Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Н.Новгород ,  
0 

Вадим Дозорцев: "Гибкость – сверхцинизм в продажах"

Директор компании Berner&Stafford рассказал Руслану Станчеву о политической воле российских управленцев, разнице между болью и мечтами бизнеса, а также раскрыл формулу большого консалтинга
Фото: РБК
Фото: РБК

У вас внушительный список клиентов – издательский дом "Афиша", "За рулем", "Военно-страховая компания", Останкинский мясоперерабатывающий комбинат и даже НБД-Банк. Видимо, вы Нижний Новгород знаете. Как он вам?

Очень симпатично. Особенно строящийся стадион впечатляет. Хотя потенциал города гораздо выше, чем видно сейчас.

Вопрос признанному эксперту и спикеру в области продаж. Что важнее для продавца – интеллект или энергия?

Я бы сказал, что необходим эмоциональный интеллект. Он и энергия – это основное, а для сложных продуктов важен и интеллект IQ. Эмпатия, умение установить контакт с клиентом – основа профессии.

То есть, не обязательно Достоевского и Чехова читать? Главное – быть энергичным и подвижным. Тебя – за дверь, а ты – в окно...

Чехова еще можно до продавца допустить, а вот Достоевского – очень аккуратно. В депрессию вгоняет.

Давайте сравним эпохи, в которых вам довелось трудиться. Романтический капитализм 90-х и время цифровой экономики – когда легче и интереснее работать?

Я делал бизнес из трех эпох. В 90-х я был в реальном бизнесе, в нулевых создал консалтинговую компанию, и это уже была эра интернета, а 2010-е годы я называю "эрой социальных сетей". В каждом из периодов был свой драйв, свой интерес. Философски все очень похоже, но форматы, адаптация и восприятие разное.

А сейчас какой у вас интерес? Что "вставляет" и заводит?

Я отошел от оперативной деятельности, и для меня сейчас настоящий вызов – карьера бизнес-спикера. Мне очень нравится. Я большой поклонник модной маркетинговой концепции "путешествия клиента". Развитие ее в российских реалиях – еще один очень серьезный вызов. Я чувствую себя молодым, словно в 90-е.

Расскажите об этой концепции.

Каждый клиент (корпоративный, конечный потребитель или дилер – это неважно) путешествует по сделке, проходя определенные этапы. Дело компании, борющейся за клиента, ее сотрудников, маркетологов и сервис-менеджеров – быть проводниками в этом путешествии. Быть проводниками – значит понимать, на какой стадии находится клиент, какие пути для него более комфортны, выбирать путь, который соответствует этапу. Продавцы должны четко понимать, в какой момент быть коммерчески агрессивными, а в какой отступать и быть плавными консультантами, а иногда просто бизнес-развлекателями.

Эта концепция приведет к исчезновению многих проблем, в том числе к исчезновению извечного конфликта между маркетингом и продажами. Я сейчас говорю о будущем, а для этого ох как непросто перестроиться. Есть маркетинговая пословица – она как раз выросла из этой концепции: "Попробуй прогуляться в штиблетах клиента". Выясняется, что те тропинки, которые мы для него прокладываем, на самом деле очень неудобны. И это порождает очень многие перестройки внутри компаний.

Увлекательно, красиво и интеллигентно рассказываете. Но, если чуть переместиться из Москвы в провинцию, кажется, здесь совершенно другие реалии? Люди здесь циничны, им нужно зарабатывать, нужно выживать.

Любой бизнес – это продажи, и деньги всегда стоят на первом месте. Но в современном мире подкованных и информированных клиентов верх цинизма продавца – быть гибким. Цинизм в хорошем смысле этого слова. Я двумя руками за бизнес-агрессию, двумя руками за то, чтобы доводить клиента до сделки. Но гибкость помогает не отбрасывать в сторону клиентов, которых мы могли бы привести к сделке, но обычно забываем или не чувствуем. Это уже следующий уровень мастерства, во главу угла которого, опять же, ставятся деньги.

Спрос на продавцов всегда большой. Все хотят, чтобы у них работали лучшие, получали маленькую зарплату и высокие проценты с продаж. Но в кризис, удивительное дело, некоторые компании начали сокращать не офис и секретарей, а именно продажи. Люди и сами не задерживаются, быстро бросают, тяжело нарабатывают базы, не верят в перспективы. Как мотивировать представителей этой тонкой профессии?

Мотивация и все, что с этим связано – это неотделимый элемент управления. Успех мотивации человека в продажах зависит от энергетики, наличия того самого эмоционального интеллекта и квалификации. Неумелый, хотя и очень энергичный человек, после нескольких провалов опускает руки. Поэтому вопрос подготовки, обучения людей внутри компании – ключевой.

Сейчас все хотят работать на хороших позициях: в "Газпроме", "Сбербанке", а еще лучше – чиновником, если повезет. Желающих работать в продажах не так много. В основном идут от безысходности, хотя, если говорить про уровень доходов, профессиональные продажники живут лучше многих. В этой сфере отлично работает социальный лифт, и карьера хороших специалистов расцветает стремительно. Как донести это до поколения миллениалов, до тех, кто хочет на все готовенькое?

Представители поколения Y прекрасны и талантливы, но немножко недоцелованы. Не надо вытирать им сопли, но надо ими заниматься, учить, и они это оценят. Чувствуя поддержку и опору старшего поколения, они добиваются больших успехов. В них надо верить, и в поколение Z – тоже.

С какими проблемами к вам обычно обращаются компании? 

Есть несколько вариантов развития событий. Более половины клиентов приходят с проблемами или, как сейчас говорят, с болью. Это падение продаж, уход старых и недостаточное привлечение новых клиентов, недостаточная динамика роста, недовольство своими сотрудниками. Некоторые продвинутые бизнесмены приходят с другой болью: говорят о плохой управляемости, не чувствуют ее даже при неплохих результатах. Еще вариант – более успешные бизнесы приходят с мечтой о развитии, об экспансии, захвате Москвы и других территорий. Проблема в том, что с точки зрения боли или мечты продажи отличаются.

Части клиентов мы просто даем советы. У них и так есть потенциал сделать все самостоятельно. Однако большинству клиентов не нужны советы – им нужно, чтобы этот путь мы прошли вместе с ними. Тогда это уже поле для больших консалтинговых проектов. Мы считаем, что в любых изменениях 50% успеха – это внедрение. Изменение стереотипов требует времени и упорства.

Бывает и так, что лидеры компаний, обращаясь к тренерам, на самом деле вроде бы все знают и без них и се время вмешиваются в процесс. У вас есть выбор: сказать, что это вы приглашенные доктора или просто взять деньги. Как вы поступите?

Однажды на сдаче отчета по проекту клиента заказчики попросили: "А можно на встрече побудет наш товарищ, бывший россиянин из Нью-Йорка? Он старший партнер нью-йоркского отделения Pricewaterhouse". Конечно, сейчас я не согласился бы, но тогда мне было любопытно. Очень интеллигентный и воспитанный человек все внимательно слушал, дал несколько советов. Наконец, предложил секрет большого консалтинга. Сказал: "Поймите, 20% клиентов для портфолио – это наш успех, 80% – это просто деньги". Настоящий консультант дает опцию своей души всем заказчикам, а кто из них ее выберет – это их дело. Но есть еще небольшая прослойка клиентов, с кем вообще нет ни душевной, ни эмоциональной связи. Тогда мы отказываемся, ибо результата не будет. Это честно, и клиент это ценит.

Как изменились владельцы и топ-менеджеры с романтических времен 90-х? Или вы сами изменились вместе с эпохой и не чувствуете разницы?

Уровень знаний стал выше на порядок. В провинции люди тоже много читают и учатся. Практически не поменялся уровень политической воли, а ведение бизнеса и изменения – это всегда эго.

Политическая воля отечественного бизнеса сопоставима с западной?

В этом отношении на первом месте идут американцы, и с ними никто не сравнится. На втором – израильтяне, маленькие, но резкие. Потом – россияне и частично СНГ – Украина и Казахстан. Европа идет после. Она очень успешна, но энергетика уже не та. Например, многие люди, делающие бизнес с итальянцами и испанцами знают: как август, так там отпуск и ничего нет. Я считаю, у россиян огромный потенциал. Но иногда мы сами себе не верим, загоняем себя в эмоциональное болото.

Вы наверняка имеете дела с предпринимателями, которые именно сейчас что-то запускают. Что модно?

Из того, что я вижу, а вижу я, безусловно, далеко не все, львиная доля стартапов, происходит в интернете. Из инновационной индустрии он превращается в понятный мейнстрим. Большинство интернет-проектов – это уже регулярный бизнес. Обычные бизнес-модели, обычные бизнес-планы. Внутри интернета есть прослойка, где все кипит и бурлит – блокчейн, биткойн, криптовалюта. Это – terra incognita, настоящее Эльдорадо. Жизнь покажет, что с этим будет. Кроме того, идет большое развитие биотехнологий в лекарствах и генетике.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Н.Новгород
На Украине решили пока не отправлять повестки через мобильное приложение Политика, 08:13
Над Россией за ночь сбили 9 ракет ATACMS и 61 дрон Политика, 07:26
В Краснодарском крае загорелась овощебаза Общество, 07:21
Министр военного кабинета Израиля предъявил Нетаньяху ультиматум по Газе Политика, 07:05
Маск оценил наличие зарубежных товаров в России Политика, 06:55
Bloomberg рассказал о проблемах украинцев при поиске работы в Британии Общество, 06:44
Экс-адвокату Трампа вручили повестку в суд на праздновании 80-летия Политика, 06:21
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Фьюри объяснил решение отдать победу Усику военными действиями на Украине Спорт, 05:46
Гладков сообщил об уничтожении беспилотника в Белгородской области Политика, 05:39
МВД объявило в розыск замглавы офиса украинского президента Политика, 05:39
«Укрэнерго» предупредило об аварийных отключениях света в двух областях Политика, 05:35
В Одессе и Харькове раздались взрывы Политика, 05:05
Стала известна дата реванша между Усиком и Фьюри Спорт, 04:52
В Славянске-на-Кубани беспилотник упал на территории НПЗ Политика, 04:46