Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Владимир Селезнёв: "Импортозамещение помогает развивать экспорт"

Директор ГАУ НО "Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области" рассказал Руслану Станчеву, какая продукция региона востребована за рубежом, и как бизнесу готовиться к выходу на внешние рынки
Владимир Селезнёв
Владимир Селезнёв (Фото: РБК)

Учредителем вашей организации является областное министерство промышленности, торговли и предпринимательства. Каковы её цели и задачи?

Центр был создан в рамках большой программы поддержки малого и среднего бизнеса. Его основная задача — это содействие предприятиям МСБ в части вывода их продукции и услуг на зарубежные рынки. Серьезные корпорации сами имеют возможность содержать в штате работников, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, в то время как для малых и средних предприятий это довольно затруднительно в финансовом плане. Поэтому государство им помогает.

Ваш центр существует с 2010 года — то есть, фактически, был создан в прежнюю эпоху, когда отношения и с США, и с Евросоюзом были совершенно другими. Как сейчас обстоят дела с экспортом у нижегородских предпринимателей? Есть ощущение, что ситуация довольно тревожная.

Я бы не назвал её тревожной. Очень многие компании сейчас хотят участвовать во внешнеэкономической деятельности.

А что продают? Что мы можем предложить на сегодняшний день Западу, если говорить о несырьевом экспорте? Хохлому?

В том числе. Наши партнеры, резиденты нашего центра, занимаются приборостроением, IT, производством транспортных средств специального назначения.

Куда мы отправляем такие машины, если не секрет?

Фактически, по всему миру. Они могут передвигаться как по суше, так и по воде. Внутри такой машины может быть все, что угодно — от лаборатории до современной системы связи.

То есть, всё-таки существуют конкурентные отрасли, в которых мы можем что-то предлагать западным странам или Китаю, например?

К Китаю сейчас особое внимание и со стороны бизнеса, и со стороны государства. И со стороны Китая, кстати, тоже повышенное внимание к российской продукции. В первую очередь это касается продуктов питания — кондитерских изделий, мороженого, овощей и фруктов.

И всё-таки, что касается европейских стран и США — насколько сложные у нас с ними экономические отношения?

Сейчас в экспортной составляющей страны дальнего зарубежья по своим показателям уже превышают СНГ. Поэтому страны СНГ сейчас для нас являются одним из приоритетов. Поставки в европейские страны мы, безусловно, тоже ведём — и в Великобританию, и в Швейцарию, и в Германию. Речь идет о продуктах тонкой химии, специальных линзах для лазерной техники, например — то есть, мы поставляем в Европу высокотехнологичную продукцию.

Если говорить об объемах поставок за рубеж в денежном эквиваленте, я так понимаю, что речь идет о миллиардах рублей?

Речь идет о миллиардах долларов. В 2016 году весь экспорт по полному кругу предприятий Нижегородской области составил чуть более $2,9 млрд.

Это с учётом сырьевых поставок?

Да, в том числе.

Что сюда входит? Химическая промышленность, наверное, активно поддерживается.

В первую очередь, нефтехимия. Далее идёт машиностроение, прочая химическая и фармацевтическая продукция.

Вероятно, лидируют по объёмам экспорта предприятия Нижнего Новгорода. А что с областными предприятиями? Из разговоров с районными предпринимателями складывается впечатление, что там всё довольно уныло и напряжённо. Есть ли в районах предприятия, которые активно ведут себя на внешних рынках и много ли их?

На самом деле, их немало. Мы проводим ежегодный конкурс "Лучший экспортёр" и всегда стараемся отследить ситуацию в районах области — много ли нам поступает оттуда заявок на конкурс, какие районы наиболее активны и так далее. Я могу сказать, что на протяжении пяти лет в конкурсе ежегодно участвуют около 15 районов, и этот показатель не снижается.

А кто в лидерах?

Традиционно это Дзержинск, Павлово, Арзамас, Кулебаки.

История с санкциями и контрсанкциями, как мы часто слышим, посдтегнула наше сельское хозяйство. При этом Нижегородская область находится далеко не в самой благополучной зоне по части продовольственной безопасности. Тем не менее, продаём ли мы на Запад какие-то продукты питания?

Мы продаём достаточно широкий спектр продуктов питания — в основном, растительное масло, мороженое, пиво, муку и кондитерские изделия.

В этой связи вы уже упоминали про Китай. Если не секрет, что именно китайцы так любят в нашей кондитерке?

Не только Китай. Если посмотреть, например, на структуру экспорта товаров из России в Азербайджан — кондитерские изделия там находятся на четвёртом месте. Это печенье, пряники, сушки, конфеты и так далее. У нас в области есть очень интересный производитель "Саровский шоколад", которому мы оказываем содействие. Эта компания производит экологически чистую продукцию, что делает ее привлекательной для зарубежных покупателей.

Насколько я понимаю, ваша помощь заключается в наличии специалистов разного профиля — знающих языки, разбирающихся в логистике, делопроизводстве и так далее. То есть, вы не просто дополняете, а усиливаете действия предпринимателей.

Действительно, это те инструменты, которыми мы обладаем и можем применять. Причём не всегда этим занимаются непосредственно специалисты центра Мы имеем возможность за счет государственных ресурсов привлекать профессиональные структуры и организации — логистов, консультантов, таможенных представителей. Мы привлекаем широкий спектр экспертов и оплачиваем ряд услуг в интересах малого и среднего бизнеса региона.

Кроме того, с 2015 года у нас есть очень серьёзный партнер в лице Российского экспортного центра — в его компетенции входит полный круг предприятий, включая крупные, но в каждом из направлений существует подразделение, работающее с сегментом МСБ. Как у регионального партнёра РЭЦ, у нас есть федеральные кураторы для оказания содействия нашим компаниям, если по каким-то причинам мы не справляемся самостоятельно.

Скольким компаниям региона вы оказываете услуги?

Нашим партнёрами являются сотни компаний: по данным Федеральной таможенной службы, экспортоориентированных предприятий полного цикла в Нижегородской области чуть более 600, а малых и средних на сегодняшний день — 415. Год назад их было 367, два года назад — ещё меньше, поэтому можно сказать, что в части несырьевого экспорта и вовлечения малого и среднего бизнеса во внешнюю торговлю у нас сформировалась положительная динамика.

При вашем центре была создана образовательная программа, которая работает уже не первый год. Чему вы учите предпринимателей и каковы результаты?

До прошлого года мы вели такие программы самостоятельно — в основном, делали их по запросу предприятий, которые выбирали интересующие их темы. В 2016 году РЭЦ запустил собственную образовательную программу: на сегодняшний день она состоит из 11 курсов разной тематики по основным вопросам ведения внешнеэкономической деятельности — начиная от позиционирования компании на зарубежных рынках, соблюдения норм и правил международной торговли и заканчивая искусством ведения деловых переговоров.

В конце июня в Москве проходил бизнес-форум "Экспорт в приоритете", на котором обсуждались преимущественно две темы — собственно экспорт и импортозамещение. По моим ощущениям, эти два понятия довольно плохо сочетаются. Что-то интересное для работы в Нижегородской области вы там услышали?

Напротив, экспорт и импортозамещение — это очень близкие темы. Я бы даже назвал их взаимосвязанными. Есть ряд продуктов, которые российские организации и структуры закупают за рубежом, хотя у нас есть отечественные производители. В то же время, если мы говорим об импортозамещении как о повышении качества продукции и конкурентоспособности предприятия, оно по сути равнозначно развитию экспортного потенциала.

В каких сферах предпринимателям выгодно встраиваться в глобальные цепочки, а в каких — лучше локализоваться внутри страны?

На самом деле, если продукт конкурентоспособен, то решение о том, выходить или нет на внешние рынки, должен принимать сам предприниматель. Разумеется, экспорт — это рискованное дело, которое требует достаточно большого объёма знаний и денег.

А вы можете дать экспертную оценку продукту — будет ли он конкурентен, возьмут ли его?

На сегодняшний день в чистом виде такую услугу не предложит никто. Подобные решения нужно принимать, в том числе привлекая профессиональных экспертов из-за рубежа. Мы взаимодействуем с торговым представительствами РФ за границей и пользуемся их ресурсами в том числе.

На днях откроется Неделя отраслевых выставок в Екатеринбурге. Кто будет представлен от Нижегородской области и каких результатов ожидает регион от этого мероприятия?

Мы со своей стороны информировали предпринимательское сообщество о проведении мероприятия, однако в плане работы центра на 2017 год оно не предусмотрено. Как показывает практика, если данное мероприятие собирает целевую аудиторию для нижегородского бизнеса, и там будут подтверждены контрагенты, которые могут заинтересовать наших поставщиков, они очень активно в нём участвуют.

В Нижнем Новгороде, как известно, тоже каждый год проходит Международный бизнес-саммит, качество которого меняется от года к году. Как вы оцениваете его итоги в этом году?

Для бизнеса такие мероприятие представляют интерес не тем, насколько высокопоставленные топ-менеджеры там присутствуют. Бизнес-саммит интересует предпринимателей как потенциальная площадка для проведения переговоров, возможность извлечь какую-то реальную выгоду. Нижегородская площадка для этого вполне подходит, и я могу сказать, что качество мероприятия в этом году существенно выросло по сравнению с предыдущим.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Н.Новгород
Ученые объяснили, как уникальная звезда взрывается каждые 80 лет Технологии и медиа, 06:05
WP узнала, что США могут доставить боеприпасы Украине за неделю Политика, 05:59
В городе Запорожье прозвучал взрыв Политика, 05:27
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00