Ксения Ануфриева: "Современная музыка дает возможность "перезагрузиться"
Разговор мы начнем с конкретного проекта - "Ночь неожиданностей", который проходит в Нижнем Новгороде 6 июня. Расскажите подробнее об этом мероприятии.
Первая неожиданность заключается уже в том, что музыкальное мероприятие будет проходить не в традиционном концертном зале, а на территории выставочного пространства "Арсенал" (Волго-Вятский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО – ред.). На один вечер это пространство станет "филиалом" амстердамского клуба Paradiso, в котором этот формат был придуман. Придуман он был в связи с главным европейским конкурсом молодых исполнителей Gaudeamus, который проходит очень давно. Кстати, два наших отечественных композитора в разное время выигрывали этот конкурс: Дмитрий Курляндский и Александр Хубеев. Их музыка, конечно, прозвучит на этом мероприятии.
Поскольку это клубный формат, у нас не будет сидячих мест для зрителей, как в филармонии, хотя это мероприятие в рамках "сахаровского" фестиваля, в рамках Дней Нидерландов. Как в настоящем клубе, у нас будет несколько точек, несколько площадок, на которых музыка будет начинать звучать неожиданно, и публике нужно будет перемещаться от одной музыкальной "точки" к другой. И, конечно, как и в любом уважающем себя клубе, у нас будет зона chillout, где на шезлонгах, подушках и креслах-мешках люди смогут расслабиться и наслаждаться музыкой которая будет доноситься отовсюду.
Кто будет исполнять музыкальные произведения?
Как я уже сказала, концерт проходит в рамках Дней Нидерландов, и мы очень рады сотрудничать с нидерландскими институциями. У нас будет электронный музыкант из Нидерландов Герт-Ян Принц, будет по совместительству наш соотечественник, который работает в Европе – саксофонист Евгений Новиков. Кроме того, мы пригласили уже полюбившийся нижегородской публике Московский ансамбль современной музыки, который также будет исполнять музыку нидерландских композиторов.
Можете ли вы выделить какие-то основные музыкальные жанры? Какую музыку услышит публика, которая придёт на ваше мероприятие?
Это целый калейдоскоп направлений: я специально сформировала программу так, чтобы звучала музыка разных жанров. Это электронная, клубная музыка, которую будет играть Герт-Ян Принц. Приджазованная, но тоже современная музыка, которую будет играть Евгений Новиков – здесь найдется место и импровизации. Плюс к этому будет современная музыка, которую мы все привыкли слушать в голливудских фильмах, и в качестве "вишенки на торте" – совсем немного классики.
Насколько акустика выставочного пространства позволяет такое расхождение в стилях?
Акустика – это как раз главная неожиданность этого мероприятия. У нас уже были концерты в выставочном пространстве, и на самом деле его двухэтажное помещение в виде атриума даёт классный звук, который мы можем услышать в лучших европейских соборах. Поэтому у нас очень хорошо звучит, например, музыка барокко, и я рассчитываю на то, что и джаз, и электронная музыка получат в этом пространстве не менее интересный звук. Пространство – один из важнейших ингредиентов нашего музыкального "блюда".
У "Арсенала" всегда была своя музыкальная программа: ты никогда не знаешь, что именно услышишь. Как вы её формируете? У вас есть определённый формат, или же это пускай хорошая, но вкусовщина?
Музыкальной деятельностью в Арсенале занимаюсь не только я – например, мой коллега Александр Комаров отвечает за джазовое направление. Конечно, мы с большой охотой идем навстречу тем, кто предлагает интересные формы музыкальных мероприятий. Наша собственная программа тоже есть: она называется СМ-21, современная музыка XXI века, и в этом году ей исполняется десять лет. В ней я стараюсь совмещать разные форматы: кроме концертного, который мы стараемся делать необычным, не похожим на консерваторский и филармонический, мы всегда стараемся проводить мастер-классы для молодых музыкантов, организовывать лекционные, просветительские мероприятия. Современное искусство – вещь необычная: для того, чтобы его было легче воспринимать, о нём нужно что-то узнать, и лучше всего узнать это, что называется, из первых уст. Будучи музыковедом, я стараюсь рассказывать слушателям, которые приходят на наши концерты о том, что они сейчас услышат, чего нужно ждать и на что настроиться. Я надеюсь, что это помогает восприятию.
Если программе десять лет, у нее, наверняка сформировался свой зритель, которого вы подготовили и который приходит регулярно. Для любого артиста приятно, когда с аудиторией можно поговорить на одном языке. Но насколько это важно для тех музыкантов, которых вы привозите?
Если говорить о приезжих музыкантах, то им, конечно, тоже очень приятно, когда публике рассказывают о том, что её ждет – исполнители чувствуют обратную связь и повышенное внимание слушателей. Но, действительно, за десять лет у нас сформировалась своя публика, и это заслуга не только моя, но и моих коллег, в первую очередь PR-отдела. Они нашли для наших музыкальных программ публику там, где я этого не ожидала. Потому что, когда десять лет назад я начинала свою работу – а я начинала именно с лекционных циклов, где рассказывала о современной музыке – я рассчитывала на своих собственных студентов, которым преподаю в музыкальном колледже. а также на любителей классической музыки, которым интересно, что происходит в сфере классической музыки сейчас, кто нынешние "моцарты" и "бетховены". Но оказалось, что гораздо интереснее это тем людям, которые интересуются современным кинематографом, визуальным искусством, современным джазом и даже электронной музыкой. В результате у нас действительно сформировалась совершенно уникальная аудитория, и я узнаю наших постоянных слушателей в лицо этих людей. Часто это семейная аудитория – молодые люди, которые когда-то познакомились друг с другом именно у нас в "Арсенале" и приходят на концерты уже со своими детьми.
Современная музыка – это очень широкое понятие, под которым можно понимать все направления музыки от популярной до академической. Чем она отличается от музыки, которая звучит по радио?
Радио сейчас тоже бывает какое угодно. Сейчас как никогда даже серьезная музыка задействует и привлекает в свое поле музыку разных стилей и жанров. Она вдохновляется самым древним архаическим фольклором и популярными песнями. Современная музыка серьезных композиторов вдохновляется чем угодно.
То есть, неподготовленный человек тоже способен оценить происходящее в "Арсенале", и ему важно просто знать, что нужно услышать?
Главное – быть готовым выйти из своей зоны комфорта, быть готовым к неожиданностям. Но ведь сейчас публика именно этого и хочет. Безусловно, в традиционном ресторане мы ждем от шеф-повара классических блюд, но есть масса людей, которая интересуется молекулярной кухней и ждет каких-то новых впечатлений. Такие же впечатления можно получить в современной академической музыке – для слушателя это прекрасная возможность полностью "перезагрузиться".
Сталкивались ли вы где-то ещё с музыкальными мероприятиями в музеях, или это исключительная особенность нашего "Арсенала"?
В нашей стране современная музыка часто находится под крылом не филармоний, а именно центров современного искусства и арт-кластеров. За рубежом, современную музыку, конечно, нередко можно услышать и в классических концертных залах, но все равно она ищет необычные места, необычные форматы звучания.
Как вы считаете, было бы правильно, если бы наши филармонии и консерватории чаще открывались для современной музыки? Или пусть там остаются традиции, а у вас появляется что-то новое?
К счастью, консерватории продолжает работать с современной музыкой и воспитывают её исполнителей. Другое дело, что перед консерваториями в первую очередь стоят учебные задачи, к которым относится и сохранение музыкальных традиций. Они просто в меньшей степени могут позволить себе новации, хотя, наверное, хотели бы.
Чем вы заманиваете артистов в Нижний Новгород? Глядя на программы концертов, я вижу там артистов, которые до приезда сюда вряд ли представляли себе наш город. К тому же, я не верю, что вы отсчитываете им огромные гонорары. Что привлекает их участвовать в подобных мероприятиях?
Конечно, мы не можем себе позволить огромные гонорары – мы сотрудничаем с различными организациями культуры разных стран, которые занимаются поддержкой своих отечественных артистов и пропагандой их за рубежом. Именно они оплачивают поездки и выплачивают гонорары этим артистам. Что касается современной академической музыки, это как нишевая парфюмерия - артистов, относящихся к этой категории музыкантов, не так уж и много. Они очень скромны, лишены снобизма и рады любой возможности открывать для себя что-то новое. Самое главное, что артисты в Европе привыкли к тому, что культурная жизнь сосредоточена не только в столицах. Для них нормально, что фестивали проходят порой даже в очень маленьких городках – они приезжают туда, где их встречает заинтересованная публика.