Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Слухи о госаукционах подержанных авто насторожили нижегородских дилеров

Изменения правил продажи машин на вторичном рынке затрагивают значительную долю бизнеса легальных продавцов
Фото: Михаил Солунин/РБК
Фото: Михаил Солунин/РБК

Нижегородские автодилеры внимательно следят за информацией о возможном переводе торговли автомобилями с пробегом на единую систему электронных аукционов. Первичный рынок все еще не восстановился от кризиса 2014-2016 годов, цены на новые авто растут, а программы господдержки кредитов закончились. В этой ситуации непродуманные действия правительства РФ могут привести к потере значительной части прибыли и даже уходу официалов со вторичного рынка.

Телега и лошадь

Идея изменить правила продажи подержанных машин вынашивается в Минпромторге РФ, а ее реализация поручена Национальной технологической инициативе "Автонет". По оценке разработчиков, нововведения способны принести от 10 до 20 млрд руб. налоговых поступлений в год. Для продавцов и покупателей торговля на одной или нескольких официальных платформах будет означать прозрачность сделок, справедливость оценки, новый уровень защиты от скрученного пробега и других манипуляций со стороны перекупщиков, полагают авторы.

На сегодняшний день 80% сделок с б/у автомобилями совершаются по серым схемам между частными лицами. Интерес Минпромторга связан с высоким оборотом рынка подержанных машин, который оценивается в 3 трлн руб. По данным "Автостата", в 2017 году в России было продано 5,3 млн автомобилей с пробегом и только 1,6 млн новых. О механизмах реализации госторгов и способах защиты от серых схем пока не сообщается.

В "Автонете" опровергают обязанность владельцев реализовывать машины через электронные площадки, не подтвердив и создание единой платформы продаж. Аукционная индустрия нужна для снятия административных барьеров и создания условий для выхода дилеров из серых схем, поясняют в пресс-службе организации.

В первую очередь, в правительстве должны задуматься над проблемой двойного обложения НДС, иначе покупка машин у официальных продавцов станет невыгодной, предупреждают собеседники РБК-Нижний Новгород. "Если одновременно с созданием площадки решат вопрос с отменой НДС, ничего страшного не вижу, если нет – это уже тревожно", – высказал своё мнение директор по координации и развитию ГК "Нижегородец" Владимир Гойхман.

Попытка свести инициативу к сбору налогов привела бы к уходу с рынка добросовестных продавцов, а это явно не в интересах государства, считает гендиректор дилерского центра KIA компании БЦР Моторс Алексей Разиков. "Все хотят белой прозрачной истории по автомобилям с пробегом. Значит, надо решать вопросы с налогообложением и посредниками. Они не платят ни копейки налогов, не несут ответственность перед клиентом. Если все будет организовано для нормализации контроля, чтобы потребитель был защищен от мошенничества, я только за. Думаю, власти все как следует взвесят", – комментирует  ситуацию собеседник РБК-НН.

Изменения в законодательстве, включая Налоговый кодекс, как раз и призваны помочь легальной работе официалов, подчеркивают в Минпромторге. В ведомстве уточнили, что НДС будет рассчитываться, как разница между ценой покупки и продажи.

Рубль мотивационный

От того, как будет воплощена аукционная схема, зависят общие показатели состояния автобизнеса: маржинальность сделок на вторичном рынке заметно выше, чем на первичном. Большинство отраслевых экспертов оснований для бурного роста продаж новых машин не видят, что объясняется низким уровнем автомобилизации и платежеспособности российских домохозяйств.

По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, в 2018 году российский рынок новых автомобилей должен вырасти на 10%. Тенденция к его восстановлению существует уже больше года, хотя динамика рынка остается неустойчивой: в феврале рост продаж новых автомобилей в России составил 24,7%, в марте – 13,9%, в апреле – 17,6%. Так, по итогам прошлого месяца продажи Lada выросли на 17% (с начала года – на 25%), KIA – на 22% (+35% с начала года), Hyundai – на 16% (+25%). В десятке самых востребованных брендов оказались Renault, VW, Toyota, Scoda, Nissan, ГАЗ (LCV) и Ford.

По мнению главы комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, неутихающие аппетиты покупателей в апреле были связаны с растущим выбором новых моделей по привлекательным ценам, а также очередными валютными колебаниями. Собеседники РБК-Нижний Новгород ставят ценовой фактор на первое место. После падения рублевого курса производители один за другим начали поднимать цены на новые авто, а для клиентов стало очевидно, что дилеры почти исчерпали возможности для скидок, и подходящий момент покупки настал.

"Кто-то поднял цены, кто-то на подходе, кто-то уменьшил маркетинговые скидки. Ничего другого не остается, кроме как что-то придумывать за свой счет, уменьшая собственную выгоду и компенсируя траты клиентов", – рассказывает топ-менеджер "Нижегородца" Владимир Гойхман. По его словам, из брендов, продаваемых группой компаний, заметный рост в апреле получили лишь корейские авто. В БЦР Моторс также отмечают, что, несмотря на некоторую коррекцию спроса, KIA и в мае ожидает неплохих продаж с ростом порядка 20%.

Американская модель

Весь прошлый год динамика продаж во многом обеспечивалась программами господдержки. Как следствие, доля новых кредитных автомобилей в России в первом квартале достигла 53% (рост за год – 4,6%).

Выдача автокредитов в Нижегородской области в первые три месяца 2018 года увеличилась на 20% к аналогичному периоду 2017 года, превысив 4,9 тыс. займов. По данным совместного отчета Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и агентства "Автостат", всего в России в первом квартале выдано 164,3 автокредитов с ростом почти на треть. Объёмы кредитования в денежном выражении увеличились на 30,9% до 115,1 млрд. руб.

В дилерском центре KIA на Новикова-Прибоя рассказали, что маркетинг бренда во многом изначально ориентирован на покупателей в кредит. В этой связи доля таких клиентов достаточно давно и стабильно держится на уровне 70%. В "Нижегородце" долю кредитных автомобилей оценивают в 55%. Впрочем, после завершения программ господдержки "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" она немного снижается, признают в группе компаний.

Зато постепенно растет популярность относительно нового для России продукта – кредита с остаточным платежом. По сути, речь идет о лизинге машин для физлиц на срок займа, после чего клиент либо выплачивает оставшуюся часть и становится владельцем, либо меняет автомобиль на новый у того же дилера, продолжая платить те же проценты.

"Пока это отпугивает большинство клиентов. Мы не привыкли так покупать машины, хотя многие европейцы и почти все американцы так делают", – комментирует Владимир Гойхман. "В России покупатель новой машины сразу думает, за сколько он сможет ее продать через 4-5 лет. В случае кредита с остаточным платежом ему об этом думать не надо. Достаточно знать, сколько стоит автомобиль в месяц", – добавил представитель ГК "Нижегородец".

Чтобы оценить, насколько выгоден этот инструмент, нужно расставить приоритеты между первоначальным взносом, ежемесячным платежом и конечной переплатой, рассуждает Алексей Разиков. "Это продукт для тех, кто не боится переплаты в конце, и кому сейчас нужны низкие ежемесячные платежи. Пока для нас это не главный продукт, но один из растущих", – резюмирует собеседник РБК-НН из БЦР Моторс.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Н.Новгород
Финляндия попросила у ЕС денег на поддержку граничащих с Россией регионов Политика, 19:10
Акинфеев впервые с августа 2023 года остался в запасе ЦСКА в матче РПЛ Спорт, 19:01
На Украине попытка вручить повестки привела к конфликту со стрельбой Политика, 18:50
В Липецкой области нашли обломки двух летательных аппаратов Политика, 18:44
В «Спартаке» отреагировали на информацию об интересе к Юрану Спорт, 18:40
Гол на последних секундах принес «Балтике» победу над «Крыльями Советов» Спорт, 18:28
Макрон встретился с экс-главредом «Новой газеты» Муратовым Политика, 18:21
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Рыбакина победила первую ракетку мира и вышла в финал турнира в Штутгарте Спорт, 18:01
Умер азербайджанский актер театра и кино Юрий Омельченко Общество, 17:55
Бывшая первая ракетка мира Мугуруса завершила карьеру в 30 лет Спорт, 17:55
В ВСУ подтвердили расстрел полицейских военными в Винницкой области Политика, 17:23
В «Спартаке» связались с Юраном по поводу возможного назначения тренером Спорт, 17:23
Клуб Слуцкого победил «Наньтун» и вернулся в лидеры чемпионата Китая Спорт, 16:53
Зеленский признал, что Украина устала от конфликта Политика, 16:47