Владимир Аврамцев: "У молодёжи нет выбора – она всё равно взрослеет"
При подготовке к интервью меня удивил колоссальный конкурс в ваш вуз. Как вы относитесь к этому – с радостью, удовлетворением или с тревогой?
Мы относимся к этому как к результату нашей целенаправленной деятельности. Это работа, которая связана с обучением – студенты, выпускники, абитуриенты знают, что мы даём качественное образование – и с тем, что мы контролируем процесс трудоустройства, насколько это возможно.
В моем вопросе был небольшой подвох. Конечно, вам как одному из руководителей учебного заведения приятно, что к вам хотят поступать, а конкурс сравним с хорошим московским театральным вузом. Но меня смущает, что в последнее время молодые люди очень активно двинулись в те институты, которые связаны с государственной службой. Если раньше молодёжь хотела заниматься бизнесом, социальными и коммерческими проектами, то теперь метит на места чиновников, чтобы расти в этом направлении. Есть такая тенденция, или же я ошибаюсь?
Тенденцию нужно смотреть не только на примере нашего вуза. Я могу лишь предположить, что популярность государственной службы сейчас растёт, потому что молодёжь у нас хорошая, что бы мы о ней не говорили, и она начинает чувствовать свою ответственность. А ответственность лежит как раз на чиновниках.
Мне бы очень хотелось согласиться с вами, но некоторые обстоятельства мешают. Я знаю, что молодёжь у нас, конечно, хорошая, но всё же очень разная. И некоторые молодые люди видят в государственной службе возможности не только для кадрового роста, осуществления общегосударственных и общенародных задач, но и для собственного обогащения, сытой жизни. Скажите, можно ли воспитать хорошего чиновника?
Мы стремимся к этому. Позволю себе отметить здесь несколько моментов. Момент первый – я не стану перечислять, но поверьте мне, есть достаточно большое количество запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской и муниципальной службой. То есть человек, который туда идёт, знает об этом и должен быть к этому готов.
Второй момент – можно ли воспитать нравственного чиновника? Поскольку мы – академия при президенте, то давайте обратимся к одному из документов, подписанных главой государства, а именно – к "Стратегии национальной безопасности". В разделе "Культура" сформулированы традиционно российские духовно-нравственные ценности. Я полагаю, что именно на их формирование мы должны направлять все усилия, когда мы говорим о воспитании личности государственного служащего.
Что это за ценности? Это приоритет духовного над материальным, это защита жизни, прав и свобод человека, это семья, это служение отечеству и патриотизм, это созидательный труд , это гуманизм, милосердие, это преемственность истории России и так далее.
С этим никто не будет спорить. Но вопрос в другом – как эти замечательные, безусловно, верные декларации соотносятся с нашей повседневной жизнью? Как их из красивых слов превратить в поступки? Что для этого должен сделать вуз?
Вуз для этого должен создать атмосферу: как творческую, так и нравственную. В чем задача любого вуза? На мой взгляд, в том, чтобы научить человека мыслить. Если мы это сделаем, то он применит это умение к любой сфере деятельности. Но научить мыслить и думать, а также адаптировать свои знания, умения и компетенции к реальности нужно именно на этой здоровой морально-нравственной основе.
Удаётся? И что вы для этого делаете?
Мы надеемся, что да. Мы проводим для этого много различных мероприятий, связанных с внеучебной деятельностью – вплоть до театрального кружка. Мы много занимаемся патриотическим воспитанием, не даём студентам забывать об истории нашего вуза. В прошлом году ему исполнилось 70 лет – от создания высших партийных курсов. Для нас духовно-нравственные ценности – это не просто слова, а реальные качества, которые должны быть сформированы у реального человека.
Если говорить об учебных, научных инновациях, чем ваш вуз сегодня может похвастаться?
Если продолжать тему работы со студентами, то 5 июля у нас прошло очередное мероприятие, связанное с вовлеченностью нашего вуза в деятельность по совершенствованию стратегии социально-экономического развития Нижнего Новгорода. В нём участвовали наши специалисты и студенты, которые включены в эту работу. Они предлагают свои проекты по применению творческих идей. И это опять же внеучебная деятельность.
Мы взаимодействуем с органами власти не для того только, чтобы обеспечить практику для студентов, а чтобы не отставать от жизни – мы же обязаны знать, что происходит там, куда мы отправляем своих выпускников. У нас подписаны договоры со многими как федеральными, так и региональными органами власти. У нас создана базовая кафедра, которую возглавляет председатель законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев – это, естественно, даёт нам возможность доступа к актуальной информации, а также доступ к экспертам. То есть мы плотно взаимодействуем с практической стороной вопроса.
Удаётся ли вашему вузу быть дискуссионной площадкой для обсуждения насущных вопросов, стоящих сегодня перед нашим регионом?
Я приведу как минимум два примера. Именно у нас открылась серия круглых столов, на которых обсуждаются муниципальные проблемы, носящие общероссийский характер. Они проходят, в частности, под руководством наших коллег из головного вуза. Также мы провели мероприятие, посвящённое преобразованию муниципалитетов: в законодательство были внесены соответствующие изменения, и мы решили устроить обсуждение с участием других регионов – в частности, к нам приезжал представитель Республики Крым. Мероприятие транслировалось на все филиалы вуза, и после нас подобные круглые столы стали проводиться и в них, правда, там обсуждались уже другие проблемы.
Ещё одно мероприятие было посвящено стратегии социально-экономического развития Нижнего Новгорода. Это была достаточно продуктивная дискуссия, которая состоялась на базе нашего института. Вопросы ставились очень острые, и городская администрация многое взяла себе на заметку из этого обсуждения. Более того – мы продолжаем эту работу и движемся уже в конкретных направлениях: не просто говорим о стратегии, а берем её конкретные разделы. Например, обсуждаем актуальный в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года внутренний туризм.
Вы правы, тема внутреннего туризма сейчас звучит очень актуально. И в то же время, какой же может быть у нас туризм при таком состоянии дорог, какое мы имеем, при плохой освещённости наших улиц? Насколько остро ставятся вопросы в рамках ваших дискуссий? Это некие рекомендации или достаточно жесткие формулировки?
Это зависит, конечно, от точки зрения выступающего. Наша позиция – это позиция помогающего поведения: то, что мы можем предложить в качестве экспертов, учёных, педагогов, поспособствовать повышению квалификации, разработке какой-либо проблемы или законопроекта – всё, что мы можем сделать в пределах нашей компетенции. Мы не можем отремонтировать дороги, но мы так или иначе стремимся помогать. Это одна из наших целей.
Стремитесь ли вы выявить реальные больные места в темах? Или же это разговор в научном стиле семинара?
Поверьте, та же администрация прекрасно знает обо всех болячках и проблемах – там не надо ничего выявлять.
Вы отслеживаете судьбу ваших выпускников в каких-то заметных проявлениях? Известно ли вам, как они растут?
Конечно. Я уже упоминал об этом сегодня. На мой взгляд, привлекательность нашего вуза ещё и в том, что мы не просто выпускаем людей, обеспечиваем их практику в хорошем месте (это может быть и государственная структура, и бизнес), но отслеживаем и даже способствуем их трудоустройству. Наши выпускники не брошены.
Как это удаётся на практике?
Мы заключаем договоры о сотрудничестве с городской администрацией, с федеральными органами исполнительной власти, с тем же законодательным собранием Нижегородской области, а также с бизнес-структурами, госкорпорациями.
Сейчас это очень ценно и привлекательно, поскольку мы помним, что в советский период выпускники худо-бедно получали направление. Конечно, тогда была и обязанность отработать какое-то время, но человек не оставался брошенным. Сейчас во многих вузах выпускники не знают, где они окажутся после получения диплома. Ваши, получается, знают?
Понимаете, мы не можем заставлять. Решение за ними, но мы стремимся направить, дать возможность.
Кого из ваших выпускников, чьи судьбы состоялись, кто демонстрирует хорошую результативность, работоспособность, вы бы могли назвать?
Из тех, кто ближе к нам – это Ольга Владимировна Щетинина (зампред законодательного собрания Нижегородской области – ред.), Артём Александрович Кавинов (депутат Госдумы РФ – ред.), Сергей Васильевич Наумов (министр образования Нижегородской области – ред.).
В общем, известных выпускников немало. Они как-то участвуют в жизни вуза?
Ольга Владимировна – наш постоянный эксперт, я бы даже назвал её одним из со-руководителей нашей Школы креативного управления. Это как раз та площадка, где формируются и обкатываются те проекты, которые разрабатываются студентами, а затем реализуются в городской администрации – у нас есть совместная с городской думой структура, которая называется Академия новых лиц. Участники Школы креативного управления уже четыре раза съездили на зарубежные стажировки – в Армению, Китай, Францию и Мексику.
Мир принадлежит молодёжи. Эта фраза сегодня звучит как никогда актуально. Мы видим, как всё вокруг стремительно меняется. Конечно, у многих людей возникает тревога по поводу того, способны ли сегодняшние молодые люди не разрушить, а укрепить и взрастить этот зарождающийся новый мир. Как вы думаете?
Я думаю, что способны. И потом, у молодёжи ведь нет выбора – она всё равно взрослеет. Хотим мы того или нет, а она придёт на смену нам. Как бы мы её ни критиковали. Я считаю, что у нас хорошая молодёжь. Проблемы роста проходят, люди взрослеют. Главное – не забывать формировать и воспитывать в них традиционные духовно-нравственные ценности.
Примечание редакции: интервью с Владимиром Аврамцевым было записано накануне сообщения о скоропостижной смерти директора Нижегородского института управления РАНХиГС Михаила Марасова.