Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Валерий Зусман: "Экономист и менеджер не могут не знать языка искусства"

Директор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде рассказал Георгию Молокину о мультипредметном образовании, гибких навыках, свободе и коммуникации в учебном процессе будущего
Валерий Зусман
Валерий Зусман (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Мы живем в век четвертой технологической революции, цифровизации и лавинообразного роста объема информации. Все эти темы неразрывно связаны с изменениями в структуре высшего образования. Как оно отвечает на эти вызовы?

Это очень серьезные вызовы, и они подразумевают подготовленность тех, кто должен что-то делать в экономической сфере. Если говорить максимально обобщенно, то от человека сегодня требуются творческие способности, глубоко усвоенное чувство свободы поведения и включенность в связи с другими людьми, но принципиально важными при этом являются горизонтальные, а не вертикальные связи.

Звучит понятие "академические свободы". Студент, преподаватель, специалист, ученый – все они в поисках истины должны и имеют право свободно высказываться на темы, которые кому-то могут быть неудобными. Это касается, в том числе, отношений преподавателя и студента. Как эта тема сейчас развивается?

Это представляет собой вопрос о власти. Преподаватели – это субъекты, имеющие власть над своими учениками. Если эта власть монологическая, авторитарная, то это один тип взаимоотношений, если диалогическая, когда мы говорим не столько о власти, сколько о дискуссии, собеседовании, коллоквиуме, – все это указывает на совместность.

Вам и вашим преподавателям удается войти в режим диалога, если вы не согласны с мнением молодых людей? Вы ставите такие задачи?

Конечно. Преподавательская и студенческая среда Высшей школы экономики подразумевает только такой тип поведения. В кибернетике есть понятие фидбэка или обратной связи. Когда мы что-то делаем и не интересуемся резонансом, откликом, это и есть монолог. В идеале в высшей школе монолога быть не должно, и все должно находиться в диалогическом режиме. Задания в НИУ ВШЭ разрабатываются не так, что сразу видно заимствование в устаревших учебных пособиях, которым уже лет 50. Нет. В "Вышке" царит дух проектной работы. Ты решаешь задачу, и она твоя, не навязана сверху.

Проектная деятельность – важнейшая составляющая в мировой высшей школе.

Безусловно. Не так давно я был в Южной Корее. У них сращивание университетов и компаний, образования и бизнеса давно уже стало реальной повседневностью. Это и вектор развития Высшей школы экономики. Например, наши студенты-маркетологи решают не абстрактные задачи, а конкретные – поставленные IKEA и другими партнерами. И тут важно, в каком пространстве они их решают. К примеру, та же IKEA и ВШЭ создают свободное творческое пространство, где даже мебель в аудитории не стоит рядами – она легко трансформируется, и дизайн нетривиальный.

Речь идет о понятиях корпоративной среды? Свои табу, свои свободы и принципы…

Конечно. Мы говорим о корпоративной культуре: в ней безусловный интерес к мнению собеседника, в данном случае – у преподавателя к студенту и наоборот, что вполне естественно.

Знакомые мне молодые люди учатся в разных вузах, в том числе заканчивали и ваш. Вижу, как диплом ВШЭ способствует стремительному развитию карьеры. Но я вижу и очень сильный консерватизм в близкой мне гуманитарной сфере. Нужно выучивать даты, имена, события. Это кажется безумным архаизмом, потому что в лавине знаний нужно научиться ими пользоваться, а не заучивать.

Совершенно справедливо. У нас есть установка на самостоятельную работу студентов, чтобы большую часть времени они проводили в поиске и осмыслении информации. Это вещь настолько стара, что выглядит новой. Выдающийся историк и теоретик литературы Борис Викторович Томашевский ещё в незапамятные времена на лекциях филфака Ленинградского университета говорил: "Я не дам вам никаких знаний в законченной форме. Я научу вас искать". Вот эта мысль абсолютно актуальна. Искать надо. Искать свободно и осознанно.

Я буквально недавно перечитывал статьи Томашевского. Написанные несколько десятилетий назад, они совершенно не утратили свежести. Что значит – человек мыслит не сиюминутными, но вечными представлениями. Сейчас в ходу термин "гибкие навыки". Что это?

Это очень сложное понятие, к которому можно подходить с разных позиций, отталкиваться от психологии, социологии, лингвистики и так далее. Я не берусь дать исчерпывающее, обобщающее определение. Не будучи математиком совсем, я бы отталкивался от того, как математики описывают сложные вещи. Понимая, что нельзя дать дефиницию – в ней обязательно будет что-нибудь, что потребует своей дефиниции – они начинают описывать случаи, когда встречаются некие вещи. Описывая случаи, они раскрывают существенные признаки. Если описывать случаи, связанные с soft skills, я бы сказал так: принципиально чувство свободы, умение общаться с другим, когда ты не только говоришь, но и слушаешь, реагируешь на услышанное и способен донести до собеседника то, что хочешь сказать сам. Это можно назвать навыками презентации, но не так, что пытаешься свое "Я" представить, а заявляешь о проблеме, которую необходимо обсудить.

Наше революционное в плане технологического развития время существенно отличается от того, что было сто или даже 30-40 лет назад. Настолько стремительно меняются объемы информации, технологии ее донесения, что и человек обязан учиться изменяться, научиться учиться новому. Это особенность сегодняшнего дня?

Очень интересная тема, и говорить о ней нужно предельно конкретно. Даром импровизации, способностью к спонтанным решениям, когда логически эти решения не вытекают из существующего расклада, мы отличаемся от роботов, от искусственного интеллекта, который нужно знать и любить как эффективный инструмент. Человека отличает интуиция и способность реагировать неожиданно.

У нас есть образовательная программа "Фундаментальная прикладная лингвистика". Там нужны люди с право- и левополушарными способностями, люди с языковыми способностями, не чуждые ещё и математике. Не так часто встречается именно такое сочетание. В обучении есть программирование, но молодые преподаватели учат этому не так, как в направлении "Программная инженерия", а так, как учат языку. С одной стороны, это понятно ребятам, но, вместе с тем, это другой язык – не английский или немецкий, но язык программирования. Это творческий подход к непростым задачам, и он дает прекрасные результаты.

Кстати говоря, меня очень занимает языковая тема. Часто приходится слышать, что интернет исказил, извратил русский язык. Но может, просто родился новый? Может, не надо снобистски к этому подходить, а анализировать и осваивать?

Думаю, вы совершенно правы. Любой язык стремится к экономии в определенных ситуациях и к нарушению экономии в других ситуациях. Экономные действия современного интернет-языка просто нужно принимать как следствие новой коммуникативной ситуации. В нынешних условиях нельзя говорить на языке Гете и Шекспира – он чужд нынешней ситуации.

Но это ведь не значит, что мы не должны знать язык Гете, Шекспира, Толстого и Чехова. Это два разных языка.

Владение одним вовсе не отрицает владения другим, и это абсолютно принципиальный момент. Мы должны владеть разными языками, не бояться языковой культуры интернета, но при этом знать и язык классиков.

На примере вашего вуза очень интересно поговорить о многопрофильном, мультикультурном образовании. Сегодня взаимное проникновение одного знания в другое и одной науки в другую уже неоспоримо. ВШЭ считает эту задачу одной из приоритетных?

Наш университет можно назвать многопрофильным, и ректор Ярослав Кузьминов как раз и говорит о мультипредметных смысловых кластерах. Они созданы в Высшей школе экономики. Есть интерес к предпринимательству, как одной из основ университета, но он не сводится к бизнес-представлениям. Кто такой импресарио? Кто такой литературный агент? Безусловно, это тоже предприниматели в совершенно определенных сферах. А в журналистике предпринимательская жилка вообще необходима. Дизайн и маркетинг, менеджмент и культурология могут встречаться в нашем университете. Я убежден: тот, кто занимается экономикой и менеджментом, не может не знать математики и языка искусства. Это разные языки, но их грамматика и синтаксис чрезвычайно важны.

Как бы вы описали студента или преподавателя высшей школы сегодня и завтра? Это кто?

Будь мы в начале прошлого века – нам понадобились бы Герберт Уэлс или Жюль Верн. Я бы не рискнул давать исчерпывающую характеристику, а вот открытую – попытаюсь. Мне кажется, этот человек будет "возиться" со своим собеседником. Стоит задача персонального отношения к другому.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Н.Новгород
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21