Денис Москвин: "Госдума стала полюсом определения федеральной стратегии"
Прошло уже два месяца с момента вашего "перехода" из провинциальной политики на федеральный уровень. Что-то внутри вас за эти месяцы поменялось?
Первые два месяца в Госдуме – это, безусловно, вызов, как содержательный, так и организационный, это новые условия и задачи. Но мне бы хотелось остаться в хорошем смысле этого слова провинциальным политиком. Нижегородская область – мой родной регион, и статус депутата в моем понимании нужен исключительно для того, чтобы принести ему пользу.
В новом созыве Госдумы стало меньше миллионеров и больше политиков, в том числе и из провинции – сейчас нижнюю палату парламента уже перестают называть "бешеным принтером", что, наверное, неплохо. Появились дискуссии, в том числе внутри фракции "Единой России", на тему бюджета страны. Как вы оцениваете работу обновленной Госдумы?
Дума седьмого созыва, действительно , принципиально отличается от предыдущего состава – это мнение не только мое, но и тех депутатов, которые работают уже второй или третий созыв. Она в хорошим смысле многим некомфортна: и правительству, которое является нашим главным партнером в работе, и депутатскому корпусу, поскольку дисциплинарные требования, что я считаю справедливым, сильно ужесточились. Половина депутатов представляет мажоритарные одномандатные округа, их избрало население – это и большая ответственность, и высокий уровень спроса. Председатель Госдумы Вячеслав Володин – человек, занимающийся практической политикой на протяжении многих лет, по сути, создавший саму архитектуру региональной политики в стране – этот человек знает, как сделать работу депутатов эффективной.
Сейчас мы действительно находимся в сложном бюджетном "марафоне", идут серьезные дискуссии и в рабочих группах, и в зале пленарных заседаний, и, в том числе, внутри фракции. Бюджет 2017 года, конечно, не является, ни бесспорным, ни очевидным, но он соответствует основным постулатам правительства – исполнению поручений и указов президента, обеспечению стабильности и социальных гарантий. При этом далеко не все пожелания правительства доходят до стадии законопроектов – по многим вопросам Дума "обособилась", что тоже, в общем-то, довольно уникальное явление для последних лет.
Значит ли это, что Дума стала серьезным "полюсом влияния" в российской политике? Ведь вопросы политики и экономики неразрывно связаны.
Бесспорно, Госдума – это и полюс влияния, и полюс определения стратегии. Не все федеральные чиновники пока к этому привыкли, из-за этого возникают серьезные проблемы. Но то, что орган перестал быть "бешеным принтером", совершенно точно. Уровень дискуссий в нижней палате парламента позволяет делать вывод о том, что Дума будет занимать позицию по всем принципиальным вопросам.
Экспертное сообщество называет бюджет РФ на 2017 год "бюджетом выживания": везде нам говорят о том, что денег на развитие не хватает. Так ли это? Или, например, вопросы предоставления субсидий регионам могут решаться внутри комитетов? Вы представляете думский комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству – все это крайне актуально для Нижегородской области. Может ли комитет как-то влиять на объем федеральной поддержки регионам?
Я бы не стал применять термин "бюджет выживания": он скорее консервативный и при том сверстанный с неким запасом роста. Как я уже говорил, именно такой бюджет позволит обеспечить стабильной и своевременное исполнение государством социальных обязательств. Если конъюнктура улучшится – здесь мы говорим и о санкциях, и о цене нефти, и об увеличении промпроизводства – он позволит получить дополнительную прибыль с тем, чтобы простимулировать отрасли, которые в этом нуждаются.
Нижегородская область – промышленный регион: предприятия, выполняющие гособоронзаказ, чувствуют себя в целом неплохо. Тем не менее, пики средств, которые были выделены, на эту сферу, пройдены. Основной задача, которую должны сейчас решить предприятия – использование созданной ресурсной базы для увеличения доли гражданского производства.
Вы шли на выборы с программой развития территорий. На вашем округе проживает более полумиллиона избирателей, половина из которых проголосовали за вас. Каким образом вы, как депутат, собираетесь поддерживать их интересы?
Прежде всего, в целом Госдума делает очень многое для развития территорий – это программы по строительству и реконструкции дворцов культуры в небольших городах, это и создание спортивных объектов – там, где есть культура и спорт, есть жизнь. Принята программа по развитию городских парков, что актуально и для Нижнего Новгорода. Наша работа направлена на повышение качества городской среды – зачастую собственных средств муниципалитетов на это не хватает.
По округу №130, от которого я был избран, ведется активная работа с министерствами и ведомствами. Мы, в частности, добились предоставления субсидий первомайскому предприятию "Транспневматика", которое реализует импортозамещающий проект по производству тормозных систем для железнодорожного транспорта. Программа позволит создать большое количество рабочих мест, и самое главное, выпускать очень нужный и востребованный продукт.
Мы уже говорили об ужесточении дисциплинарной ответственности для депутатов – речь, вероятно, идет о прогулах. Ситуация с этим настолько плачевна?
Речь идет о системном пересмотре статуса депутата Госдумы – для многих, особенно в нулевые годы конечной целью являлось получение мандата, позволяющего им, скажем так, усилить свое социальное значение и отстаивать свои интересы. Разумеется, при этом они были не готовы погружаться в работу. Сейчас ситуация изменилась, хотя я ожидаю, что далеко не все избранные в седьмой созыв депутаты захотят продолжить деятельность в Думе.
Вы наверняка продолжаете следить за региональной повесткой, за тем, как сложно принимается бюджет Нижегородской области. Противостояние городского и областного лобби в очередной раз обострилось. Сколько, по-вашему, будет еще продолжаться эта война интересов?
То, что сейчас происходит в законодательном собрании Нижегородской области, тревожно: сам по себе факт дискуссий на тему бюджета не может не радовать, однако меня смущает другое – необоснованные спекуляции вокруг важных и системообразующих задач. Непринятие областного бюджета повлечет за собой неприятные для региона последствия – сократится федеральная поддержка в части бюджетных кредитов и целевых программ, правительство региона потеряет возможность планировать стратегию развития субъекта в и без того не самых простых условиях. Беспокойство по этому поводу есть, но, я надеюсь, противопоставление депутатских "я" интересам избирателей скоро разрешится в пользу вторых.