Статистику нижегородского УГИБДД испортили дороги
Число погибших в ДТП в Нижегородской области за 9 месяцев текущего года уменьшилось на 12,5%. Как отмечают в ГИБДД, улучшение обстановки наблюдается по всему блоку дорожно-транспортных происшествий. В то же время статистика говорит о существенном росте числа аварий из-за качества дорог.
Меньше жертв и пострадавших
Устойчивая тенденция на снижение числа ДТП наблюдается в Нижегородской области с 2014 года: как сообщил на последнем заседании комиссии по безопасности дорожного движения при правительстве региона сообщил начальник управления ГИБДД по Нижегородской области Павел Ржевский, за 9 месяцев текущего года количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 5,2%, число погибших – на 12,5%, раненых – на 6,2%. Тяжесть последствий ДТП уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 6,2%.
"Организация дорожного движения, приведение дорог в нормативное состояние – это один из основных факторов, который влияют на снижение дорожно-транспортных происшествий. Самый наглядный пример – отрезок дороги Нижний Новгород-Москва, который раньше доставлял нам очень много хлопот. После того, как там были установлены ограждения разделяющие потоки встречных направлений, обстановка изменилась и аварийность многих участков снизилась в разы", – пояснил руководитель УГИБДД.
Обеспечение безопасности дорожного движения в этом году обошлось бюджету в 800 млн руб., сообщил министр транспорта и автомобильных дорог региона Александр Герасименко. По его словам, В комплекс мероприятий входит установка барьерных ограждений и разделителей на дорогах, светофорных объектов и остановочных павильонов, обновление разметки и дорожных знаков, обустройство пешеходных переходов. В ближайшее время планируется ввести дополнительно 20 переходов около школ, еще 10 – до конца года. Кроме того, по два многоуровневых перехода для пешеходов будут возведены в районе строящегося на Стрелки футбольного стадиона и в Подновье.
Министр особо отметил хорошую эффективность комплексов фотовидеофиксации системы "Безопасный город". "В регионе их уже более 200, аварийность в местах их установки за последний год снизилась почти на 50%. А в некоторых местах транспортные происшествия теперь практически не фиксируются", – сообщил Александр Герасименко.
Если бы не дороги
Между тем, согласно статистике на сайте ГИБДД, число ДТП, которым сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети, в Нижегородской области выросло на 12,1%. За январь-сентябрь 2016 года произошло 1191 таких аварий. В них погибло 110 человек и было ранено 1618 граждан.
Из-за значительного ухудшения качества дорожного полотна, планового и внепланового ремонта улиц и мостов в Нижнем Новгороде 2016 год стал настоящим испытанием. По мнению главного редактора портала "Дорога7" Александра Пичугина, карта ям по-прежнему существует лишь в головах водителей, а достойная система предупреждения об обстановке в городе так и не создано.Уровень организации летней ремонтной кампании собеседник оценивает критически.
"Мы не можем игнорировать, в каком состоянии в последние месяцы у нас были улицы Ильинская и Большая Печерская, когда на город внезапно свалились деньги и начался экстренный ремонт. Асфальт вокруг трамвайных путей срезали так, что проехать и не повредить себе диски, защиту и днище было просто невозможно. Настолько все было непродуманно. Честно говоря, я впервые вижу такое наплевательское отношение", – говорит Пичугин.
Повсеместные выбоины, низкий уровень ремонта и необходимость искать объездные пути – все это, безусловно, приводило к стрессам и провоцировало аварийность минувшим летом, соглашается с ним независимый автоэксперт Александр Дейч. "Люди на нервах. Никому не хочется "убивать" свой автомобиль. По сути, у нас четыре налога – транспортный, топливные акцизы, "налог Ротенберга" (сборы по системе "Платон" – ред.) и налог на фактическую эксплуатацию. В последнем случае мы платим за ремонт подвески. Даже сейчас, после частичного ремонта, дороги в неудовлетворительном состоянии", – поясняет Дейч.
Руководитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения регионального УГИБДД Игорь Михайлушкин не считает, что аварийность вследствие качества дорог следует оценивать в отрыве от всех остальных показателей. "То, что мы сейчас наблюдаем по России и в Нижегородской области – результат комплекса мероприятий. Мы видим, что смертность отступает, травматизма стало меньше. Поэтому говорить, что в городе дороги стали лучше или хуже, и от этого что-то изменилось, сложно", – размышляет собеседник
Судиться проблематично
Михайлушкин подчеркивает: на водителях лежит обязанность объективно учитывать качество полотна. Подобные аргументы со стороны дорожных служб и ГИБДД Александр Пичугин считает стандартной отговоркой. "У нас асфальт имеет "свойство" внезапно заканчиваться. Так что это – от лукавого. Дороги должны содержаться в надлежащем виде. И доказать ущерб от качества покрытия сложно, но можно", – говорит он.
В половине случаев такие судебные дела выигрываются, рассказывает директор ООО "Юрком-НН" Михаил Ершов. Выяснение отношений с властями и подрядными организациями, однако, сопряжены с большой волокитой, требуют времени и терпения клиентов. Как следствие, на практике доля подобных обращений едва ли превышает 10%.
"За материальный вред, вред здоровью и жизни отвечает конкретный подрядчик. На выяснение, кто несет ответственность за определенный участок дороги, обычно уходит три-четыре месяца. Вдобавок, если авария произошла на маленькой дороге, необходимо выяснить, какого она значения и в чьем ведении находится", – рассказывает Ершов. "В судах выигрываются лишь 50% дел: это связано с тем, что правоохранительные органы, составляющие справки и протоколы, делают это неохотно и некомпетентно. Я считаю, должны быть специально обученные люди, фиксирующие состояние дорог при ДТП", – добавил директор юридической компании.
Штрафы растут
По данным регионального Центра безопасности дорожного движения, с января по сентябрь 2016 года с помощью комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД вынесено более 2,3 млн постановлений об административных правонарушениях на общую сумму свыше 1,365 млрд руб. За аналогичный период 2015 года таких постановлений было 1,1 млн на сумму 681,669 млн руб. При этом в ЦБДД подчеркивают, что не отслеживают собираемость штрафов.
Наказаний за стоянку в неположенном месте в Нижнем Новгороде, напротив, становится меньше: так, в 2015 году за парковку на озелененных территориях был составлен 1151 протокол об административных правонарушениях, на основании чего взыскано штрафов на сумму 2,3 млн руб., сообщили в городском дептрансе. За девять месяцев 2016 года оформлено 650 таких протоколов, а штрафы по ним составили 1,6 млн руб.
Стоит также напомнить, что с января этого года Федеральная служба судебных приставов получила право запрета выезда за границу для граждан, чья задолженность по штрафам превышает 10 тыс. руб. Кроме того, должники могут быть лишены водительских прав вплоть до выплаты сумм в полном объеме.
Как рассказали РБК-Нижний Новгород в региональном УФССП, с января по сентябрь количество исполнительных производств по взысканию административных штрафов по линии ГИБДД превысило 660 тыс., что почти в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в 2016 году с граждан взыскано 218 млн руб., за девять месяцев предыдущего года – порядка 110 млн.
Временное ограничение выезда за пределы России к жителям Нижегородской области в 2016 году применялось 34295 раз, годом ранее было вынесено 21644 соответствующих постановлений. В региональном УФССП не обладают информацией, каков процент запретов связан с неоплаченными штрафами ГИБДД. Ранее РБК со ссылкой на сервисы онлайн-кредитования сообщал, что в целом по России доля граждан с неоплаченными долгами ФНС и ГИБДД составляет порядка 10% от общего числа "невыездных".