Александр Курицын: "Искусство для ребенка – ключ к знакомству с миром"
В этом году фестиваль проходит уже в четвертый раз, и уже ясно, что он с каждым разом становится только успешнее. Давайте вспомним историю, как вы его придумали, и какие успехи можете отметить?
Действительно, фестиваль текстов об искусстве "Вазари" в этом году пройдёт в четвертый раз. Придумали мы его в связи с тем, что у каждого филиала ГЦСИ, а это федеральная институция, есть крупное событие. У многих оно связано с выставочной деятельностью: разного рода биеннале, триеннале, форматы, которые представляют художников со всего мира в каком-то конкретном городе.
Мы решили пойти вразрез и представлять не просто искусство, а разговаривать о нём, читать про него, учиться его понимать и становиться посредниками между зрителями и искусством, в чем, собственно, и заключается одна из миссий Арсенала: соединять искусство и зрителя, и помогать его понимать. И посещаемость с каждым годом только растет. В прошлом году, например, фестиваль посетило 5 тыс. нижегородцев.
У вас только нижегородская аудитория? Ведь программа состоит не только из местных спикеров – вы привозите лекторов из Москвы.
Да, программа состоит не только из нижегородцев. Хотя мы стараемся привлекать и нижегородских исследователей, и нижегородские издательства, и нижегородских ученых. Но ядро составляют не они. Это большая проблема устройства искусствоведения внутри России: все у нас сосредоточено по большей части в Москве и Санкт-Петербурге. Нижний, к сожалению, как и большая часть городов-миллионников не обладает ни специализированными высшими учебными заведениями, где бы готовили искусствоведов, критиков. Даже художников у нас готовят на среднем уровне, потом они все уезжают в Москву и не возвращаются.
Какие ресурсы Москвы необходимы для искусствоведения? Почему бы ему не развиться здесь?
Для этого нужны люди, нужно искусство, нужна школа. В Нижегородском художественном музее находится одна из самых серьезных коллекций русского и западно-европейского искусства в России, но все равно по сравнению с фондами, которые есть в Москве и Петербурге – в Эрмитаже, Третьяковке, Пушкинском – любой российский город проигрывает в два счета.
Расскажите о программе фестиваля этого года. Чего нам ждать?
Тема 2017 года: "Классика сегодня". Мы решили сосредоточиться на понятии классики, её статусе в разных видах искусства, на том, как это понятие возникло, сформировалось, что является классикой для разных исторических периодов, как зритель взаимодействовал с искусством. Существует такое противопоставление: классическое искусство – высокое вневременное и прекрасное – и современное. А мы являемся центром современного искусства. И нам стало интересно поговорить о классике, потому что это то, к чему обращаются и художники, и зрители, и сотрудники музеев, и все, кто интересуется искусством. Не случайно, что первое, что возникает в голове при слове "искусство" – это, конечно, какие-то классические произведения. Мы захотели разобраться в этом понятии и во всем спектре вопросов вокруг него. Почему какие-то произведения стали классическими, например, в русской истории искусства, а какие-то из него выпали? Почему в какой-то период, например, в 20-е годы XX века, всё перевернулось, и шкала поехала?
А что будет в программе?
Программа фестиваля состоит из трех частей. Это книжная ярмарка, куда мы пригласили 30 наиболее статусных и активных российских гуманитарных издательств. Причем, не только взрослых, но и детских. Потому что сейчас многие детские издательства работают с искусством и культурой, выпускают не только художественную литературу. Ярмарка будет работать все три дня с 22 по 24 сентября.
Также будут лекции от ведущих художественных критиков, искусствоведов со всей страны. Важно, что они будут популярными, то есть рассчитанными на широкую аудиторию, одновременно не теряя в своем качестве и уровне. Помимо лекций мы запланировали два концерта. Московский ансамбль современной музыки будет переигрывать классику рок-н-ролла, индастриала, пост-панка и нойза классическим квартетом. К нам приедет проект "Арзамас", который в прошлом году выпустил историю русского искусства 20-го века и будет в режиме реального времени её презентовать у нас, там будет лекция исследователя русского авангарда Андрея Соробьянова. Будет концерт произведений композиторов начала XX века, будет спектакль "театра post" Дмитрия Волкострелова.
Будут экскурсии как в Арсенале и в Нижегородском государственном художественном музее, так и в самом городе, потому что наш Нижний Новгород архитектурно богат и здания эпохи классицизма занимают в нем достаточное место. Историк и краевед Игорь Петров подготовил для нас три специальные экскурсии по классицизму в Нижнем Новгороде: в Кремле, на Нижневолжской набережной и на ул. Ильинской.
Отдельно хочу сказать про детскую программу. В этом году она также посвящена искусству классическому и высокому. Наш детский отдел придумал аукцион, где будут продаваться мини-копии работ из коллекции нашего художественного музея. Приобретая их, можно заодно узнать, из чего складывается их стоимость, почему искусство ценится так высоко или так низко, что такое подделки, любой желающий может на себе прочувствовать такой аукционный кураж. Подробнее познакомиться с программой можно на сайте фестиваля.
Поговорим об аудитории, которую вы ждете. Тексты об искусстве ассоциируются обычно с чем-то сложным. У вас уже есть лояльная аудитория, которая глубоко погружена в тему, поэтому будет ли человек, который только начал читать тексты об искусстве, чувствовать себя комфортно?
Человек, который только начал интересоваться искусством, будет чувствовать себя очень комфортно, потому что мы думаем обо всех людях: и тех, у кого есть какая-то база, и тех, кто попадает в эту сферу первый раз, кому просто интересно узнать историю русского искусства с точки зрения того, что и когда считалось классикой, и как эту классику критиковали.
Но одновременно есть события для профессиональной аудитории, которые нацелены, например, на музейное сообщество, на университетское сообщество, на студенческое сообщество именно профильных специальностей. В первый же день у нас пройдет музейный семинар "Как актуализировать классику в художественном музее", где сотрудники будут рассказывать, как они работают с коллекциями, какие используют методы и технологии для того, чтобы оживить интерес зрителя к искусству прошлых веков. Но большая часть программы доступна и будет интересна, я уверен, всем.
Количество издательств, которые выпускают литературу об искусстве, как будто бы гораздо увеличилось в последнее время. По крайней мере, издавать сейчас точно стали больше. Какие издательства для вас являются гарантом литературного качества?
Это издательство Ad Margenum, которое последние несколько лет переориентировалось. Если до начала двухтысячных они издавали новую русскую литературу, от Прилепина до Проханова, то сейчас там издают очень много искусствоведческой литературы, критики, книг по истории искусства, у них даже есть отдельная серия, связанная с искусством для детей. За это издательство я всегда уверен. Их главный редактор Александр Иванов – человек, которому я доверяю на сто процентов, верю его вкусу и выбору.
Почему так получилось, что эти книги вдруг стали модными и популярными?
Да, спрос есть. Причем, это происходит не только в книжной среде. Я говорю об огромном количестве сетевых проектов, которые рассказывают доступным подробным языком об искусстве и истории. Оказалось, что технологии, которые можно использовать в интернете, могут привлекательнее упаковывать какие-то сложные истории. Кому могло показаться пять лет назад, что огромной популярностью будет пользоваться история 1917 года в личных дневниках, которые никогда никто не раскопал бы в архивах, библиотеках? А так все это листают в социальных сетях, в почтовых подписках и погружаются. Важен формат. И на фестивале мы как раз и придумываем, пытаемся уйти от каких-то скучных вещей и придумать как содержательные, так и формальные ходы, чтобы искусство и зритель стали еще ближе, ещё понятнее и ещё влюбленнее друг в друга.
Как раз стереотипная сложность текстов об искусстве – это то, что пугает начинающего читателя: будто бы они написаны сложным и витиеватым языком. Есть ли изменения в этом направлении, или всё так и должно быть?
Тексты об искусстве пишутся очень разными языками и очень разными людьми. Конечно, есть наследие советского искусствознания, где, если ты не обучался предварительно в академии художеств, тебе от всего этого будет просто скучно. Если ты не по-сумасшедшему увлечен искусством, то ты просто не сможешь "перешибить" эти тома, эти формулировки и выражения. Сейчас об искусстве пишут и очень просто, и очень доступно, и нетривиально, и с фантастической выдумкой и воображением. Но при этом не теряя серьезности темы и содержания. Если вы дойдете до книжной ярмарки, то я наверняка найдете себе не один десяток книжек, которые вам захочется прочесть и об искусстве в целом, и о классическом, и о современном искусстве.
В Нижнем попытка сделать литературный фестиваль, не связанный с искусством, предпринималась несколько лет подряд. И каждый раз –катастрофа. Как сделать литературный фестиваль так, чтобы на него пришли люди, чтобы откликнулись лекторы? За вами, конечно, репутация Арсенала, что имеет большое значение.
Да, репутация Арсенала играет нам на руку. Как сделать так, чтобы туда пришли люди? Для литературного фестиваля нужна идея. И нужно понимание, зачем и для кого ты это делаешь. Потому что десять разных человек могут сделать десять разных фестивалей. И людей при желании можно притянуть на каждый.
Детская литература об искусстве – относительно новая тема. В каком возрасте, как и зачем разговаривать с ребенком об искусстве? Как сделать так, чтобы он не заскучал?
Искусство здесь выступает в качестве инструмента для образования и воспитания ребенка, для знакомства с миром. Нужно понимать, что детские книги по искусству – это не только тексты, сказки или какие-то статьи. Там очень много занятий, мастер-классов, историй, которые нужно придумывать совместно с родителями или друзьями. Искусство – это такой инструмент знакомства с миром, ключ к нему. Учитывая то, что сейчас вообще бум на занятия с детьми, вовлечения их, воспитания нравов, искусство здесь является хорошим ресурсом, позволяющим сделать все вместе и при этом весело.
За время фестиваля накопится большое количество материала лекций, встреч. Это как-то будет собираться?
По итогам каждого фестиваля мы делаем альманах, который издается, и его можно найти в книжных магазинах. Большую часть событий мы записываем и публикуем на нашем канале на YouTube. Часть материалов появляется на культурных порталах. В этом году у нас будет интернет-трансляция, можно не ждать, пока все это переупакуется. Поэтому приглашаю всех на фестиваль, который пройдет в Арсенале с 22 по 24 сентября.