Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Павел Милославский: "Частные инициативы в культуре возникли из запретов"

Директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры рассказал РБК ТВ Нижний Новгород о появлении в городе новой просвещенной публики, бизнес-составляющей и роли личности в области культуры
Павел Милославский
Павел Милославский (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Почему центр, который вы возглавляете, позиционируется именно как учреждение немецкой и остальной европейской культуры?

Когда-то центр организовывался как Нижегородский центр немецкой культуры, но в региональном представительстве Минюста РФ после проверки мне сказали, что тогдашнее название не соответствовало нашей деятельности. Если бы мы показывали только немецкое кино и привозили немецких артистов, то было бы нормально. Но у нас представлены Венгрия, Чехия, прочие страны, поэтому я был вынужден изменить название. Я очень послушный.

Вы значительную часть жизни отдали предпринимательству. Зарабатывали деньги, скажем так.

Нет, "зарабатывал деньги" – это не совсем верно. Я пытался зарабатывать.

Почему вы покинули эту сферу деятельности?

Не получилось. Я честно могу признаться, что у меня было огромное количество моментов, когда я мог заработать много денег. У меня даже были когда-то большие деньги. Но как-то они всё равно от меня уходят.

Такой характер у вас или что-то в этом роде?

Наверное, да. Для того, чтобы зарабатывать деньги, нужно их любить, нужно ставить их в качестве своего рода цели. А я воспринимал это как задачу, как игру, как возможность проявить себя. Меня интересовал процесс, а конечный результат – не очень.

Есть тема культуры как бизнеса. Если говорить о Нижегородском центре немецкой и европейской культуры, то здесь есть именно бизнес-составляющая?

Она присутствует, иначе на что жить? Поскольку я занимаюсь культурой и ничем другим – колготками не торгую – получается, что здесь есть бизнес-задача. Так получилось, что менеджмент в области культуры – это та самая ниша, в которой я оказался достаточно профессиональным, чтобы "выруливать", в том числе – на заправку автомобиля бензином.

Большинство благотворителей вашего центра – иностранцы. Как вы выживаете в нынешней ситуации в России?

"Благотворители" – не совсем точное слово. Дело в том, что во всех странах мира фактически существуют структуры, которым интересно продвижение своей культуры по всему миру, включая Россию. Наша страна до сих пор считается страной с очень подготовленным, интеллектуальным, интеллигентным зрителем практически во всех областях культуры. Конечно, европейские страны, с которыми мы в первую очередь общаемся, заинтересованы в том, чтобы об их искусстве (в первую очередь современном) и динамике его развития было известно повсеместно. И у них есть соответствующие бюджеты на пропаганду, например, немецкой культуры на территории России. Вот, собственно, и всё.

Учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, всё ли у вас спокойно в отношениях с прокуратурой, ФСБ, другими ведомствами?

Я совершенно не отягощён каким-либо вниманием контролирующих органов. Были плановые проверки Минюста, прокуратуры. К сожалению, а, может, к счастью, я не специалист в области политики, не суюсь в эти вопросы. Поэтому я, наверное, и безынтересен этим органам. Хотя, кто знает, может, там на меня досье в 18 томов?

Но та деятельность, которую проводит центр немецкой и европейской культуры, абсолютно аполитична, что, кстати, проявляется и в отношениях с зарубежными партнёрами. Меня многие спрашивают: "А как к вам поедут немцы, ведь они нас осуждают!" Да наплевать им всем! Контакты в области культуры в последние годы стали ещё более интенсивными. Огромное количество музыкантов, которые знают о наших музыкальных фестивалях, за год спрашивают, можно ли приехать к нам. Всем интересно приехать в Россию.

Вне всякого сомнения, Германия сейчас главенствует в Европе в части экономики, задаёт темп и настроение. Что лично вас связывает с этой страной? Родственники там живут? Почему вы начали заниматься центром именно немецкой культуры?

Да у меня вообще с родственниками проблемы – по-моему, их у меня вообще нигде нет. Фамилия редкая. На самом деле это просто счастливое стечение обстоятельств. Году в 2003-ем или 2004-ом формировались так называемые Kulturraisen – поездки представителей разных регионов России, с целью посмотреть, как устроена сфера культуры Германии, организованные Гёте-Институтом. Кто-то из нижегородцев не поехал, и меня срочно туда снарядили. Тогда я увидел, как это делается у них, и мне это запало в душу. Я понял, что есть нормальный бизнес-механизм, который позволяет заниматься культурой, не вкладывая туда личные средства и опираясь только на спонсоров.

Смотрел недавно ваше интервью от 2008 года, в котором вы говорите, что Нижний Новгород – мещанский, консервативный, традиционалистский город, зрители здесь идут не на продукт, а на бренд. Что-нибудь изменилось за десять лет?

Безусловно. Дело в том, что с 2009-2010 годов в городе началось некое формирование тонкого слоя публики, которая чувствует в себе потребность самой утвердиться в области культуры. Сейчас мы имеем множество разнообразных инициатив – маленьких кафе, которые устраивают киноклубы, встречи с поэтами и писателями. Их количество за последние пять-шесть лет выросло не просто в разы, а в десятки раз! И это изменило общую ситуацию.

Это потребность просто появилась у людей? Или она искусственно формируется?

Если мы говорим о 2008 годе, то тогда было слишком мало информации о том, что вообще происходит. Культура – это продукт штучный, и культурные пространства формируются не какими-то общественными движениями, а конкретными индивидуумами вроде Анны Гор, покойного Славы Уланова, который проводил фантастический джазовый фестиваль. Такие люди вокруг себя концентрируют некий продукт, и этот продукт, если он хороший и качественный, становится всё популярнее. Так возникают эти сообщества. Затем они начинают перемешиваться: любители джаза идут слушать contemporary music или смотреть какой-то видео-арт. Это взаимное обогащение сейчас находится в "кипящей" стадии.

Когда министром культуры (Нижегородской области – ред.) был Михаил Грошев, он запрещал всё. Но именно благодаря этим запретам начали возникать частные инициативы. Культура очень часто формируется не благодаря, а вопреки.

Скажите, из того, что вы показывали в последние годы, что, на ваш взгляд, было наиболее интересно нижегородцам – какие произведения, кинофильмы?

Прошлый год был просто сумасшедший – дикое количество проектов. Помню, в октябре была неделя, на которой у меня было пятнадцать мероприятий! Вообще в 2016 году было реализовано несколько больших проектов, которыми можно хвастаться. Во-первых, это, конечно, фестиваль "Другая музыка. Бах". Его мы делали с Кристиной Фиш и Сашей Комаровым. Сделать программу такой концентрированной (там было 20 мероприятий) и избежать традиционного академического исполнения произведений Баха – это нужно было постараться.

Второе, наверное, по важности – это восстановление старых связей. После долгих лет паузы мы провели "Дни Литвы". В прошлом октябре Нижний Новгород посетил посол этой страны, и в рамках этого визита была проведена серьёзная программа мероприятий с приездом академических музыкантов, выставкой в НГХМ. Мне очень нравится такой формат, когда мы глобально представляем культуру целой нации в очень широком спектре.

А что будет в этом году?

По нечетным годам у нас проходит фестиваль Opus 52, на который уже дали согласие приехать ведущие музыканты из Германии, Швейцарии, Польши, Литвы, Эстонии, Чехии и разных городов России. Это уже четвёртый такой фестиваль, и о нем знают музыканты во всем мире. Он пройдёт 24 июня на Театральной площади – эта дата уже согласована с министерством культуры Нижегородской области, сейчас согласуем с администрацией города. На прошлом фестивале было около 5,5 тыс. человек, а собрать на современную академическую музыку небольшой стадиончик – это вам не камерный зал.

Если говорить о текущих и самых ближайших событиях, то 25 февраля мы открыли ретроспективу недавно ушедшего классика мирового кино польского режиссёра Анджея Вайды. К нам приезжал директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский. Причем, это событие имело очень большие шансы не состояться. Дело в том, что после смерти Анджея Вайды каждый показ его фильмов стоит огромных денег – от 600 евро за показ. В нижегородских условиях воплотить это практически невозможно. Поэтому мы очень благодарны Польскому культурному центру, который взял на себя эти расходы и получил права на показ пяти фильмов, из которых мы сделали своеобразную ретроспективу. Кроме того, мы попросили, чтобы нам привезли интервью самого Вайды, в которых он рассказывает про каждый из этих фильмов. Это, действительно, уникальное кинособытие.

Есть мнение, что люди, которые увлечены таким сложным кино, немейнстримовой музыкой, небогаты. Люди, обожающие культуру, но считающие деньги. Поэтому стоимость билета на киносеанс – это тонкая грань, из-за превышения которой люди могут не пойти смотреть кино. Или же образовавшийся культурный слой нижегородцев не считает денег и готов платить, чтобы прикоснуться к прекрасному?

Здесь все зависит от рода искусства. Конечно, в отношении артхаусного кино есть определенная ценовая политика, которую выстраивает кинотеатр "Орленок", специализирующийся на такого рода фильмах, и от неё мы должны отталкиваться. Другой альтернативы в городе нет или почти нет.

Я слышал, что в кинотеатре в ТЦ "Индиго" Кузнецовы (Сергей и Александр Кузнецовы, сооснователи ГК "Электроника", в которую входит данный ТЦ – ред.) делают сеансы артхауса, но я не знаю, насколько это популярно в спальном районе города. К несчастью, киноцентр "Рекорд", который должен был занять свое место в этом сегменте, в настоящий момент не обладает необходимым оборудованием для показа фильмов. Поэтому мы ориентируемся на цену в 100-150 руб. и не выше.

Если же говорить о музыке – сложной, импровизационной, то там уже ценовой порог может быть очень высоким и сравнимым с группами второго эшелона поп-музыки.

Традиционно культура – это самая маленькая статья бюджета Нижегородской области. На культуре у нас экономят. Примеры мероприятий, которые устраивает городская администрация, тоже весьма спорны. На День города – не слишком качественная попса. Почему так происходит? Насколько сейчас массовая культура в Нижнем соответствует статусу города-миллионника?

Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что в моей практике был пример, опровергающий это убеждение. В 2013 году в рамках "Года Германии в России" мы делали первый крупный уличный фестиваль, который прошел на "Рождественской стороне". Могу сказать, что тогда на его проведение очень приличные деньги выделило правительство Германии, а потом в процессе выяснилось, что наша администрация даст не меньше. И дала! Получилось, что эта акция оказалась на паритетном финансировании. Это первый такой случай, когда столько средств было выделено на "непопсовое" мероприятие.

В чем же причина? Роль личности руководителя города влияет?

Абсолютно. Любое распределение бюджетных, да и небюджетных средств зависит от того, кто имеет право подписи. Всё решает конкретный человек, как бы вы вокруг него ни выстраивали заслоны. И никуда от этого не денешься. Роль личности в культуре – не меньше, чем роль личности в истории.

За то время, что вы занимаетесь продвижением культуры, являетесь менеджером от культуры, насколько отношение властей к этой теме изменилось в лучшую или худшую сторону?

Опять же всё зависит от конкретного человека. Министерство культуры одно и то же, но механизм взаимодействия и его детали абсолютно меняются в зависимости от того человека, который его возглавляет.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Все новости Н.Новгород
Единая сеть и суперпродукты: какое будущее ждет мобильных операторовТренды, 14:25
Почему будущее ТЭКа зависит от «цифры»Отрасли, 14:24
Сортировка начинается на кухне: как в России обращаются с отходамиНациональные проекты, 14:23
В «Азимут» пришли с проверкой после возгорания самолета в АнтальеБизнес, 14:02
Игрока ЦСКА признали лучшим футболистом Узбекистана второй год подрядСпорт, 14:00
Что известно о новом президенте Грузии13:53
Бывший игрок владикавказской «Алании» стал президентом ГрузииПолитика, 13:43
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Москве задержали разыскиваемого Интерполом гражданина СШАОбщество, 13:42
Власти Херсонской области сообщили о сбитом самолете ВСУПолитика, 13:30
Агент Овечкина назвал сроки возвращения хоккеиста после переломаСпорт, 13:25
Безопасный, современный, мощный: все – о новой Lada Aura для чиновниковРБК и Автоваз, 13:23
Потанин заявил, что «страна может жить» с долларом за ₽100–110Экономика, 13:19
Литовку сняли с ЧМ по фитнесу из-за футболки make Russia small againСпорт, 13:15
Пловец с Каймановых островов побил мировой рекорд на чемпионате мираСпорт, 13:11