Лента новостей
Все новости Н.Новгород
Новак раскрыл решение комитета ОПЕК+ по повышению добычи нефти 00:24, Экономика Украинский омбудсмен заявила о снятом запрете на въезд Москальковой 00:10, Политика В посольстве рассказали о причинах смерти в Колумбии ведущего Бородина 21 июн, 23:49, Общество Итоги дня: ожидания торговой войны вновь увели рынки акций в минус 21 июн, 23:23, Quote Рука Бога, лучшая сборная СССР и осьминог: курьезы ЧМ по футболу 21 июн, 23:21, Спецпроект РБК Спорт Россия и Узбекистан договорились достроить крупный радиотелескоп 21 июн, 23:20, Технологии и медиа Как сократить расходы на 1 км пробега до 25%: опыт реальных компаний 21 июн, 23:19, РБК и «Шелл» Сборная Аргентины в Нижнем Новгороде проиграла Хорватии со счётом 0:3 21 июн, 23:09  Адвокат заявил об отказе Сенцова прекратить по призыву ЕСПЧ голодовку 21 июн, 23:05, Политика Консульство Франции в Москве увеличило сроки рассмотрения заявок на визу 21 июн, 23:00, Общество Аргентинцы крупно проиграли хорватам и набрали одно очко в двух матчах 21 июн, 22:52, Спорт Второй за день производитель птицы объявил об очаге птичьего гриппа 21 июн, 22:48, Бизнес Сделайте ваш прогноз на исход матчей ЧМ-2018 21 июн, 22:35, Спецпроект РБК Спорт Ксения Собчак не станет сопредседателем Партии перемен 21 июн, 22:14, Политика Прокурор Ниццы сообщил о назначении судебного заседания по делу Керимова 21 июн, 22:11, Общество Верховная рада разрешила делать с валютой «все, что прямо не запрещено» 21 июн, 22:09, Деньги ЦБ предложил наказывать Мосбиржу за несоответствие бумаг уровню листинга 21 июн, 21:58, Финансы «Ювентус» бесплатно получил футболиста «Ливерпуля» Эмре Джана 21 июн, 21:56, Спорт Клубника круглый год: как выделиться на российском аграрном рынке 21 июн, 21:49, РБК и Сбербанк США передали Турции первый F-35 вопреки запрету сената 21 июн, 21:47, Политика Глава МВД рассказал о получении визы США «без проблем» вопреки санкциям 21 июн, 21:40, Политика Климкин заявил о планах России вмешаться в выборы на Украине 21 июн, 21:38, Политика Алекперов счел невозможной цену на нефть в $100 21 июн, 21:18, Экономика В список «Пионеров технологий» Давоса вошла компания Михаила Мирилашвили 21 июн, 21:16, Технологии и медиа Подразделения Роструда начали проверку Urban Group 21 июн, 21:09, Бизнес Цифровые инновации: как снизить затраты и повысить качество продукта 21 июн, 21:08, Партнерский материал Трамп допустил встречу с Путиным в июле 21 июн, 21:05, Политика Первая неделя ЧМ: главные цифры первенства 21 июн, 21:02, Общество
Андрей Носов: "Делать нишевое культурное СМИ не в Москве - утопия"
Нижний Новгород, 01 фев 2017, 12:18
0
Андрей Носов: "Делать нишевое культурное СМИ не в Москве - утопия"
Продюсер проекта "Культура в городе" рассказал РБК о том, как запустить издание о культуре, окупить его и найти свободную нишу для культурного бизнеса.
Фото: Михаил Солунин/РБК

Вы связаны с двумя заметными нижегородскими проектами - это издательство "Красная ласточка" и проект "Культура в городе", который начинался как СМИ, а затем стал учебной площадкой. Весь 2016 год вы посвятили переформатированию этого ресурса. В каком виде "Культура в городе" вошла в 2017 год?

Минувший год был для нас, с одной стороны, годом сложных решений. С другой стороны, мы пробовали новые форматы и многому научились. Мы делали очень нишевое культурное СМИ, и с 2016 года перед нами встал вопрос о монетизации этого проекта. Мы должны были существовать на свои деньги, а лучше всего - зарабатывать и иметь определенные пути развития. Поэтому мы пошли в сферу дополнительного образования. На самом деле, этот шаг вытекал из всей нашей деятельности: с течением времени мы понимали, что людям не достаточно просто анонсовых материалов или интервью, и начали публиковать все больше лонгридов на сложные темы, которые иногда готовили довольно узкие специалисты. Самое интересное, что они действительно оказывались востребованы, и люди, причем не только из Нижнего Новгорода, активно читали тексты на 40 тысяч знаков.

Мы начали пробовать формат курсов: всю первую половину года мы пробовали, тестировали его, разговаривали с людьми. С сентября мы запустили довольно успешный сезон - сразу несколько курсов шло одновременно. Все это стало подготовкой к началу создания целой платформы онлайн-курсов: это оказалось более эффективно и с точки зрения прибыльности нашего бизнеса, и с точки зрения образовательной функции.

Какие темы вы охватываете, и каково содержание этих курсов?

Во второй половине 2016 года у нас было два курса. Бестселлер "Как понимать современное искусство" был создан для тех, кому интересна эта тема, кто хотел бы погрузиться в нее на профессиональном уровне. Курс получился неожиданно объемным: 16 занятий в офлайн режиме и 14 модулей онлайн, которые затрагивают период с середины 19 века до конца 20-го: то, что в западной традиции называется modern art.

Второй курс под названием "Как смотреть кино" вел нижегородский преподаватель философии Игорь Кобылин. Он объяснял, каким образом связаны кино и философия, под каким углом можно взглянуть на совершенно разные фильмы - не только на высоколобое авторское кино, но и на массовую продукцию Голливуда.

Вы работаете в Нижнем Новгороде, ваши преподаватели – нижегородцы. Насколько "местной" является ваша аудитория?

Аудитория не привязана к Нижнему Новгороду, процентов 10-15 нижегородцев. Вообще это разные люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии и Украины. Где-то, быть может, есть запрос, но нет возможности выбора образовательных событий. Существует также определенный процент русскоязычных слушателей за рубежом: в Польше, Израиле. Такая обширная география нашей аудитории – это здорово, это то, к чему мы стремимся. Любой медиа-проект должен создаваться исходя из возможности его глобальной реализации.

В Нижнем Новгороде медиа-проектам приходится нелегко: рынок рекламы ограничен, к тому же до сих пор сказываются последствия кризиса. Но при этом городу явно не хватает онлайн издания, ориентированного на культуру, где можно не только ознакомиться с афишей событий, но и почитать критику, аналитические тексты. Вы собираетесь вернуться к чему-то подобному?

Конечно. Но дело в том, что создание нишевого культурного СМИ в обычном городе-миллионнике, не в Москве - это утопия. Такой проект не может окупаться с помощью рекламы и не должен, на мой взгляд. К тому же, такое СМИ не может стабильно существовать на спонсорские деньги: это может длиться год-два, но не дольше. Единственный вариант – самостоятельно находить сайд-проекты, которые позволят привлечь дополнительные средства на существование. С другой стороны, "Культура в городе" сама по себе является основным источником наших первых клиентов, самых вовлеченных слушателей курсов. Та наработанная база людей, которые нас читают, которые нам доверяют, дает нам возможность на старте тестировать наши идеи и получать feedback.

Достаточно ли для нишевого СМИ в Нижнем Новгороде журналистов, событий и, главное, читателей?

С читателями и событиями проблем нет. Писать есть о чем. Несмотря на то, что количество и качество культурных проектов за последние два года заметно снизилось, тем не менее, полно всего интересного и есть люди, которые готовы об этом читать. Я не говорю, что это 10%, но 2-3% населения, то есть 30-40 тысяч – это то количество людей, которым было бы интересно в том или ином виде получать эти данные. А вот с журналистами проблема. Потому что в обычных медиа культура – это последняя полоса, рядом с кроссвордами и гороскопами. А между тем это действительно сложная сфера, связанная и с экономикой, и с политикой, в которой действительно нужно разбираться, чтобы делать хорошие материалы.

Мы выходили из этого положения так: нам важнее был специалист в какой-то сфере, чей текст мы уже можем пригладить, отредактировать, чем журналист, который может стилистически сделать правильный материал, который попадет в формат, но который будет задавать неправильные вопросы, либо которому потребуется месяц, чтобы разобраться в теме. Мне кажется, это совершенно нормальная ситуация, которая соответствует мировым трендам в медиа.

Вы сказали, что за два года качество культурных проектов в Нижнем Новгороде упало. С чем это связано?

Это связано, конечно, не с падением профессионализмом или энтузиазма, а с кризисом, с тем, что стало меньше денег, и государственных, муниципальных, которые выделяются на культуру. Стало меньше и возможностей для поиска спонсоров. На мой взгляд, это действительно ощущается, не знаю, согласятся ли со мной коллеги.

Вы пытаетесь превратить "Культуру в городе" в значимый бизнес-проект?

Я вижу это таким образом: с одной стороны - развитие направления он-лайн курсов, которое будет расти и будет востребовано. На мой взгляд, через небольшое время каждый человек, который хочет выстраивать свои профессиональные компетенции, так или иначе будет потребителем этого продукта.

С другой стороны, я вижу нишу, связанную с глубокими, качественными курсами, дополненными различными возможностями общения с преподавателем. Идеальной была бы модель, при которой человек, который приходит к нам, оставался бы у нас на всю жизнь: то есть он заканчивает один курс, и мы ему тут же предлагаем два-три новых на выбор, которые теперь стали для него актуальны или рассказывают о чем-то новом. Естественно, это сложная задача. Самое важное, на что мы сейчас тратим усилия – это поиск путей развития, привлечение инвестиций и тестирование каналов продаж. Мы хотели бы за этот год создать, как минимум, 10-15 курсов.

По качеству наполнения ваши курсы конкурируют с такими раскрученными проектами, как "Арзамас" или "Открытый университет". Но при этом вы абсолютно все делаете силами нижегородских преподавателей. Достаточно ли вам этого ресурса?

В пользу этого решения есть два аргумента. Во-первых, это те люди, с которыми я хорошо знаком. Я уверен в их компетенциях, мне действительно приятно с ними работать и для меня очень важно, что они имеют возможность самореализации за счет этих проектов. Но в дальнейшем мы не будем замыкаться именно на нижегородцах. Для нас важно думать глобально.