Перейти к основному контенту
Н.Новгород⁠,
0

Екатерина Гресс: "Стратегия развития — главное для торгового центра"

Генеральный директор консалтинговой компании IDEM рассказала Руслану Станчеву о тенденциях в сфере торговой недвижимости и принципах успешного бизнеса
Екатерина Гресс
Екатерина Гресс (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Вы работаете в сфере торговой недвижимости 18 лет — по сути, с того момента, когда в России только начали появляться первые торговые центры. Не устали от этой специализации?

Нет, потому что индустрия торговой недвижимости развивается очень динамично. В России ей пока всего 20 лет, в то время как на Западе — более ста. Мы активно перенимаем чужой опыт и экстраполируем его на российский рынок. Это крайне интересно: в этой сфере все постоянно меняется, да и кризисы не дают нам скучать.

Не секрет, что Нижний Новгород — один из лидеров России по обеспеченности торговыми площадями. Новые торгово-развлекательные центры постоянно появляются, несмотря на кризис. Можно ли объективно говорить о перенасыщенности рынка или пока новым ТЦ места еще хватает?

Действительно, согласно статистике это так, причем, когда ведутся подобные расчеты, принимаются во внимание исключительно качественные торговые площади. В число лидеров входят Екатеринбург, Самара и Нижний Новгород. Торговых центров, действительно, стало много, и потребители это уже чувствуют. В принципе, это хорошо — у людей появился выбор, а девелоперы и управляющие компании в условиях жесткой конкуренции крайне серьезно относятся к своей работе и выбору маркетинговых стратегий.

Какие проекты ТРЦ в Нижнем Новгороде вы бы назвали успешными, а какие — нет? И что отличает их друг от друга?

Раньше в торговой недвижимости ключевым фактором успеха считалась локация: ТРЦ принято строить вблизи крупных пешеходных и транспортных потоков и, безусловно, объекты, которые находятся в "правильном" месте, априори выигрывают за счет большого трафика. Однако, например, СТЦ МЕГА, который находится за пределами города, является одним из лидеров по посещаемости.

Покупатели в условиях кризиса стараются беречь средства, однако продолжают ходить в торговые центры — занимаются window shopping или, проще говоря, разглядывают витрины. То есть, народ есть, а продаж нет — так, по крайней мере, заявляют арендаторы. Когда, по вашему, ситуация изменится, и как заставить потребителей снова тратить деньги?

Согласно исследованиям потребительского доверия Nielsen, мы сегодня имеем 63 пункта — при том, что оптимистичным рынок считается, если эта отметка выше 100. Мы достигли исторического минимума с 2005 года, когда начали измерять этот показатель. Люди экономят на всем.

И что делать?

Ориентироваться на то, как ведет себя потребитель, на его стратегию экономии.

То есть, закрывать магазины luxury-сегмента и открывать то, что доступно среднестатистическому покупателю?

Не обязательно. Понятно, что экономят не все, и luxury-сегмент практически не потерял своего покупателя. Но если говорить о среднем классе, то здесь, конечно, дела обстоят намного хуже.

Вообще на сегодняшний день существует несколько потребителей в зависимости от их стратегии экономии. Во-первых, оптимизаторы — это те, кто в условиях кризиса начал выбирать более дешевые бренды и магазины и придерживаться модели "разумного потребления". Есть также так называемые рационалисты — те, кто считает, что в магазин можно пойти со списком необходимых покупок, и тогда-то уж точно удастся сэкономить. Процент первых в последнее время растет, вторых — как ни странно, снижается. Вместе с тем, существенно выросла доля черрипикеров (сherry picker) или охотников за промо-акциями. Лет пять назад таких было примерно 3%, сейчас — уже 16%, а через несколько лет, по прогнозам, их будет 25%.

Нижний Новгород не только один из наиболее обеспеченных торговыми площадями российских городов, но и один из самых дорогих для арендаторов. Есть мнение, что это связано с тем, что у большинства нижегородских ТРЦ одни и те же собственники. Получается, что серьезной конкуренции среди девелоперов нет?

Несмотря ни на что, у нас открытый рынок и конкуренция на нем, конечно же, есть, действительно, высокую границу цен удерживают лидеры этого рынка, и тут, в общем-то, всё вполне справедливо. Есть поток покупателей — будет и высокая цена. Но, хотя в Нижнем Новгороде и дорогая аренда торговой недвижимости, кризис и здесь внес свои коррективы. Владельцы ТРЦ перешли на другую форму отношений с арендаторами — на начисление арендной платы как процента от оборота. Такая схема пользуется популярностью, и не исключено, что в дальнейшем только она и будет использоваться.

Насколько мне известно, малому бизнесу в торговых центрах работается достаточно тяжело — как раз по причине дорогой аренды. Почему так происходит и как определяется ее стоимость?

Вообще это зависит от владельца — отношение к арендаторам и подход к ценообразованию у всех разный. Это бизнес с человеческим лицом, и поэтому необходимо анализировать бизнес арендатора, его затраты и так далее. В некоторых торговых центрах все арендаторы предоставляют владельцу торговых площадей данные о выручке и прибыли. Арендодатель может дифференцировать арендную плату в зависимости как от размера, так и от вида бизнеса. Бывает так, что конкретный бизнес является интересным для торгового центра и уникальным для города, и потому может стоять чуть ли не бесплатно, оплачивая только эксплуатацию.

Успешность ТРЦ во многом зависит от якорных арендаторов. В каждом торговом центре есть магазин электроники, продуктовый супермаркет, отделы косметики, одежды и обуви. Бренды везде примерно одни и те же, но от того, зайдет или нет в ТРЦ крупный и именитый арендатор, напрямую зависит трафик. Чем руководствуются такие арендаторы при выборе площадей под размещение и как они себя ведут во время переговоров?

Я могу сказать, что такие арендаторы на сегодняшнем рынке ведут себя уверенно, иногда даже нагло. Они, разумеется, заинтересованы в выборе самых лучших и качественных площадей, однако зачастую навязывают арендодателю собственный "райдер" с очень жесткими условиями, одним из которых может быть, например, выполнение ремонта по их стандартам и дизайн-проекту. Но такова плата арендодателя за преимущество перед конкурентами.

Сейчас в каждом торговом центре, помимо всего прочего, должен быть фудкорт. Он должен быть большим и разнообразным по наполнению, однако в этом сегменте тоже есть арендаторы, которые перетягивают одеяло на себя — McDonalds, KFC и так далее. При этом я знаю примеры, когда в одном ТРЦ уживаются сразу несколько популярных ресторанов быстрого питания. Получается, эти работают себе в убыток или нижегородцы настолько любят фастфуд?

Это можно свести все к той же модели потребительской экономии — акцент сместился в пользу фастфуда. Люди по-прежнему хотят есть вне дома, поэтому в тех городах где оборот общепита на сегодняшний день показывает рост, это происходит как раз за счет фастфуда.

Если говорить об объектах, которые открылись в последнее время или ещё откроются, складывается стойкое ощущение, что большинство из них ожидает та же судьба, что и ТЦ "Шоколад". Нет на сегодняшний день каких-то суперидей, уникальных маркетинговых решений и больших рекламных бюджетов. Как вы оцениваете перспективы рынка?

Я думаю, что лидеры рынка останутся прежними, потому что они очень упорно, планомерно и поступательно работают над своей стратегией. На сегодняшний день стратегия развития для торгового центра — это самое важное. Никакое разовое мероприятие по большому счету ничего не даст владельцам ТРЦ, нужен долгосрочный план действий. Например, МЕГА переориентировала свой фудкорт с расчетом на то, чтобы максимально надолго задержать посетителя в торговом центре. "Фантастика" приводит в Нижний Новгород новые знаковые бренды, такие как Uniqlo. Правильная стратегия для районных торговых центров — быть ориентированными на ежедневные потребности той аудитории, которая проживает рядом.

На ваш взгляд, ситуация на рынке торговой недвижимости в Нижнем Новгороде лучше или хуже, чем в среднем по стране?

Везде разная ситуация. Само собой, лучше всего дела обстоят в Москве, потому что там есть деньги и есть потребители. В Нижнем, как и в других миллионниках, ситуация сейчас относительно неплохая. Но такой она стала буквально в последние полгода — рынок только недавно стал оживать.

Вам наверняка не раз приходилось выводить торговые центры из кризиса. Собственники доверяют вам всецело как профессионалу или норовят вставить свои три копейки?

Действительно, в России многие хотят делать все самостоятельно, не доверяют и не доверяются профессионалам. Но кризис изменил ситуацию на рынке, и консалтинг стал очень востребован: собственники поняли, что лучше оценить перспективу и заплатить за это деньги, чем действовать на свой страх и риск и в итоге ошибиться.

В среднем исследование эффективности торгового центра занимает от двух до четырех месяцев — после этого мы уже можем давать владельцам первые советы. По своему опыту я замечала, что когда собственники не мешают нам работать, нам всегда удается "нащупать" нужное направление работы. Но чем больше вмешательств и ограничений на начальном этапе, тем тяжелее находить интересные варианты развития.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 18:34
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 18:34
Все новости Н.Новгород
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
Почва для инноваций: как новые удобрения снижают риски агробизнеса Отрасли, 18:32
«Локомотив» крупно обыграл аутсайдера РПЛ Спорт, 18:28
Кибербезопасность как услуга: почему бизнес отдает защиту на аутсорс Тренды, 18:27
В МИДе призвали США удержаться от «сползания» к конфликту с Венесуэлой Политика, 18:14
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе Стиль, 18:05
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
В Москве инспектор ДПС остановил фуру с водителем без сознания Общество, 18:03
Моноцентричность не в тренде: три района Москвы с особыми домами РБК и ГАЛС, 17:59
Ключ к Африке: какие возможности открывает сотрудничество с Египтом РБК и РЭЦ, 17:49
Формула комфорта: секреты создания удобной обуви Стиль, 17:46
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Часть Запорожской области осталась без света из-за непогоды Общество, 17:42
Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе Тренды, 17:37