Лента новостей
Все новости Н.Новгород
В Сети появились фото разбившегося на Украине истребителя Су-27 08:34, Общество За 10 минут: готовим куриный бургер с овощами и соусом песто 08:30, РБК и Barilla Глава «Вымпелкома» назвал риски для развития 5G в России 08:26, Технологии и медиа Принуждение к уважению: чем опасны новые ограничения свободы информации 08:16, Мнение Бизнес на «мимими»: как продавать милые безделушки на ₽350 млн в год 08:16, Свое дело США отказались от учений в Арктике из-за состояния 40-летнего ледокола 08:13, Политика Госдума предложит ограничить вложения россиян в краудфандинговые проекты 08:00, Финансы Цифровая трансформация транспорта в России: быстрее, удобнее, надёжнее 07:40, РБК и ГТЛК В конкурсе «Мисс Вселенная» победила представительница Филиппин 07:27, Общество Radisson будет управлять отелем НОВАТЭК Михельсона и Тимченко 07:00, Бизнес WP раскрыла доказательства вмешательства России из доклада для сената США 06:53, Политика Президент Ирака отказался от гражданства Великобритании 06:37, Политика Бизнес без отговорок: истории людей, которые справились со страхами 06:30, РБК и «Билайн» Бизнес Глава правительства Сахалинской области подала в отставку 06:05, Политика Mediascope раскрыла данные о российской аудитории сайтов для взрослых 06:00, Технологии и медиа Контроль над «СТС Медиа» перейдет Национальной медиа группе и ВТБ 05:34, Бизнес На Москву опустился характерный для Сибири «морозный» туман 05:31, Общество В Минобороны сообщили о собранных ₽2 млрд на главный храм Вооруженных сил 05:15, Общество Саудовская Аравия отвергла обвинения сената США по убийству журналиста 04:42, Политика Доля затрат на еду в бюджете россиян превысила 30% 04:37, Общество На юго-востоке Москвы уровень сероводорода превысил норму в пять раз 04:03, Общество При взрыве машины в сирийском Африне погибли девять человек 03:09, Общество Тысяча и одна идея для дизайна и ремонта квартиры 02:52, РБК и Whirlpool Командующий РВСН назвал сроки перевооружения России на комплексы «Сармат» 02:36, Политика Сооснователь сервиса Vine умер от передозировки наркотиков 02:11, Общество Би-би-си объяснила поиск влияния России на протесты во Франции 01:54, Политика МВД Дагестана подтвердило задержание Анастасова по делу о хищении газа 01:11, Общество Миссия выполнима: купить подарки заранее и встретить Новый год без суеты 00:35, РБК и Philips
Мария Богданова: "Для вывода художника на мировой уровень нужны миллионы"
Нижний Новгород, 05 апр 2017, 10:43
0
Мария Богданова: "Для вывода художника на мировой уровень нужны миллионы"
Искусствовед, совладелец галереи "Луна" рассказала РБК ТВ Нижний Новгород о молодых коллекционерах, оттоке арт-менеджеров и художественных перспективах города
Мария Богданова (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Вы посвятили арт-бизнесу, арт-рынку большую часть своей жизни. Арт-рынок состоит из множества переменных: художники, галереи, кураторы, покупатели, музеи. Как в Нижнем Новгороде сейчас обстоят дела с этим набором?

Нижегородский арт-рынок, как и большую часть арт-рынка всей России, можно назвать формирующимся. Но приятно замечать, что с каждым годом появляется все больше акторов, новых деятелей, и эта жизнь становится все больше похожей не на болото, а на устремленный в светлое будущее поток.

В последнее время много сил вкладывается в образование зрителя: практически при каждом музее, галерее есть своя обучающая программа. Зритель может ездить в Москву, чтобы увидеть значимые выставки. Вы замечаете, что посетители вашей галереи стали более образованными?

Мы с 2009 года работаем над просвещением наших постоянных посетителей и клиентов. И, безусловно, то, что все больше программ на административном и государственном уровне присоединяются к нашей работе, становится заметно. Но в первую очередь заметен увеличивающийся интерес к искусству, к культуре среди молодежи.

Конвертируется ли эта перемена в продажи? Нижегородцы готовы покупать искусство?

Да, нижегородцы готовы покупать искусство. Больший интерес, большее образование конвертируется в небольшое, но всё же увеличение продаж, и я бы даже сказала – в увеличение покупательской аудитории.

Но надо понимать, что если мы говорим про потребителя искусства, то это меньше 1% населения города, довольно узкий сегмент. Из них ещё меньший сегмент тех, кто покупает. Рынок ограниченный, но, при этом, с одной стороны самодостаточный, с другой стороны – развивающийся. И очень сложно ограничивать его только рамками Нижнего Новгорода. И географическая близость города, и большое количество приезжих, вносит свои корректирующие факторы.

Как вы привлекаете на свою территорию – в галерею "Луна", тех, кто готов искусство покупать? Какое искусство вы предлагаете?

Мы работаем с современным искусством. Для неподготовленного зрителя легко спутать это понятие с искусством актуальным. Современное искусство – это искусство, созданное здесь и сейчас. Которое понятно современному человеку, отражает его окружающий мир, его мысли и чаяния, его желания и потребности. Актуальное искусство – это то, чем занимается Арсенал, то, что поддерживают государственные программы, то искусство, которое заставляет человека думать, мыслить, развиваться, оно смотрит в будущее. Говоря о современном искусстве, мы, конечно, предлагаем искусство для жизни. Это декоративно интерьерные решения, коллекционные вещи, искусство как подарок. В бизнес-среде он очень распространен до сих пор, поскольку является одним из наиболее безопасных способов выразить свое отношение к партнеру.

Вы работаете с нижегородскими художниками или не ограничиваетесь территорией?

Не ограничиваемся. В нашем пуле более ста авторов, большая часть из них нижегородские, но есть и художники из других городов России: Казань, Чебоксары, Пермь, Екатеринбург, Краснодар, Санкт-Петербург, Москва. И зарубежные авторы есть – итальянские, венгерские, корейские, китайские.

Вы лично отбираете тех, с кем будете работать? Это ваше личное пристрастие или вы ориентируетесь на тренды? Либо это совпадает? Как вы выстраиваете отбор?

Мы отбираем коллективом галереи, нашим художественным советом. Иногда для принятия решения мы привлекаем экспертов более высокого уровня. Безусловно здесь есть сочетание личных пристрастий и, нельзя назвать это мировыми или даже российскими трендами, скорее это знание психологии своего клиента, своего покупателя. Очень часто личное мнение может не совпадать с тем, что будет иметь успех у клиентов.

У вас есть желание взять на себя некую миссию в этом конфликте и объяснить, что вы лучше знаете, подтолкнуть покупателя на решение?

Я бы не сказала, что это конфликт. Люди очень разные. В искусстве, как и в любви, нельзя ни на чем настаивать. Если человеку нравится определенный тип живописи, и он доставляет ему удовольствие, то зачем лишать человека этого удовольствия, что-то ему навязывать или заставлять?

Искусство находится в сложных отношениях с модой, трендами, потому что всегда есть риск пойти на поводу у общественного мнения в ущерб собственному мнению, собственной выгоде, эмоциональной, информационной и так далее. Мы стараемся не допускать этого, потому что искусство – это то, что делает жизнь лучше, делает ее более красивой, более приятной, то, что помогает человеку чувствовать себя лучше. Кому-то для этого нужны нежные пейзажи или яркие цветы, многофигурных, многосоставных картин, которые можно рассматривать и погружаться в другие миры, истории, кто-то хочет черную точку на белой стене, что бы смотреть на нее и медитировать. Все имеет право на существование. Нашу миссию я вижу в том, чтобы раскрывать, расширять для людей разновидности искусства, которые сейчас есть, чтобы у людей было больше информации и возможности сделать собственный выбор.

У вас в галерее есть и выставочная деятельность. Как вы её выстраиваете?

Мы строим выставочный план на несколько месяцев и выставляем как нижегородских авторов, так и приезжих. Ближайшая выставка откроется 20 апреля. Это будет выставка Алексея Гарина. Это потомственный художник-импрессионист, лауреат многих российских и международных конкурсов, я бы не постеснялась сказать, что это наш русский современный Моне. Его выставка будет посвящена творческой командировке в Италию и отражает взаимосвязь классических итальянских художников, которые являются основой искусствоведческого и художественного образования и в наши дни, и современной тенденции в живописи и восприятии.

На мировых аукционах в последние десять лет продается от силы 250 российских имен. То есть российский рынок в сравнении с мировым очень маленький, соответственно, я так представляю, что Нижний Новгород на этой карте представлен ещё меньшим количеством имен. Почему так? У нас много талантливых художников? Почему они не выходят на большую сцену, почему мы не знаем их имен?

Нужно понимать, что как и любой продукт, художник и его живопись – это предмет работы маркетолога, рекламщика и, конечно, инвестора. Выход на мировой уровень стоит миллионы долларов. В Нижнем Новгороде мало художников, которые могут себе это позволить.

Что заложено в этой сумме?

Цена и ценность на художника, кроме его талантов, формируется из популярности, из покупательской способности, из покупательского запроса. Для того, чтобы художника заметили серьезные искусствоведы, серьезные арт-менеджеры, которые формируют пулы продаж для аукционов, у него должны быть выставки. Причем, выставки национального масштаба – это Москва, международные салоны. Стоимость участия в каждой такой выставке начинается с десятков тысяч евро. Ещё должны быть европейские и американские выставки, и их должно быть много. После этого на художника уже могут обращать какое-то внимание. Если он цепляет, если он нравится зрителю, если он нравится экспертам, то с ним будут работать. Работа специалистов арт-рынка высокого класса стоит недешево. Это простой и очевидный бизнес.

В Нижнем Новгороде таких потенциальных инвесторов нет?

Крайне мало, и не в таком масштабе.

А художники, заслуживающие этого пути есть?

Безусловно, в Нижнем Новгороде есть художники, которые продаются на европейских аукционах мирового уровня. Например, Наталья Панкова, известный нижегородский автор, продается на "Доротеуме" – это третий после "Сотбис" и "Кристис" европейский аукцион, он находится в Вене. Причем, она продается с успехом и большим интересом со стороны австрийских покупателей.

Она работает в Нижнем Новгороде?

В Нижнем Новгороде и Москве.

Существует ли отток людей, которые могли бы работать над нашим арт-рынком, оставшись в Нижнем Новгороде, его развить?

Есть два направления оттока. Если мы говорим о художниках, для завершения художественного образования, большинство авторов отправляются в Москву или Санкт-Петербург, многие остаются там. Это естественно, поскольку это основные исторически сложившиеся центры художественного образования. В каждой стране есть два или три города, которые этим занимаются, и часть молодых авторов остается там. Иногда там более комфортная для них среда, иногда больше возможностей.

Если говорить именно о менеджерах арт-рынка, конечно, есть отток в Москву, потому что, как в любой столице, там гораздо больше возможностей, гораздо больше потенциальных клиентов. Но это не значит, что Нижний Новгород обречен на полное покорение московскому течению. Здесь есть своя специфика, есть свои звезды, которые, может быть, в меньшей степени интересны в Москве. Потому что искусство неразрывно связано с историей, неразрывно связано с окружающей средой. И если есть такие великие летописцы уходящего Нижнего Новгорода, его исторической архитектуры, как Сергей Сорокин, Михаил Дудцев. Конечно, их творчество интересно и в первую очередь ценится в Нижнем Новгороде – из-за привязки к географической точке. И это не мешает их работам путешествовать по всему миру и завоевывать аудиторию.

Дайте прогноз, сколько лет понадобится Нижнему Новгороду для развития арт-рынка, как он будет развиваться? Появятся ли критики, новые художники, коллекционеры?

Я убеждена, что у Нижнего Новгорода очень хороший художественный потенциал. Много интересных, самобытных авторов, много авторов, которые достойно выглядят в сравнении с другими художниками, в том числе международного класса.

Ну и невозможно остановить интеграцию и глобализацию. Я думаю, что российский рынок невозможно разделить на рынок каждого отдельного города. Особняком стоит Москва, которая во многом уже находится в поле не российского, но международного взаимодействия. И есть крупно-провинциальный рынок. Очень активно развивается Пермь, Екатеринбург, Ростов-на-Дону. Нижний Новгород входит в этот же пул. В прошлом году в Нижнем Новгороде прошла первая "Арт-Россия" – крупнейшая выставка современного искусства. Более полутора тысяч только участников приезжали сюда.

А ещё в Нижнем Новгороде с каждым днем растет число людей, которые интересуются искусством, которые начинают ощущать потребность в искусстве как части своей жизни. Исходя даже из нашего опыта, с 2009 года у нас появились новые коллекционеры, молодые коллекционеры. Сейчас можно наблюдать сильное омоложение бизнеса, и все больше людей до сорока обретают достаточный капитал для того, чтобы получить возможность вкладывать его в искусство и в свое удовольствие. Эти люди пополняют ряды клиентов арт-рынка.

Каким вы видите развитие галереи "Луна"?

У нас есть достаточно сильная ностальгическая привязка к Нижнему Новгороду. Я считаю, что мы живём в прекрасном городе, несмотря на его огрехи, которые есть везде. И нам бы хотелось развивать галерею в том числе вширь и вперед. Несмотря на то, что все больше клиентов мы находим в Москве и за рубежом, головной офис всегда будет в Нижнем.