Анна Круглова: "Реформирование ЖКХ — общая задача для всех"
Проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства является наболевшей для Нижнего Новгорода, как и для многих других городов России. При этом с наступлением осенне-зимнего сезона в этом году трудности, кажется, вышли на новый уровень — острая нехватка средств заставляет муниципалитет детально изучать все расходы, в том числе и на ЖКХ. Разбираться с этим приходится недавно вступившим на пост депутатам городской думы. О том, что уже сделано в городе и что предстоит сделать, а также о впечатлениях от работы в гордуме нового созыва РБК-Нижний Новгород рассказала замгендиректора "Национальной ассоциации организаций ЖКХ", соучредитель ТОС Советский, депутат Анна Круглова.
Анна Вячеславовна, вы — человек, тесно связанный со сферой ЖКХ. Как бы вы сейчас оценили коммунальную ситуацию в городе? Каковы основные проблемы?
Ситуация сложилась таким образом, что с переходом всей этой системы на коммерческую основу бремя ответственности за коммуналку легло на простых жителях, которые платят за услуги. Сейчас с этим связано много проблем — доставшиеся нам в наследство от советской эпохи сети и дома стареют, а мы, жители, еще не привыкли нести полную ответственность за это наследство, хотя это первое, что прописано в Жилищном кодексе.
Что касается ДУКов и нашей ассоциации, мы можем со своей стороны улучшить сервис — создать центры по обслуживанию населения, оптимизировать выдачу определенных документов, проводить информационно-разъяснительную работу — то есть, облегчить собственникам жизнь. Но мы не можем снять с них ответственность за то, чтобы они содержали свое жилье: ставили приборы учета, своевременно оплачивали счета и так далее.
Немаловажной остается проблема бесхозных сетей, которые не принадлежат никому и непонятно, кто их должен ремонтировать. И еще одна наболевшая тема — проблема ветхого фонда. Раньше на капремонт, как известно, выделялись субсидии, но и сам фонд был моложе. Сейчас ситуация с бюджетом не только в нашем городе, но и по всей стране, прямо скажем, плачевная, и поэтому государственных средств уже не хватает.
Вопросов в сфере ЖКХ достаточно много, поэтому, на мой взгляд, необходимо в первую очередь наладить конструктивный диалог между всеми ответственными лицами в этой цепочке — горадминистрацией, коммунальщиками, жилищниками и, безусловно, собственниками.
На что в основном жалуются жильцы сейчас?
Основное — это государственные новации последнего времени: платежи за капремонт и ОДН. Собственники не понимают, за что они должны платить, им это кажется несправедливым. Все замыкается в одном круге: информирование где-то ведется недостаточно хорошо, люди не платят подрядчикам, как следствие, ремонт ведется плохо. Наглядный пример отсутствия коммуникации между участниками процесса. С другой стороны, из-за неплательщиков в этой ситуации страдают ответственные жильцы. Должна быть некая коллективная сознательность и ответственность.
Традиционно жители во всем привыкли винить ДУКи — насколько это справедливо и как, наш взгляд, можно добиться конструктивного диалога между коммунальными службами и жильцами домов?
Как мне видится отношения собственника и домоуправляющей компании нуждаются в оптимизации: лучше, если запросы жильцов собирает и представляет один человек — председатель многоквартирного дома, особенно, если это касается глобальных вопросов, таких, как ремонт всего дома. Сейчас создаются центры по обслуживанию населения, call-центры — делается максимальное количество шагов к тому, чтобы узнать информацию от жителей, чтобы в этом процессе не осталось места халатности с чьей-либо стороны. От жителей, в свою очередь, очень нужна инициативность и понимание реальных проблем и нужд дома, а также знание своих прав и обязанностей.
К вопросу о том, почему в доме нужен председатель: у меня есть один пример из практики, когда два жителя в доме подали разные заявки приблизительно в одно время. Одна из них — на ремонт труб, другая — на ремонт подъезда. Денег на счету дома ограниченное количество: в результате подъезд отремонтировали, а на трубы средств не хватило, хотя это очевидно более существенная проблема. Так бывает, когда среди жильцов нет единого мнения.
После избрания в городскую думу Нижнего Новгорода, вы столкнулись с проблемами ЖКХ уже муниципального уровня, при том, что средств в бюджете города, как уже говорилось, недостаточно. Как в думе планируют решать накопившиеся проблемы?
Бюджет города на 2016 год планируется очень тяжело, очень на многое средств нет и непонятно, где их сейчас брать. Все понимают остроту этой проблемы: внимательно изучается каждая статья расходов, в том числе по линии ЖКХ. После вступление в должность меня действительно стала больше волновать ответственность муниципалитета. Сейчас меня волнует то, что и как должна делать администрация в этой сфере, как, опять же, расплачиваться с подрядчиками, потому что денег сейчас в городе действительно не хватает.
Что касается моего округа, я постараюсь максимально помочь, насколько смогу: буду просить жителей выходить на субботники, относиться с заботой к своему району. Все ведь начинается с малого, с каждого отдельного человека.
По линии ДУКов мне также сейчас приходится много общаться, просить их относиться к предстоящему сезону не формально, а, что называется, по-человечески: и к картам, которые составляются по логистике очистки дворов и дорог, и в части работы дворников, и по многим другим вопросам. Сейчас по-настоящему важно выявить наиболее проблемные места.
Следить за работой предприятий ЖКХ муниципального уровня должен глава администрации, который пока не избран. Кто, по-вашему, мог бы им стать?
Мне кажется вопрос не в том, кто, а в том, какими качествами должен обладать этот человек: помимо компетенции, он, несомненно, должен обладать доброй волей и любить свой город. Это и правда очень важно: нужно любить свой город и искренне хотеть сделать его лучше.
Мне, безусловно, нравится далеко не все, что происходит сейчас в администрации: работу по линии выдачи проездных льготникам можно и нужно было организовать лучше, лучше информировать население. Тогда не было бы тех печальных последствий, которые мы имеем. Сказать, что сработал плохо кто-то конкретный, я не могу, но в целом работа не получилась. Многое, я считаю, могут сделать и депутаты у себя на округах. Я, со своей стороны, забрала из администрации часть проездных и со среды организую у себя в приемной (Ошарская, 95 — ред.) их выдачу, предварительно обзвонив и записав людей на прием.
Городская дума Нижнего Новгорода в этом году в некоторой степени приобрела "женское" лицо — депутатами были избраны 6 представительниц прекрасного пола, 4 из них, в том числе вы, вошли в состав думы впервые. Можете что-то сказать о профессиональных качествах ваших коллег?
Прежде всего, мне кажется, что городской думе, несомненно, пошло на пользу обновление состава и увеличение числа ее представителей. С более женским составом дума стала интереснее — никогда новых депутатов не обсуждали так много и так активно. Я считаю, это прекрасно: чем больше к нам внимания, тем более информированы люди о том, к кому они могут обратиться за помощью.
Женщины, которые работают в гордуме, прекрасны — они яркие, индивидуальные, эксперты своего дела, каждая со своими идеями и проектами. Может быть, мы привлекаем внимание в первую очередь тем, что нас существенно меньше, чем мужчин, но мне бы хотелось, чтоб мы все, будучи депутатами, оказали максимальную помощь людям. И я уверена, что у нас это получится.