода войск, которые мы обеспечиваем своей продукцией, будут востребованы, что скажется на положительной динамике, которую мы для себя видим в следующем периоде. Но мы прекрасно понимаем, что рано или поздно это закончится. Хотя, то, что мы сейчас делаем сложно назвать "лафой", потому что государственный оборонный заказ исполняется в рамках действующего сейчас закона о гособоронзаказе, где регулируются многие вопросы: целевого расходования денежных средств, исполнения в конкретные сроки и, конечно, цены. Рентабельность всей нашей продукции – всего 8-9%.
Что касается рыночноориентированной продукции гражданского направления, то мы всегда в этой нише присутствуем очень активно. У нас в портфеле таких заказов от 10-20% и более. Мы выпускаем приборы учёта различных сред, медицинскую технику и продолжаем развиваться в этом направлении. Будем наращивать конверсионный ряд, модернизировать, вводить новые продукты и, конечно, искать другие ниши, где сможем достичь хорошего рыночного эффекта с точки зрения конкурентоспособности и рентабельности.
Не могу не спросить про чехарду в муниципальной власти Арзамаса. Не вдаюсь в подробности, но просто интересна ваша точка зрения как человека с богатым опытом эксперта, парламентария. Скажите, какой должна быть система самоуправления в муниципальном образовании: двуглавая, одноглавая, через всенародные выборы? Какая вам ближе и почему?
Если во всех районах и муниципальных территориях проводить всенародные выборы главы, то это будет слишком дорогим удовольствием. Кроме того, это будет некоторым образом подогревать эмоции, протесты, недовольство – никогда не бывает так, чтобы все были довольны избранным главой. Выборы – дело такое. Поэтому я за ту систему, которую мы приняли в августе 2016 года ещё прошлым созывом законодательного собрания, одноглавую систему.
Механизмы перехода на неё связаны с тем, что глава МСУ, выбранный по старой двуглавой схеме, дорабатывает свой срок либо подаёт заявление об отставке вместе с действующим главой администрации исполнительного органа. Но новая система по своей сути тоже остаётся двуглавой, потому что остаются две ветви власти – исполнительная и представительная. Только приоритет главы МСУ смещается в сторону первой из них. Если раньше мэр был главой МСУ-председателем городской думы, то теперь он – мэр-глава администрации. А председатель думы теперь отдельное лицо.
Это было сделано, чтобы не создавать путаницы среди населения. Ведь житель города идёт куда? К самому главному. А кто самый главный? Мэр. А у него есть механизмы, чтобы исполнить обещания, которые он даёт человеку? Если он – председатель думы, то у него нет таких механизмов, но они есть у главы администрации. Теперь это противоречие будет устранено.