Артем Баженов: "Современный рекламный рынок "плавает". Так и живём"
Как вы оцениваете состояние рекламного рынка в Нижнем Новгороде?
По данным АКАР, в 2017 году наружная реклама растет на 10%. В Нижнем Новгороде мы наблюдаем рост на 8%. Загрузка хорошая, если говорить о нашем формате. Пик наступает сейчас, летом, хотя обычно это бывает весной и осенью.
Необычно. С чем связано такое?
Возможно, происходит переформатирование бюджетов. Естественно, сейчас уже нельзя говорить о планировании на годы. Есть короткие прикидки – месячные и трехмесячные. Поэтому все так и "плавает". Собственно, так и живем.
Верно ли, что в наружной рекламе преобладают крупные федеральные клиенты – автобренды, большой общепит, банки? Или все же локальные рекламодатели тоже есть?
Безусловно, локальные тоже покупают наш инвентарь и наружную рекламу, как формат и канал коммуникации с потребителями. Если брать в процентном соотношении, доля федеральных рекламных компаний и крупных клиентов – примерно 70%. Остальные 30% – локальный рынок: рестораны, спортклубы, застройщики. У последних сейчас, кстати, очень большая активность.
По оценкам многих экспертов, классические рекламные агентства стагнируют и отваливаются. Это связано с новыми технологиями в онлайне, хотя программатик (автоматизированная реклама – ред.) и в оффлайн тоже приходит. По сути, человек, принимающий решение о покупке рекламного инвентаря, больше не нужен. В Нижнем Новгороде это распространено?
Не так активно, как хотелось бы, но это развивается. Мы планируем установить больше диджитал-конструкций, подключать разные форматы программатика. Есть несколько организаций, которые сейчас пытаются аккумулировать мозги и сделать качественный продукт, чтобы мы могли давать клиентам данные о том, кто и как часто видит их сообщение.
Цифровой формат дает сложные технологии, но упрощает взаимодействие с людьми. В рекламных агентствах работают люди – они же со временем останутся без работы.
Думаю, без сокращения персонала в крупных рекламных холдингах не обойтись.
Вы не первый год в бизнесе. Нулевые и нынешний момент: стало ли легче, удобнее и комфортнее работать?
Сейчас легче. Мы стали серьезным узнаваемым брендом, обросли большим количеством клиентов. В любом случае, развиваемся, продолжаем улучшать сервис.
Бизнес во многом стал подконтролен государству. Вам наверняка приходится работать и с государственными компаниями, и с частными. Есть ли разница в моменте принятия решений?
Нет, мы стараемся работать со всеми одинаково хорошо.
А сами клиенты работают с вами по одной и той же технологии? Говорят, в госкомпаниях больше регламентов, согласований, и все довольно медленно.
Я думаю, они просто дольше платят. Это основной минус.
Как считаете, есть ли шанс вернуть людям желание проявлять частную инициативу и рисковать?
Это от самих людей зависит. И в девяностые, и в нулевые, и сейчас нужно быть первым, не бояться рисковать. И все получится.
Вам удалось создать коммьюнити вокруг своих точек общепита. "Совок", "Пастарама" и "Салют" с точки зрения чека и аудитории, что называется, "попали", заняли свою нишу. Это продуманное чудо, или вы просто ввязались и понеслось?
Во-первых, я делал это не один, а с партнерами. Мы придумывали вместе, и это командная работа. Иногда бывали и импульсные проекты. Начиналось все с "Совка", но это было как хобби, как попытка попробовать. Тогда мы еще не думали, что это превратится в бизнес. Просто хотелось сделать что-то новое и интересное в Нижнем Новгороде.
Вы как будто один из героев журнала РБК, которые своей целью ставят не деньги, а поиск нового целеполагания в жизни. Хотим быть нужными людям, а потом вдруг раз – и стали зарабатывать. Сейчас какой смысл для себя находите?
Наше кредо не изменилось. Хотим, чтобы качественная еда была доступна каждому.
Фастфуд и кэжуал – конкурентная тема. Есть "Макдональдс", есть KFC, есть другие серьезные игроки. Вы зашли на рынок громадных компаний. Делаете что-то похожее, но несколько иначе. Где вы нашли лазейку для привлечения своего клиента?
Надо заботиться о качестве продукции и картинке. Сила бренда всегда имеет огромное значение. "Макдональдс" и KFC – мощные бренды, и что бы они ни делали, у них будут покупать. Суть всего – идея, посыл и сам продукт.
И, тем не менее, на рынке жесткая конкуренция. Есть из чего выбрать и куда пойти. Тем не менее, бывает, компании уходят с рынка – молодые и старые. С чем это связано? Город у нас такой бедный, или предприниматели выгорели?
Я особо не слышал, чтобы кто-то из крупных игроков закрывался. Переформатируются – это да, но это вопрос неудачной концепции. Наверное, отваливаются компании и проекты, не посчитавшие бизнес до конца.
Российская столица еды – это Москва или Петербург, как считаете?
Питер. Там более креативно подходят к названию и концепции. Концентрация отличных шеф-поваров высокая.
А у вас местные работают, или кого-то приглашаете из других городов?
Есть местные, есть профессионалы извне.
Как часто совладельцу ресторанов и кафе приходится питаться в своих заведениях? Какие места больше любите?
Нравится везде. Я с удовольствием ем все то, что мы производим. Сейчас большей частью бываю в "Пастараме". Она только открылась, нужно контролировать качество, оценивать работу поваров.
Уровень сервиса, оригинальное меню, неизменное качество продуктов, расположение, дружба с властью – расставьте по порядку важности эти факторы.
Из этого списка власть хочется сразу убрать. Мы соблюдаем регламенты, стандарты общепита, и нам больше никто не нужен. Если говорить обо всем остальном, на первом месте – концепция и расположение, на втором – интересный, новый и качественный продукт, на третьем – сервис.
Какими видите свои рекламные и ресторанные бизнесы через пять лет? Вы занимаетесь ими в мечтах?
Уже занимаюсь. Вижу их развитыми и высокотехнологичными.
Реклама и общепит – две разные сферы, две разные бизнес-модели. Как удается и там, и тут поспевать? Или эти бизнесы как-то связаны?
Все предприятия имеют своих управленцев, поэтому времени хватает. Мне в основном приходится заниматься развитием.
Как считаете, достаточно ли насыщен рынок общепита в Нижнем Новгороде, или еще есть куда встроиться и куда развиваться?
Это поле непаханое. Сейчас идет тренд на кавказскую кухню и национальную кухню вообще. По нашему представлению, это скоро пройдет. Главное – делать что-то новенькое и интересненькое. В мире полно всего – еды, которой еще не было в Нижнем Новгороде, да и в России тоже. Всем, кто хочет что-то сделать, желаю путешествовать чаще.