Исследование РБК-НН: взаимодействие бизнеса и власти в Нижнем Новгороде
Сложившаяся в стране экономическая конъюнктура все больше обращает внимание властей на проблемы бизнеса — в своих предвыборных программах большинство политических партий делают акцент на необходимости развития экономики и ищут точки экономического роста. Одной из таких общепризнанных точек является поддержка малого и среднего предпринимательства, однако не везде субъекты МСБ получают должную поддержку и внимание со стороны органов власти на местах.
Согласно данным статистики, предоставленным аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей в Нижегородской области, за 2015 год и I полугодие 2016 года в приемную бизнес-омбудсмена поступило свыше 200 обращений предпринимателей Нижнего Новгорода. При этом в общей выборке по региону примерно пятую часть составляют жалобы на органы местного самоуправления. "Все обращения, поступающие в аппарат уполномоченного, можно разделить на несколько категорий: немалая доля жалоб, в частности, касается вопросов, связанных с земельными отношениями", — комментирует уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий. "Многие предприниматели, готовые на законных основаниях арендовать или выкупить земельный участок, жалуются на длительные процедуры согласования. Подобные заявки, как известно, одобряет инвестсовет при губернаторе Нижегородской области, однако без положительного заключения муниципальной администрации реализация каких бы то ни было проектов на территории Нижнего Новгорода невозможна", — отмечает он.
Еще одной проблемой, по оценке бизнес-омбудсмена, является то, что правила взаимоотношений бизнеса и муниципалитета периодически меняются, иногда спешно и без учета мнения предпринимательского сообщества. "Изменения администрацией регламента деятельности частных перевозчиков в 2010 году, как мы помним, вызвали недовольство целой группы бизнесменов, посчитавших, что их права были ущемлены, и в итоге привели к росту числа "нелегалов" в транспортной сфере", — напоминает Павел Солодкий. "Сейчас ситуация вновь обостряется, поскольку в городе внедряют комплексную транспортную схему. Мы (аппарат уполномоченного — ред.) следим за этим процессом и от себя рекомендовали привлечь к подготовке необходимых законодательных норм участников рынка, а также установить определенный "переходный период" для частных перевозчиков", — добавил он.
Пока в аппарате уполномоченного отмечают низкий уровень поддержки начинающих предпринимателей. "Практически повсеместно на территории Нижегородской области существуют так называемые дома малого бизнеса, где предприниматели могут за небольшую плату оформить необходимые документы и получить консультацию по различным вопросам. Везде эти учреждения поддерживаются районными администрациями, однако в Нижнем Новгороде, где проживает порядка 40% населения региона, до сих пор не создано ни одного. Получается, что вести бизнес в области сейчас проще, чем в областном центре", — резюмирует Павел Солодкий.
Что касается жалоб предпринимателей по всем конфликтным ситуациям с городскими властями, значительную их часть аппарат бизнес-омбудсмена пытается решить в досудебном порядке, пояснила начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по правам предпринимателей в регионе Мария Агеева. В картотеке областного арбитражного суда, однако, имеются десятки судебных исков, поданных хозяйствующими субъектами в отношений подразделений и департаментов горадминистрации с формулировкой "о признании незаконным бездействия" или "о понуждении к совершению действий". Наибольшее число исков связано с имущественными вопросами, и, как следствие, чаще всего ответчиком по ним выступает комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИ и ЗР) администрации Нижнего Новгорода. В списке истцов фигурируют в том числе и крупные федеральные компании, как, например, ПАО "ВымпелКом" (осуществляет деятельность под торговой маркой "Билайн" — ред.). Детали разбирательств, впрочем, многие участники процессов не раскрывают, ссылаясь либо на коммерческую тайну, либо на некомпетентность собственных юристов, якобы преждевременно запустивших дело в суд.
Другие участники рынка и эксперты в сфере недвижимости открыто называют КУГИ администрации Нижнего Новгорода органом "ползучей приватизации". "Главная функция КУГИ, по моему ощущению — отчитываться о том, какие доходы были получены муниципалитетом от аренды и продажи имущества, либо от управления акциями и долями, в случае, если приватизация объекта еще не состоялась. Это орган по управлению "ползучей приватизацией", растянувшейся на пару десятилетий, не сильно поворотливый и не сильно клиентоориентированный, если считать, что их клиентами являются граждане и бизнес-сообщество. Руководство КУГИ, к тому же, ранее публично заявляло в судах, что перед комитетом не стоит задача анализировать эффективность управления активами", — комментирует работу имущественного комитета гендиректор ГК "Триумф" Борис Горелик. "Двадцатилетняя практика наблюдения показывает, что чем меньше активов, то есть имущества, остается в ведении комитета, тем более клиентоориентированным он становится. Эта структура повернута "лицом" исключительно к городской власти, к общественности же — в лучшем случае, в профиль", — делает вывод эксперт.
Вопросы по поводу деятельности КУГИ и ее руководителя, Валентины Никулиной (занимает этот пост с 2012 года — ред.), впрочем, существуют — согласно материалам Нижегородского районного суда, Никулина, которая весной этого года по решению главы администрации Нижнего Новгорода Сергея Белова была включена в состав совета директоров полумуниципальной структуры ОАО "Теплоэнерго", лично задолжала теплоснабжающей компании свыше 90 тыс. руб.
Кроме того, в августе публично обвинила КУГИ в разрушении бизнеса гендиректор одного из нижегородских малых предприятий ООО "Юниор" (согласно открытым источникам, основной вид деятельности организации — сдача внаем собственного недвижимого имущества) Светлана Макарычева. По словам предпринимателя, которые она подкрепила официальными документами, распространив их через СМИ, в сентябре прошлого года КУГИ потребовал от нее расторгнуть договор аренды земельного участка площадью почти 3 тыс. кв. метров в Канавинском районе, несмотря на ежегодный налоговый доход в 1 млн руб., получаемый муниципалитетом. Процедура расторжения договора была предусмотрена нормами Гражданского кодекса РФ, однако Макарычева, помимо всего прочего, утверждает, что в администрации Нижнего Новгорода арендаторов, с которыми расторгают договорные отношения на подобных основаниях, выбирают "произвольно". Пока гендиректор ООО "Юниор" попросила дать оценку работе КУГИ контролирующие органы — областную и городскую прокуратуры.