Мария Гончарова: "Героев в Нижнем Новгороде предостаточно"
Вы через несколько дней запускаете The Village в Нижнем Новгороде. В городе, очевидно, не хватало городского онлайн-издания. Многие пытались заходить на эту территорию, но успешных проектов в действующем виде не осталось. Зачем вы в это ввязываетесь и почему рассчитываете на успех?
Такие интернет-СМИ закрываются по одной простой причине - у них нет финансовой, спонсорской поддержки, они варятся в собственном соку. Здесь у нас все-таки проект при огромной поддержке компании "Еда и Культура", которая является спонсором этой франшизы. Наверное, мы верим в успех, потому что это франшиза успешного сайта, который хорошо выходит в других городах: в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Киеве. Мы надеемся на всеобщий успех, что будем популярны среди читателей, которые будут заходить на The Village, чтобы узнавать городские новости, читать о городских героях, бизнесе, еде, стиле, обо всех новых местах, которые открываются в Нижнем. Но и на коммерческий успех тоже хочется рассчитывать - глупо делать это все без каких-то надежд на такую отдачу.
То есть какая-то рекламная составляющая в этом издании есть? Как устроена его бизнес-составляющая?
Франшизные отчисления мы платим каждый месяц. Но, в основном, мы редакция автономная: нас не правят, от нас не ждут тем и материалов, которые мы будем выпускать. Мы с ними только советуемся и, например, просим завести для нас новые рубрики, если мы их придумываем. Они абсолютно лояльны и позитивно настроены к нам, хотят видеть какое-то новое дыхание сайта, потому что в Москве он существует достаточно долго, а в Нижнем Новгороде мы можем устраивать какие-то свои эксперименты. Например, те же подкасты, которые сейчас очень популярны в Америке, и которых совершенно нигде нет в России, они только появляются сейчас на Медузе. И мы хотим поэкспериментировать с этим. Это будет совершенно новый для Нижнего Новгорода проект.
По поводу рекламы. Баннерная реклама практически вся будет московской, у нас будет небольшое количество рекламных площадей под неё. Мы об том знали и сознательно на это шли, потому что, как нам все говорят, будущего у баннерной рекламы совершенно нет, сейчас у всех стоят блокировщики, и такая реклама абсолютно не работает. Единственная реклама, которая может сейчас работать в интернете, это, конечно, нативная реклама, которой мы, собственно, в основном и будем заниматься. Это будут спецпроекты. Не знаю, готова ли аудитория Нижнего Новгорода, и готовы ли бизнесмены Нижнего Новгорода вкладываться в нативную рекламу, но мы хотим хотя бы попробовать и предложить такой формат. Это достаточно неординарная вещь для города.
Часто федеральные городские СМИ критикуют за легкость тем при сложной повестке. Возможно ли балансировать между серьезными и легкими темами?
Я хочу создать такой информационный ресурс, который подходил бы мне как читателю. Если я захожу на сайты информационных агентств, то вижу все подряд, там и легкие материалы, и сложные, но чаще всего новостные - и все в одну кучу. Мне бы хотелось на The Village делать подборку тех новостей, которую было бы приятно читать, без какой-то резни, без страшилок. Новости культуры, новости города и все, что касается горожанина. Если горожанина касается митинг, или закрыты дороги, он не может куда-то попасть - это, определенно, то, о чем мы будем писать. Но того же самого горожанина будет интересовать, если закрыт какой-то ресторан, куда он ходит, или появился какой-то ресторан в нестандартном районе. Это будет интересно для потенциального читателя.
А как вы представляете себе аудиторию? Это те же люди, что читают газету "Селедка"?
Мне кажется, что, с одной стороны, у газеты "Селедка" достаточно широкая аудитория, от условных школьников старших классов до пенсионеров. Самая наша сложная аудитория - это люди 40+, которых достаточно сложно привлечь на свою сторону, потому что они много чего видели, много чего читали, и их сложно удивить. У нас достаточно разношерстная аудитория, я не могу ее проанализировать и разложить на медиа-кит, в котором написано "у нас аудитория от 25 до 40 лет, в основном это мужчины с достатком больше 40 тыс. в месяц и так далее". Я не могу под такую гребенку подвести нашу аудиторию. Но мне кажется, что онлайн газета про городскую жизнь - это для всех тех, у кого есть интернет.
Часто городские СМИ ставят негативные, криминальные новости именно потому, что он собирают самую большую аудиторию. Вы верите в возможность воспитать аудиторию? Можно ли заинтересовать новых людей новыми темами? Есть ли такая миссия?
Определенно. Воспитать аудиторию и создать не просто СМИ, а какое-то культурное явление, как мы в свое время делали газету "Селедка", которую мы не называем СМИ совсем. Это культурное явление города. Здесь абсолютно та же история: сделать эту фильтрацию, очистить от негатива. У нас даже стоит фильтр именно от московской редакции - мы не можем писать криминальные новости.
Вы давно работаете с журналистами. Как оцениваете уровень образования выпускников журфаков? Часто журналисты проходят школу нижегородских изданий, где тоже может быть неоднозначный опыт, возможно ли переучить человека?
Я все реже сталкиваюсь с выпускниками журфаков, мне пишут самые разные люди, которые, допустим, работают в другой сфере. Например, молодой человек работает инженером, занимается машинами, но он очень хорошо разбирается в спорте и может компетентно про это писать. С такими людьми мне проще и интереснее, потому что человек в теме, а я могу его научить стилистике. Но он компетентен, он не будет ошибаться, не будет гнать глупую фактологию или лить воду. Все это можно подкорректировать.
Студентам-журналистам, я знаю, не хватает практики. Проходить практику в большой газете тоже полезно, для меня это была хорошая школа жизни: нужно было соблюдать дедлайны, работать в рамках, придумывать по пятнадцать заголовков на каждую даже маленькую заметку. Я надеюсь, что сейчас в больших редакциях происходит то же самое. Как ни странно, мне очень повезло. Несмотря на то, что нас буквально завалили заявками по поводу работы, все те люди, с которыми мы работаем, нас не подводят, они соблюдают дедлайны, у них хорошие тексты в стиле The Village. Но, конечно, было огромное количество заявок от людей, которые и не потрудились открыть сайт.
Как выглядит в итоге ваша редакция?
Мы не находимся в офисе, каждый сам по себе. Но у нас есть мозговой штурм, планерки. У меня есть шеф-редактор Лидия Кравченко, которая является моим заместителем в газете "Селедка". Из-за этого на нас оказывается давление, говорят: "Ну, вот опять, газету "Селедка" делали, теперь та же команда будет делать сайт, столкнется с проблемами, потому что люди привыкли делать печатное издание и непонятно, что у них получится". Конечно, мы делаем сайт впервые в своей жизни, и никто из нашей команды никогда этим не занимался. Но мы журналисты, и нас всему обучили. У нас есть огромная сеть журналистов, которые рассредоточены по всему городу, мы, как спрут, распределяем только задания, и они уже их выполняют.
Открывая The Village, "Селедку" вы не закрываете. Насколько это сложно, учитывая, что все вокруг говорят о смерти бумаги, что классическая газета ушла? Почему продолжаете этим заниматься?
Когда я встретилась с одним редактором "Афиши" и показала ему газету "Селедка", он сказал, что чувствует себя археологом. Несмотря на то, что контент его полностью устроил. Для нас сейчас это челлендж, потому что команда сейчас полностью занимается и "Селедкой", и The Village, но мы должны справиться.
А продолжаем заниматься газетой "Селедка" потому, что это наш крест, который мы несем, светоч культурной жизни в городе. Как мне кажется что, это такой хороший бренд. И это, действительно, наша благотворительная история. У нас нет цели собирать рекламу. Если она появляется, мы тратим эти деньги на привлечение новых авторов, на классные поездки, на классных фотографов. В компанию все эти бюджеты почти не попадают, но это не сильно это волнует наших руководителей, потому что для них газета "Селедка" - это культурное явление, которое должно существовать в городе, воспитывать аудиторию и говорить о тех вещах, о которых не говорят другие СМИ. И существование "Селедки" сейчас обусловлено тем, что мы выходим раз в два месяца с тематическими номерами, отказавшись от рубрикатора и привязанным ко времени темам. Мы развлекаемся, шесть лет спустя, мы по-прежнему развлекаемся.
На Нижний Новгород очень часто жалуются, что он вялый, в городе ничего не происходит, нечего делать. При этом вам шесть лет в "Селедке" и теперь в The Village приходится находить темы. Действительно ли не хватает событий?
Я часто вижу такие отзывы. Но это не моя история, потому что верю и знаю, что героев здесь предостаточно, новости здесь тоже появляются, мы будем продираться через тернии криминала.