Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Признак взросления: нижегородские компании вновь присматриваются к ДМС

Главным фактором ценообразования остаются тарифы частных клиник, говорят участники рынка
Фото: Михаил Солунин/РБК
Фото: Михаил Солунин/РБК

В 2017 году многие компании с пропиской в Нижнем Новгороде впервые заинтересовались инструментом добровольного медицинского страхования. Об этом РБК-Нижний Новгород рассказали опрошенные участники рынка. По мнению экспертов, интерес вряд ли связан с улучшением экономической ситуации. Скорее, можно говорить о взрослении топ-менеджмента, влиянии западных образцов и необходимости соответствовать иностранным рынкам.

Вместе с тем, для Нижнего Новгорода ДМС остается исключительно корпоративным продуктом. Доля розничных клиентов, осознанно приобретающих полисы за свой счет, ничтожна, а схемы софинансирования и франшизы, в которых расходы на здоровье делятся между работодателем и персоналом, распространены крайне слабо, и этим местный рынок принципиально отличается от столичного.

Такая разная цена

Средней стоимости медицинских полисов, как и средней температуры по больнице, в природе не существует. Слишком многое зависит от набора видов медицинской помощи - амбулаторно -поликлинической, стоматологической, стационарной, от ценового уровня клиник и численности коллектива клиента. Имеет значение история взаимоотношений страховой компании и страхователя, рентабельность услуги по договору за предыдущий год.

Для части работодателей, активно практикующих ДМС, страховка дорожает из-за высокой убыточности продукта, когда обращаемость за медицинской помощью превышает стоимость страховки в два, а то и три раза. В большинстве же случаев для лояльных клиентов страховщики держат цены, убеждая частную медицину воздержаться от роста тарифов.

Ранее в исследовании РБК за 2016 год подорожание ДМС для Москвы оценивалось в 10%, для провинции – в 5%. В 2017 году практически никто из крупных сетевых клиник в Нижнем Новгороде расценки не индексировал, рассказывает руководитель блока медицинского страхования нижегородского филиала ОАО "АльфаСтрахование" Сергей Миронов. "Это взаимовыгодная работа, где мы помогаем клиенту не повышать расходы, а клиника помогает нам удерживать финансовые показатели", – поясняет он.

У САО "ВСК" другие данные: в среднем за год тарифы частных медучреждений Нижнего Новгорода растут на 10-15%, и последний год исключением не стал. "В большей степени повышение касается стоматологических услуг за счет роста стоимости расходных материалов , особенно импортных", – отмечает руководитель дирекции личного страхования нижегородского филиала Юлия Захарова.

По словам собеседницы агентства, в небольших организациях страховка, как правило, стоит одинаково для всех сотрудников, в то время как в компаниях с численностью от 500 человек применяется градация. "Разница может быть как по набору видов медицинской помощи, так и по списку ЛПУ. Для ТОП менеджеров и руководителей среднего звена это клиники бизнес- и VIP-класса, для сотрудников – клиники средней ценовой категории", – поясняет Захарова.

В "АльфаСтраховании" утверждают, что в чистом виде грейдирование персонала по уровню медицинской защищенности в ДМС не принято, что в целом свидетельствует о стремлении соответствовать принципам уравнивания социальных пакетов в странах Запада. Такие порядки действуют в компаниях с иностранным капиталом, работающих в Нижнем Новгороде.

Впрочем, практика приобретения дифференцированных страховых продуктов в России никуда не делась. В некоторых отечественных организациях могут действовать до 10 программ ДМС одновременно. "Как правило, статус и должность сотрудника в серьезных бизнесах принципиального значения не имеют. Это в чистом виде решение работодателя, который вполне готов поощрить заслуженного сотрудника на невысокой должности полисом ДМС с максимальным наполнением", – говорит Сергей Миронов.

Антикризисное ДМС

Для медстрахования в турбулентный период эксперты РБК ранее назвали два разнонаправленных тренда. Стремление сэкономить побудило работодателей сокращать бюджеты ДМС, в то время как персонал стал пользоваться страховкой более охотно. Потребность в продукте среди работников выше, чем год-два назад, подтверждают тенденцию опрошенные собеседники. Вместе с тем, работодателю это может быть не менее полезно как финансово, так и с точки зрения конкуренции на кадровом рынке.

"Снижается заболеваемость и количество больничных листов. При прочих равных условиях люди предпочитают работодателя, у которого в социальном пакете есть ДМС. Среди клиник наиболее востребованы многопрофильные медицинские центры с развитой филиальной сетью и ежедневным режимом работы, а это позволяет сотруднику получать медицинскую помощь не в ущерб рабочему времени", – говорит Юлия Захарова из "ВСК".

Многие малые и средние предприятия в Нижнем Новгороде начали пользоваться ДМС только в 2017 году, заявляют в "АльфаСтраховании". Налоговые льготы участникам системы – не менее сильный стимул, чем снижение издержек по потере трудоспособности или немонетарная мотивация в HR. Вдобавок, изменить отношение к страховке обязывает положение компании на определенных рынках.

"Многие компании работают с международными партнерами, а на Западе, особенно в англо-саксонских странах, ДМС является признаком хорошего тона. Если в компании это есть, значит она успешна, понимает, как работает экономика, и как нематериальная мотивация помогает управлять человеческими ресурсами. Наши компании, стремящиеся быть в этой системе координат, начинают этим пользоваться, чтобы выдержать необходимый уровень на своих рынках", – объясняет происходящее Сергей Миронов.

Отношение менеджмента к страхованию персонала – это признак взросления, и оно вряд ли зависит от макроэкономической конъюнктуры, считает Управляющий партнер консалтинговой группы "ФОКС-Финанс" Андрей Лисин. Пример тому – IT-компании, где может быть эфемерен корпоративный дух, но не социальный пакет. В большинстве других бизнесов основным активом являются складские помещения, транспорт, оборудование и технологии, а боссы о ДМС, как налоговом или мотивационном инструменте, могут и не знать.

"Бывает, до руководителя вдруг доходит, или грамотный консультант доносит экономический эффект. Бывает и наоборот: компания дорастает до определенного уровня, обретает стабильность, и руководство, если оно грамотное, начинает думать об интересных ходах", – комментирует эксперт.

Волшебное слово "оптимизация"

И все же, на услугах ДМС клиентам экономить приходится, признают участники рынка. Хотя работодатели предпочитают говорить об оптимизации процессов. Если компания в системе медстрахования чувствует себя уверенно, часть средств высвобождается на другие направления. Тем не менее, наполнение полисов до кризиса и сегодня отличается существенно.

Еще несколько лет назад почти все клиенты включали в ДМС все виды медицинской помощи, рассказывает Юлия Захарова. "В настоящее время, для оптимизации расходов, в полис ДМС включают только амбулаторно-поликлиническую помощь, ввиду ее наибольшей востребованности у работников. Такой полис существенно дешевле, чем полис с полным набором видов медицинской помощи", – говорит представитель "ВСК".

Примерами первоочередных отказов от рисков страховщики также называют переход от плановой к экстренной госпитализации, замену полной диспансеризации отдельными видами скрининга. А вот попытка выгадать на смене страховой компании – это заблуждение, утверждает Сергей Миронов из "АльфаСтрахования". Для клиента,который не знаком страховщику, все процессы начинают выстраиваться заново. "Стартап договора, как правило, самый травматичный и затратный. Как раз наоборот, работодатели с целью экономии стремятся пролонгировать договор, получив дополнительную скидку за лояльность", – комментирует собеседник.

Юлия Захарова из "ВСК" называет еще один типовой маневр работодателя – переход на непрямой доступ к медуслугам по ДМС. Обращение в лечебные учреждения организуется по гарантийному письму от страховщика. "Такие полисы дешевле, чем при прикреплении к ЛПУ по прямому доступу. Для больших коллективов это существенная экономия", – говорит она.

В чистом виде непрямой доступ к экономии не приводит, возражают в "АльфаСтраховании". Этот инструмент применяют сами страховщики, а среди работодателей он непопулярен, сообщает Сергей Миронов. "Страховая компания и клиника получают информацию от работника, а он может предоставить как достоверную, так и недостоверную информацию. Включение медпульта в страховую программу и непрямой доступ через гарантийные письма – это инструмент не экономии, а дополнительной экспертизы и информирования застрахованных", – поясняет собеседник РБК-Нижний Новгород.

Сегмент, которого нет

В 2016 году в РБК попытались сегментировать рынок на корпоративное и розничное ДМС. По версии московских коллег, на юридические лица приходилось 87% страховок, на граждан – 13%. Для Нижнего Новгорода такое соотношение неактуально, говорят в региональных филиалах "ВСК" и "АльфаСтрахования". В обеих компаниях заявляют, что на долю корпоративных клиентов приходится 99% бизнеса.

Зачаточное состояние розницы в "ВСК" связывают с низкой востребованностью полисов в Нижнем Новгороде. В столицах ситуация лучше. В целом же, линейка страховых продуктов для физических лиц разнообразна. "Среди клиентов нашей компании в Москве и Санкт-Петербурге популярны страховые полисы по программам "Антигрипп", "Антиклещ", "Медицина без границ", "Медицинская помощь при ДТП", "Врач online", "Педиатр online", – говорит Юлия Захарова.

Такие продукты относятся к категории коробочных – они просты, понятны и недороги для потребителя, подмечает Андрей Лисин. По этим полисам можно получить лечение на сумму, в разы превышающую стоимость страховки, о чем знают очень немногие. "Люди обращают на себя внимание в последнюю очередь. Сначала страхуют железку, потом, если есть, кирпичи. Приходит время, и они понимают, что машину и жилье можно поменять, а здоровье – нет", – комментирует управляющий партнер "ФОКС-Финанс".

Сергей Миронов и вовсе не видит точек роста в розничном ДМС. Пока большинство россиян надеются на систему обязательного медицинского страхования, доля добровольного останется ничтожной, прогнозирует он. В "АльфаСтраховании" работают с физлицами только в виде дополнительной опции и в рамках программы лояльности, например, для родственников сотрудников особо ценных корпоративных клиентов.

Стратегические исключения делаются и для софинансирования покупки полиса из средств персонала крупных компаний. Широко распространенная в США схема 80x20 в России применяется редко, и серьезные страховщики работать по ней не любят. Человек, заплативший собственные деньги, обязательно воспользуется страховкой, причем на сумму, явно превышающую стоимость полиса, рассуждает Сергей Миронов. Вдобавок, работодатель и страховщик оказываются перед фактором негативного расслоения коллектива.

"Если работает 100 человек, 10 самых больных заплатят свои деньги и приобретут полис, а 90 здоровых откажутся от страхования вообще. Мы получаем негативное сегментирование коллектива, а в качестве клиентов – самую озабоченную здоровьем его часть", – аргументирует собеседник.

В Нижнем Новгороде есть отдельные компании с софинансированием 50x50, но в большинстве случаев персонал оплачивает не более 5-10% страховки. Куда интереснее перспективы франшизы, когда сотрудник с полисом на руках доплачивает за услуги непосредственно в клинике и подходит к лечению более осознанно.

По развитию франшизы в ДМС Нижний Новгород заметно отстает от Москвы и Санкт-Петербурга. Говоря об этом, страховщики указывают на отсутствие нужного уровня IT-технологий в большинстве ЛПУ. Контакты страховых компаний и клиник по новому для них формату начались в 2016 году. Несколько учреждений могут работать по франшизе уже сегодня, однако готовых клиентов пока практически нет.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 октября
EUR ЦБ: 105,49 (+0,38)
Инвестиции, 14 окт, 17:35
Курс доллара на 15 октября
USD ЦБ: 96,1 (+0,03)
Инвестиции, 14 окт, 17:35
Все новости Н.Новгород
Как средний класс поможет Индии обогнать КитайОтрасли, 07:04
В США вернулись массовые забастовки. Парализует ли это экономику страныPro, 07:01
ВТБ запустил сервис оплаты по лицу в кафе и магазинахТехнологии и медиа, 07:01
Власти предложили ввести налоговую «автоупрощенку» во вcей РоссииЭкономика, 07:00
В Кремле рассказали, поедет ли Путин на конференцию по климату в БакуПолитика, 06:19
Росавиация запретила полеты камчатской авиакомпании «Витязь-Аэро»Общество, 06:12
Диверсия с посылкой DHL в Лейпциге едва не привела к авиакатастрофеОбщество, 06:09
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
VK выделит гранты блогерам для конкуренции с YouTubeТехнологии и медиа, 06:01
ЦБ допустил создание персонального QR-кода для покупателейФинансы, 06:01
Россияне назвали требуемый для смены работы рост зарплатыОбщество, 06:00
Мужчина выжил после двух месяцев дрейфования на лодке в Охотском мореОбщество, 05:35
Кандидат в канцлеры Германии выступил за передачу Украине ракет TAURUSПолитика, 05:22
Создателя сериала Mr. Freeman объявили в международный розыскПолитика, 05:16
Москалькова попросила Киев найти вывезенных жителей Курской областиПолитика, 05:05