Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Евгений Кудельников: "Снимать кино в Нижнем Новгороде очень выгодно"

Режиссер рассказал Руслану Станчеву о судьбе проекта "Кинофактура" и фильма "Студия Нижний", о дискредитации кино для души, и гонках "Калины" и "Мерседеса" в кинематографе
Евгений Кудельников
Евгений Кудельников (Фото: РБК)

Вашему проекту "Кинофактура" уже год. Можно вас с этим поздравить. Ведь многие не верили, что вы сможете. С какой целью он создавался, и все ли получилось?

Нам находят разные модные определения, например, креативное пространство. На самом деле "Кинофактура" – это новый формат киностудии, которая существует с 2010 года. Это открытая площадка для людей, которые хотят развивать кино здесь, причем не на уровне увлечения, а как конкурентное российское и мировое кино. Это далеко идущие цели. Что же до локальных планов – нам нужна была площадка для показа дебютного полнометражного фильма. Прежде всего, "Кинофактура" создавалась именно для этого, потому что в коммерческие кинотеатры пробиться довольно сложно. И эта задача выполнена абсолютно.

И всё же Нижний Новгород – далеко не киностолица. Ну, может быть, документальное кино здесь было развито в советские годы. Есть замечательные режиссеры – Сокуров, Михалков отчасти, хорошие актеры. Но вот школы, сравнимой со Свердловской или Одесской киностудиями, не было. Я правильно понимаю, что вы взялись за незавершенный гештальт, чтобы сделать кино хотя бы федерального уровня?

Мир изменился, и всех нас подгоняет технический прогресс. До 2010 года все упиралось в огромные расходы, которые региональным кинематографистам потянуть было невозможно. Но потом стали появляться камеры, которые продаются свободно и дают весьма приличное качество на экранах кинотеатров. Мир стал другим, и огромное количество людей стали пытаться снимать кино. Конечно, в Нижнем Новгороде никогда не было своей художественной киностудии, нет инфраструктуры, нет сложившейся школы. Теперь источники обучения открыты, а на первое место выходят желание что-то делать, талант и упертость. С точки зрения перспективы и бизнес-составляющей производства кино наш город подходит просто идеально.

Ведь что из себя представляет база для кинопроизводства? Во-первых, нужны локации. Нижний Новгород отличается тем, что в нем сочетается всё понемногу – любой ландшафт, любой архитектурный стиль, самые разные исторические памятники. По большому счету, в нем можно снять практически любой современный фильм. Во-вторых, город не слишком сильно затерт в плане работы с крупными киногруппами, хотя к нам каждый год кто-то приезжает снимать. Город лоялен по отношению к киношникам, в нем много места, не тесно, жители приветливо встречают. В-третьих, у нас есть отличная актерская школа. И если все эти составляющие объединить под продюсерским управлением, становится понятно, что снимать кино в Нижнем Новгороде очень выгодно. Съемочным группам далеко ездить не надо, актеры спят дома, не нужны мегатрейлеры, значительные гостиничные и экспедиционные расходы. Наша идея заключается в том, чтобы самим снимать кино здесь, не вливаться в московские компании, не уезжать, а создать свою киностудию.

Ваш фильм "Студия Нижний", как мне показалось, снимался бесконечно долго, словно что-то все время мешало.

Бывали моменты, когда я сам останавливал производство на полгода. Я сознательно принял решение ввязаться в создание большого фильма, сложного даже по нынешним российским меркам, не имея полного бюджета на момент запуска. Была дилемма: либо я начинаю искать полный бюджет, и за это время у меня уходит удачный момент для запуска проекта, уходит кураж, теряются люди, либо я верю, что, найдя примерно треть средств на старте, остальное привлеку потом. Я в тот момент был очень романтично настроен. Первые деньги нашел довольно быстро, и мы очень удачно отработали год. Первые ролики собрали приличное количество просмотров в YouTube. О нас заговорили, и все всем нравилось. Случилось ровно то, чего я, конечно, опасался, но надеялся, что это не произойдет. Остальные финансы находились с большим трудом, мы вложили все, что только можно: деньги от коммерческой работы на рекламе, проводили пару компаний по краудфандингу.

И все равно не хватило?

Ну почему же? Сейчас фильм закончен, мы его готовим к прокату в кинотеатрах – сначала в нижегородских, а там посмотрим, как его примет широкий зритель. Уже примерно знаю, чего ждать от проката, потому что на закрытых показах в "Кинофактуре" фильм посмотрело порядка полутора тысяч человек.

Я специально показывал его разным людям, потому что мы изначально задумывали кино для широкой аудитории, никого не хотели поразить артхаусом и всех "убить" на Каннском фестивале – даже в мыслях такого не было. Хотелось, чтобы фильм посмотрели нижегородцы, особенно те, кто забыл, что можно сходить в кино и получить удовольствие. Я не хвалю себя, но мы поставили галочку, поскольку подавляющее большинство зрителей, посмотревших фильм, ушли с превзойденными ожиданиями, привели друзей и родственников, а многие были по два-три раза. И они испытывают те самые эмоции, на которые я рассчитывал.

Давайте подождем выхода в прокат и оценок большой аудитории. Кстати, "убить" Канский фестиваль было бы неплохо.

У меня и единомышленников абсолютно другая точка зрения на это. Нельзя разбрасывать усилия – нам нет никакой радости в лаврах уважаемого режиссера Звягинцева. Его фильмы и фильмы, побеждающие на Каннском фестивале, не делают людей счастливыми. Их не советуют друг другу, на них не ведут детей и родителей. Дело не в том, что это драматический жанр или что-то подобное.

Почему, собственно, я и ввязался в производство, не понимая в нем ничего? Лично мне не хватало того, что хотелось бы посмотреть в кино – а я вырос на советских фильмах, заставлявших думать и бесконечно их пересматривать. Хотелось сделать что-то, что интересно смотреть и самому, и окружающим. И этот подход себя оправдал. Это совершенно не фестивальный подход: запросы диаметрально противоположные.

Недавно был в кино, и перед фильмом обратил внимание на трейлеры российской индустрии. Знаете, в пору уходить из кинотеатров. Это просто какой-то караул: низкопробные комедии, фекальный юмор, бесконечная смесь "Камеди Клаба" и "Дома-2". На этом же фоне – разговоры о фильме "Матильда" со всех сторон. Такая амплитуда событий вокруг кино. Тем не менее, многие фильмы пользуются господдержкой Минкульта, значит, получают деньги. У государства есть ресурсы, чтобы вкладывать в такое кино, а на кино, которое снимаете вы, которое делает людей счастливыми и позитивными, денег нет. Или у вас пока не было возможности попросить поддержку у государства?

На этот вопрос легко ответить с позиции бизнеса. Если представить себя на месте финансиста, кино – дело, мягко говоря, недешевое. Для Нижнего Новгорода наш бюджет вообще бомбический, хотя в масштабах России мы находимся в районе дорогого фестивального короткого метра. Если же говорить о фильмах масштабных, это огромные деньги. Вот и представьте, что эти деньги у вас есть, и вы не против поддержать кино. Думаю, первым критерием для вас будет минимизация рисков. Это означает, что вы не можете доверить бюджет в 100-200 млн человеку, которого вы не знаете. Может быть, я и получу такое финансирование, но для этого нужно себя проявить с точки зрения зрительского интереса.

В нашем кино всё не слава богу, как и в других отраслях. Все грешат на ЖКХ, а в кино ещё труднее всё просчитать. Даже в Голливуде из десяти фильмов, максимально просчитанных с точки зрения маркетинга и вложения средств, девять оказываются провальными. Чем кино и привлекает идейных инвесторов – оно позволяет проверить совпадение собственных ощущений и своего внутреннего мира с ожиданиями большого числа людей. Об эффективности господдержки ничего сказать не могу. Государство пытается вкладывать в то, что должно идти на пользу, но ведь это не математика.

Власти Нижнего Новгорода не так давно пытались вписаться в фестиваль "Горький Fest". Чиновники с удовольствием фотографировались с актерами, демонстрировали заинтересованность в процессе. Сложилось впечатление, что чуть ли не город это организовывал. А горожане высказывали недовольство тем, что об этом ничего не знали – рекламы почти не было. Зато были какие-то странные истории с пригласительными. Организации была поставлена твердая "двойка". Кто же виноват в этой истории?

Я бы не стал расставлять акценты вины и невиновности. У меня другой взгляд на "Горький Fest", и его поймет тот, кто с позиции креатива пытался сделать в нашем городе что-то новое. Мысль потребителя о том, где и что можно легко сделать – это заблуждение. Считаю, этот фестиваль – невероятная мощь и успех тех, кто его организовывал.

Да, только зрителей не хватило, чтобы это прочувствовать.

Во-первых, хочу сказать спасибо "Горький Fest" за приезд профессионалов из большого мира кино. Познакомившись с ними я понял, как много сил они тратят, чтобы любыми способами развивать свое, российское. Хорошо, что они обратили внимание на Нижний Новгород. Во многом это произошло потому, что продюсер фестиваля Оксана Михеева ​– нижегородка, выпускница нашего театрального училища, и ей давно уже хотелось сделать здесь фестиваль. Но одно дело, когда хочется, и совсем другое – найти людей, готовых спонсировать. Провели без копейки бюджетных денег. Это уникальный случай, потому что обычно фестивали идут такими же статьями в Минкульте, как и кино.

Главная проблема была с центральной площадкой. В нашем городе найти зал с экраном и красной дорожкой оказалось проблематично. Не знаю, по каким причинам не удалось договориться с драмтеатром и "Комедией", хотя попытки видимо были. В итоге организаторам пришлось совершить чудо – снова завести кресла и проектор в "Октябрь", который стоял законсервированным. Думаю, и сложности с рекламой были связаны с тем, что главная площадка была согласована чуть ли не за неделю до проведения.

При этом интерес к кино вообще очень слаб. Пустой зал в "Октябре" так же пуст, как и любой другой кинозал на обычных сеансах в Нижнем Новгороде. Российское кино, которое готовы смотреть взрослые люди, себя дискредитировало и не может застолбить за собой право взять деньги за билет. А голливудские блокбастеры имеют рынок сбыта на весь мир, рассчитаны на школьников или чуть старше. Вот и все объяснение. Просто посмотреть российское кино желающих мало. Никто ничего от него не ждет. То же и со "Студией Нижний". Очень трудно заманить зрителя на показ. Это уже когда они пришли и посмотрели – все в порядке. Что касается общения, на встречах и круглых столах с продюсерами и актерами в "Кинофактуре" были аншлаги каждый день. Очень большой интерес ко всему живому, что происходит в кино.

Выходит, уровень российского кинематографа не соответствует тому, чего ждет потребитель.

Это неудивительно – рынок сбыта очень мал, поэтому и деньги вкладываются небольшие. Потому и не может он тягаться с мировым кинематографом. Один простой факт: если сложить бюджеты всех отечественных фильмов за год – и с Минкультом, и без него – они окажутся меньше, чем один "Форсаж". Здесь не будет чудес. Вы не можете на "Калине" соревноваться с "Мерседесом". Мы просто не в той весовой категории. Но есть позитивные тенденции, связанные с выходом на китайский рынок. Проекты, попадающие туда, тянут индустрию вверх.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Н.Новгород
Лавров назвал Швейцарию неподходящим местом для диалога по Украине Политика, 14:59
Выдачи микрозаймов слишком закредитованным россиянам резко упали Финансы, 14:58
Трейдеры криптовалют потеряли $270 млн на ликвидациях перед халвингом Крипто, 14:58
Подозреваемого в убийстве из-за парковки задержали в Ростовской области Общество, 14:57
Reuters узнал, что ЕЦБ потребует от UniCredit сократить бизнес в России Финансы, 14:55
Новые ретропоезда появятся на Горьковской железной дороге Н.Новгород, 14:53 
Спрос нерезидентов на обмен активами превысил предложение россиян Инвестиции, 14:52
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
HITC узнал об интересе «Ман Сити» и «Челси» к рекордсмену сборной России Спорт, 14:45
На трассе между Москвой и Петербургом снизили скорость из-за снегопада Общество, 14:44
«Роскосмос» показал фотографию обрушившегося на центр России шторма Общество, 14:43
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Тейлор Свифт выпустила новый музыкальный альбом Life, 14:37
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34