Екатерина Гришина: «Инвестиции в кадры определят развитие бизнеса»
Нижегородская область занимает первое место среди регионов России по количеству предприятий, ставших участниками программы подготовки управленческих кадров Минэкономразвития. Расскажите подробнее о том, как организована эта программа, и каких результатов удалось добиться в регионе с момента ее запуска в 2019 году?
Программа подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности» реализуется в рамках национального проекта «Производительность труда». Это модульная образовательная программа, однако мы реализуем ее не как классический вуз — поскольку нашими слушателями являются руководители организаций, основу обучения составляет индивидуальная работа над их бизнес-проектами. Участники объединяются в кросс-отраслевые и кросс-функциональные команды и создают «дорожные карты» роста производительности реальных предприятий. Необходимые для этого знания они получают от успешных практиков, бизнесменов и руководителей— с нашей программой сотрудничают порядка 100 экспертов в разных областях.
Всего участниками программы разработано около 700 проектов, 35 из них — для предприятий Нижегородской области. За два года мы обучили 270 нижегородцев, работающих на руководящих должностях, что является лучшим показателем в стране. Заявки на обучение в 2021 году уже подали более 30 человек.
Что, на ваш взгляд, в большей степени влияет на вовлеченность бизнеса в программу — интересы компаний или государства?
Безусловно, на этапе запуска программы мы сами активно работали над ее продвижением, однако сейчас запрос на обучение исходит уже непосредственно от компаний. Мы предлагаем им качественный образовательный продукт, профессиональную экспертизу и возможность расширить свои деловые связи. При этом программа финансируется из бюджета и все, что требуется от руководителей — это инвестировать время в свое развитие.
В разрезе регионов важно и то, насколько сильно органы власти заинтересованы в том, чтобы бизнес работал эффективно. Нижегородская область входит в число тех, чьи действия заметны на федеральном уровне — это касается инициатив, направленных на поддержку бизнеса, но особенно показательна в этом смысле погруженность в проблемы предпринимателей и частота общения с ними.
Какие кейсы нижегородских предприятий вам запомнились больше всего? Как именно проектная работа помогла им добиться нужных результатов на производстве?
К нам приходят руководители, у которых уже есть понимание конкретных производственных задач — например, им необходимо расширить рынок сбыта. В Нижегородской области, например, мы работали с Окским машиностроительным заводом, который выпускает детали для железной дороги и грузовых вагонов: в России предприятие является одним из лидеров рынка в своем сегменте, однако оно столкнулось с проблемой нехватки производственных мощностей для того, чтобы начать экспортировать продукцию в страны СНГ. По итогам аудита, мы смогли доказать, что для этого проекта достаточно было более эффективно загрузить существующие линии, оптимизировать производственные процессы и изменить подход к обучению персонала. По собственным оценкам руководства ОМЗ, проделанная работа дала предприятию потенциал для увеличения прибыли почти на 40% в ближайшие три года.
Как отразилась пандемия на работе компаний-участников программы? И как изменился процесс обучения?
Мы поддерживаем связь с нашими выпускниками, и, конечно же, интересовались тем, как отразилась пандемия на их деятельности — с их слов, проектная работа, которую они провели совместно с нами позволила им менее болезненно пережить период кризиса.
Что касается самой программы, то мы достаточно быстро адаптировали ее под онлайн-формат, сохранив при этом самое важное — контактную работу. Честно говоря, это было совсем не просто, поскольку нагрузка на преподавателей существенно выросла, и постоянно требовалось подбирать оптимальное время и формат занятий. Однако показатель удовлетворенности у нас оказался даже выше, чем в прошлом году.
Существуют ли универсальные принципы организации эффективного производства? Что имеет определяющее значение?
Чаще всего первоочередной задачей является оптимизация бизнес-процессов — это непросто, занимает время и порой просто неинтересно руководителям, но на практике такой подход позволяет на 20% повысить эффективность всего бизнеса. Второй момент — это повышение вовлеченности персонала. Как показывают международные исследования, руководители, которым удается выстроить работу с сотрудниками в правильном ключе, увеличивают эффективность процессов еще процентов на 30%.
Дальнейшие шаги определяются уже конкретными потребностями бизнеса: например, повышение маржинальности портфеля продукции и обучение работе на международных рынках. Это актуально для большинства российских экспортеров, которые устанавливают цены, ориентируясь на себестоимость производства, а не на рыночные условия, тем самым зачастую снижая выручку.
Кроме того, в своей программе мы говорим про построение систем маркетинга и управления продажами на предприятиях: сейчас доля малых и средних предприятий, который системно занимаются коммерческой деятельностью, очень невелика. Причин несколько — хороших специалистов по маркетингу мало, их услуги стоят дорого, кроме того, не все руководители верят, что им это поможет. Тем не менее, постепенно в МСБ приходят к пониманию того, что продажи лучше доверить специалистам, которые готовы взять на себя выполнение конкретных KPI.
Меняются ли стандарты подготовки руководителей по мере того, как цифровые технологии проникают в бизнес?
В основе системного подхода к наращиванию производительности лежат четыре драйвера — стратегическое планирование, кадровая работа, маркетинг и продажи, а также оптимизация производства и логистики, на которую в России приходится до 30% себестоимости продукции. Однако уже в прошлом году мы поняли, что базы, предлагаемой по этим направлениям, уже недостаточно, поэтому по поручению Минэкономразвития мы начали вводить цифровые инструменты внутри специализаций, а с 2021 году выделим диджитализацию как отдельную дисциплину. Кроме того, учитывая повышенный интерес к этой теме мы организовали мастер-классы по цифровым навыкам — суть этой работы, мы, однако, видим не в том, чтобы научить ими пользоваться, а объяснить их прикладное значение и помочь руководителям принять правильное решение относительно того, нужно им это или нет.
Что, на ваш взгляд, будет необходимо для успешного развития бизнеса в обозримой перспективе?
Прошлый год показал, что в условиях большого объема информации и неопределенности, которая существует вокруг руководителя в момент принятия решений, на скорость выхода из кризиса влияет набор инструментов, которым он владеет. Перспективы я вижу в непрерывном обучении команд: на мой взгляд, приоритетом сейчас являются инвестиции даже не в здания, оборудование и прочие активы, а в первую очередь в человеческий капитал.