Александр Шаронов: "Без оптимизма в предпринимательстве делать нечего"
Ситуация в российской экономике на сегодняшний день крайне далека от идеальной. Специалисты ВШЭ в своем недавнем отчете и вовсе заявляют о ее "структурной деградации". Тот факт, что в стране кризис, констатируют все — власть, оппозиция, экспертное сообщество. Как общероссийская ситуация соотносится с положением дел в Нижегородской области и что по этому поводу думаете вы как руководитель банка, который, главным образом, оказывает услуги малому и среднему бизнесу?
То, что происходит в стране, естественно, напрямую отражается на экономике региона — мы четвертый год наблюдаем за снижением ВВП, и как следствие, падением уровня потребительской активности и снижением показателей в сегменте МСБ. В то же время в период кризиса часть предприятий, как правило, демонстрирует определенную мобильность и способность адаптироваться к ситуации. Я считаю, что до тех пор, пока в нашей стране существует понятие частной собственности, место для малого и среднего бизнеса в экономике тоже есть.
В 90-е годы, как мы помним, заниматься частным бизнесом хотел каждый пятый житель страны. По данным социологов, сейчас этот показатель составляет всего 3% — такова доля людей с высшим образованием, готовых брать инициативу в свои руки. Подавляющее большинство после получения диплома рассчитывает на работу в госсекторе и госкорпорациях. Может ли на что-то рассчитывать частный бизнес в условиях формирующегося квазигосударственного капитализма?
Три процента, как мне кажется, завышенный показатель — существует статистика, согласно которой доля желающих заняться частным бизнесом не превышает 1,5%, а ведь считается, что для здоровой экономики хватило бы 3-5%. Люди с высшим образованием, имеющие определенный уровень знаний, смотрят на ситуацию довольно прагматично и "голосуют ногами". Мне попадался на глаза еще один отчет, в котором говорится, что доля госсектора в экономике за последние десять лет выросла вдвое и сейчас составляет порядка 70%. То есть, полным ходом идет процесс огосударствления экономики. Хорошо это или плохо — уже другой вопрос.
Но ведь, если смотреть на ситуацию шире, частный бизнес дает значительную степень свободы, возможность управлять своим временем и своими средствами. Почему так мало желающих? Люди не хотят быть свободными или просто не уверены в завтрашнем дне?
Отчасти и то, и другое. Люди оценивают возможность самореализации, вероятность успеха в заданной обстановке. Такой "социальный конформизм" — вполне естественное явление. А для того, чтобы открыть собственный бизнес, нужен внутренний оптимизм и способность преодолевать препятствия — без этого в предпринимательстве, особенно в нашей стране, делать нечего.
Переходя к разговору о вашей работе в качестве депутата областного заксобрания — избранный в сентябре состав регионального парламента сильно отличается, по крайней мере, от двух предыдущих созывов. Сложилось мнение, что даже внутри фракции "Единой России" нового созыва действуют представители разных управленческих команд, что ее состав неоднороден. Наглядный пример тому — срыв кворума на первом заседании.
Все комментаторы почему-то принимают за аксиому "однородность" состава фракции и парламента в прошлом. Как человек, который наблюдает за работой заксобрания изнутри уже 18 лет, я считаю, что этого никогда не было. Другое дело, когда возникают своего рода "полюса влияния" числом больше, чем один. Сделать однозначный вывод о том, как это отразится на эффективности работы депутатов, пока нельзя. Я лишь надеюсь, что в дальнейшем компромиссы будут достигаться быстрее и с меньшим информационным выплеском.
Сейчас самой важной и сложной задачей для депутатов является принятие бюджета региона на 2017 год, который, как известно, планируется профицитным впервые за много лет. Почему на этот шаг правительство пошло только сейчас, и есть ли от этого ощутимая выгода для региона?
Важно понимать два момента: первое — профицит, о котором мы говорим, является "техническим". Второе — есть определенные сомнения по исполнению его доходной части в части поступлений по налогу на прибыль. В этом году прибыль всех организаций региона уменьшилась к уровню 2015 года примерно на 9,5%. Максимальный рост в следующем году ожидается на уровне 3%, при этом проект бюджета сформирован исходя из того, что поступления по налогу на прибыль вырастут примерно на 20%, как это было в предыдущие пару лет. С учетом текущих экономических показателей, это достаточно амбициозный план.
Тем не менее, у региона есть обязательства перед федеральным Минфином — мы хотим иметь доступ к дешевым бюджетным кредитам и тем самым избавиться от более дорогих долгов перед комбанками, хотим участвовать в программах, где предполагается софинансирование со стороны федерации. В свою очередь, область должна перестать наращивать госдолг и снизить его соотношение к собственным доходам. Для этого была разработана дорожная карта, в рамках которой действует правительство. План профицитного бюджета есть, что получится на практике — увидим. Сейчас на федеральном уровне рассматриваются изменения налогового законодательства — долю текущей прибыли, которые предприятия могут направлять на погашение убытков прошлых лет, предлагается ограничить 30%, что, разумеется, повысит налоговый потенциал.
Львиную долю доходов, очевидно, приносит областной центр — Нижний Новгород. "Полюса влияния" в региональном парламенте, о которых мы говорим, по разному оценивают его собственный, муниципальный бюджет. Одни говорят, что город превратился в "донора" для области, и на собственное развитие средств ему уже не хватает. Другие склонны винить в городских проблемах неэффективный менеджмент. Какова ваша позиция?
Правы и те, и другие. Нижнему Новгороду не хватает денег, не хватало и не будет хватать. Однако рассчитывать на то, что город сможет оставить у себя столько налогов, сколько заработал — попросту несерьезно. Областной центр отвечает за развитие всего региона. Может быть, проблема в том, что в городе слишком часто менялось руководство — на ответственные посты приходят люди с менталитетом временщиков, а не хозяев. Никто не готов работать на долгосрочную перспективу, все обеспокоены своими интересами. Увы, мы сами давно перестали гордиться своим городом, а приезжие в первую очередь замечают его грязь и неухоженность.