Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Шамиль Мансуров: "Строительство жилья — большая ответственность"

Исполнительный директор Союза нижегородских строителей рассказал РБК-Нижний Новгород об особенностях и перспективах строительства жилья эконом-класса по госпрограмме "Жилье для российской семьи"
Шамиль Мансуров
Шамиль Мансуров (Фото: личный архив)

На минувшей неделе в России отмечался День строителя: несмотря на то, что в целом отрасль из-за последствий кризиса переживает не лучшие времена, в Нижегородской области ввод жилья продолжает расти. Происходит это во многом за счет малоэтажного строительства эконом-класса, объемы ввода которого за год выросли почти втрое. Флагманским проектом в этой категории на протяжении двух лет является комплекс "Окский берег" в Богородском районе, за счет которого в минувшем году было сдано 11% всего жилья, построенного по госпрограмме "Жилье для российской семьи". Стройку взяла на вооружение еще и партия "Единая Россия", включив ее в пилотную жилищную программу "Свой дом".

В перспективе "Окский берег" может стать одним из крупнейших ЖК в России на территории 650 га с населением 75-150 тыс. жителей, то есть фактически превратится в небольшой город со всей необходимой инфраструктурой, однако эта задача требует значительного финансирования и поддержки властей всех уровней. О том, как идет строительство сейчас, РБК-Нижний Новгород рассказал исполнительный директор Союза нижегородских строителей, член совета директоров ООО "ЭкоГрад" Шамиль Мансуров.

Ранее руководство "ЭкоГрада" озвучивало достаточный смелый для кризисных времен план — в 2016 году двукратно увеличить объем вводимого жилья в рамках проекта "Окский берег", в том числе по программе "Жилье для российской семьи". Как соотносится количество и низкая рыночная стоимость строящегося жилого фонда с его качеством?

Разумеется, такой масштабный проект, как "Окский берег", невозможно было бы реализовать без предварительных наработок — начиная с 2008 года, мы активно участвовали в областных целевых программах, где предполагалось преимущественно малоэтажное жилищное строительство: это и строительство жилья для молодых специалистов, и расселение ветхого и аварийного фонда. В итоге весь опыт, иногда полученный методом проб и ошибок, мы активно применяем сейчас. Это касается проектирования, привлечения подрядчиков, производства строительных материалов — вплоть до эксплуатации построенного жилья.

Малоэтажное строительство само по себе является достаточно недорогим. Однако тот факт, что мы полностью контролируем всю производственную цепочку, позволил исключить из нее спекулятивные отношения между участниками рынка. Мы просто вывели из процесса тех подрядчиков, которые пытались получить за счет проекта необоснованно высокую маржу. С теми, кто остался, мы договорились о том, что бороться нужно не за маржу, а за объем.

Эта же особенность позволяет нам быть единственно ответственными за качество строящегося жилья: в отличие от примеров точечной застройки, где строитель, закончив работы, покидает объект, "Окский берег" обслуживает управляющая компания, непосредственно относящаяся к строительной компании, и мы находимся в постоянном взаимодействии с жильцами. Тут надо сказать, что это палка о двух концах — разумеется, в строительном бизнесе никогда не бывает идеальных проектов и неизбежно находятся недовольные, тем более, что порядка 90% жилья мы сдаем с отделкой "под ключ", чего в таких объемах практически не делает больше никто. На данный момент количество жалоб минимально, а с обращениями работают наши специалисты в режиме одного окна. В таких случаях уже мы начинаем проводить работу с подрядчиками — и меняем их, в случае, если не удовлетворены качеством работы. Но большинство организаций, с которыми мы работаем, адаптировались к нашим требованиям. Кто не адаптировался — меняем и будем менять.

Изначально "Окский берег", как известно, строился практически на пустом поле и одной из серьезных задач, которую необходимо было решить застройщику — это прокладка коммуникаций. Как удалось решить эту проблему?

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Наша система водоснабжения подключена к "Малиновой гряде" — водозабору, который обслуживает нагорную часть Нижнего Новгорода, но подключены мы через МУП "Водоканал" Кстовского района. Два года назад, это был наиболее оптимальный с точки зрения обслуживания населения, хотя и дорогостоящий способ, при том, что финансирование полностью осуществлял инвестор. Сейчас, однако, к этому вопросу подключилось, и федеральное, и областное правительство — с их помощью в ближайшие годы мы планируем обеспечить прямое подключение к ОАО "Нижегородский водоканал". Это достаточно серьезный проект стоимостью свыше 1 млрд руб.

Энергоснабжение пока также осуществляется через внешние сети Богородского района — для нас это определенная проблема, поскольку мы не можем контролировать их состояние, а в случае аварийных ситуаций отключаются и электричество, и вода, поскольку все это работает в едином комплексе. Как житель "Окского берега" я лично сталкивался с подобными ситуациями. Поэтому нами было принято решение о строительстве собственной подстанции, которая будет запущена к концу этого года, и мы окончательно уйдем от вопросов, связанных с энергетикой. Вместе с тем, мы первыми в России построили в рамках ЖК масштабную систему очистных сооружений, что также было нашей собственной и довольно дорогостоящей инициативой.

Подобные объекты, безусловно, необходимы. Но, вероятно, за счет этого увеличиваются и коммунальные платежи?

Тарифы, как известно, устанавливаются профильной региональной службой. Наша эксплуатирующая компания, в свою очередь, вмешивается в случае, когда эти тарифы необоснованно завышены: был реальный прецедент и мы сразу среагировали — нашли выход из ситуации (пусть пока и за счет средств компании). В среднем же тарифы, как и во всей области, дешевле, чем в Нижнем Новгороде.

Базовый проект "Окского берега" предполагал строительство на территории ЖК социальных объектов, в частности, школы и детского сада. Когда они будут открыты?

В части объектов социальной инфраструктуры — школ, больниц, детских садов — действует определенная политика госрегулирования: застройщик не имеет права заниматься этим абсолютно самостоятельно. Любой проект, в котором прописано строительство госучреждений, проходит экспертизу, которая иногда занимает несколько месяцев. Будучи участниками федеральной программы и осознавая свою ответственность перед жителями, мы спроектировали детский сад на 240 мест и школу на 550 мест. К настоящему времени проект прошел госэкспертизу, однако в соответствии с законодательством школа и детсад будут строиться в рамках целевых программ, то есть за счет бюджетов всех уровней: федерального, областного и районного. Мы ожидаем, что их строительство начнется в 2017 году, поскольку выделение средств вне зависимости от того, успеем ли мы получить федеральную поддержку, гарантировал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. В свою очередь, мы уже подготовили необходимые площадки и провели коммуникации, а также купили школьный автобус, который пока отвозит детей в соседние школы.

Есть и другие объекты социнфраструктуры, которые необходимо построить: скоро у нас появится собственный фельдшерско-акушерский пункт, в 2017 году — опорный пункт полиции с перспективой расширения до РОВД. Трудность с торговыми площадями в том, что пока их негде размещать — малоэтажное строительство не предполагает помещений для коммерческой деятельности. Сейчас у нас работает несколько магазинов шаговой доступности и буквально к осени откроется аптека. В конце года мы сдаем квартал, состоящий из пятиэтажек, где на первых этажах уже предусмотрено размещение парикмахерских, салонов красоты и т.д. В дальнейших планах — строительство полноценного ТРЦ: интерес и у нас, и у жителей, безусловно, есть. Cейчас ведутся переговоры с потенциальными партнерами по данному проекту.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются многие застройщики, реализующие проекты в пригородной зоне, является транспортная составляющая. Удалось ли вам решить ее?

Как показывает анализ ситуации, порядка 70% семей, проживающих в "Окском береге", имеют личный автомобиль — а территория ЖК более чем достаточно обеспечена парковочными местами. Что же касается общественного транспорта, были открыты два автобусных маршрута: один следует до микрорайона Щербинки-2, другой — в Автозаводский район через Стригино. На уровне минтранса региона обсуждается возможность создания маршрута до ж/д вокзала — в этом случае перевозки будет выполнять Нижегородпассажиравтотранс. Также анализируется пассажиропоток на автозаводском направлении с целью возможного удешевления тарифа — сейчас он несколько выше, чем у городских перевозчиков. Окончательная ясность по обоим вопросам, я думаю, будет внесена уже осенью.

В последнее время наконец-то стала формироваться тенденция, обязывающая строителей учитывать в проектной документации участки, предназначенные под озеленение, детские площадки и спортивные сооружения. Учтено ли это в проекте "Окский берег", особенно принимая во внимание тот факт, что организация-застройщик участвует в государственной программе?

Безусловно, мы придерживаемся существующих нормативов в этой части, и даже, во многих случаях, перевыполняем их. Существует определенный расчет количества игровых площадок и спортивных сооружений, исходя из плотности застройки и числа жителей. Мы же создаем такие объекты, в том числе, и на основании заявок и пожеланий самих жильцов. Кроме всего прочего, на территории ЖК функционирует большая зона для занятия уличным спортом — это фактически полноценный спортивный комплекс под открытым небом. Сейчас мы думаем над строительством второго такого объекта, а также общественной бани, где можно было бы отдохнуть после тренировки и размять мышцы. Все это строится потому, что на это есть спрос. Мы работаем в массовом секторе, и здесь необходимо учитывать нужды жителей — ответственность перед ними и умение прислушиваться к их потребностям в перспективе дает большую выгоду, нежели сделанный наспех коммерческий проект.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
Все новости Н.Новгород
Каким был 2023 год для рынка недвижимости и как на него повлияла ипотека Отрасли, 18:07
Адвокат Заремы Мусаевой пожаловался на ухудшение ее здоровья Политика, 18:07
Зеленский предупредил о неготовности ВСУ к крупному наступлению России Политика, 18:02
ЦСКА отреагировал на информацию о планах продлить контракт с Федотовым Спорт, 17:56
СК сообщил о новом задержанном по делу о теракте в «Крокусе»⁠ Общество, 17:44
В СК заявили о переводах с Украины для террористов из «Крокуса» Политика, 17:43
СК наградил двух мужчин за спасение людей в «Крокусе» Общество, 17:40
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
На Украине сообщили о повреждении двух ТЭС Политика, 17:39
Лучший бомбардир сборной России на ЧМ-2018 покинет «Венецию» Спорт, 17:28
CNBC назвал Trump Media и Reddit новыми акциями-мемами Инвестиции, 17:28
В теракте в «Крокусе» погиб глава управления дорожного хозяйства Люберец Общество, 17:14
В Уфе рухнула стена дома после оставленной курьером коробки Общество, 17:12
В Новой Таволжанке при атаке украинского дрона ранен мужчина Политика, 17:09
Мелони не согласилась с риторикой Макрона по отправке войск на Украину Политика, 16:59