Максим Никитаев: "Я не являюсь "ставленником" чьей-либо команды"
За пост главы администрации в Нижнем Новгороде развернулась серьезная борьба: принять участие в конкурсе решили 19 кандидатов, в том числе бывший мэр Вадим Булавинов, а также несколько ключевых представителей действующей областной и муниципальной власти. Наконец, в списке претендентов обнаружились и кандидаты из столицы, которые пока мало кому известны в регионе.
РБК-Нижний Новгород решил побеседовать с одним из таких кандидатов. Зачем столичному управленцу с большим опытом работы понадобился пост нижегородского сити-менеджера, рассказал гендиректор ГКУ Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Восточного административного округа" Максим Никитаев.
Максим Михайлович, первый вопрос, наверное, напрашивается сам собой: вы — кандидат из Москвы, привыкли работать с другими бюджетами и в других условиях. Почему вы хотите занять пост сити-менеджера Нижнего Новгорода?
На самом деле, с Нижним Новгородом меня связывает многое: именно сюда меня пригласили работать в 2007 году в качестве директора областного госпредприятия "Нижегородский капитал". Это подведомственное мининвесту региона предприятие, которое занималось экспертизами затрат застройщиков и инвесторов, оформлением земельно-правовых отношений под магистральными нефтепроводами, проходящими по территории области, оформлением земельных участков и другими вопросами, связанными с инвестиционно-строительной деятельностью. Вернулся в Москву я только почти спустя пять лет, в 2011-м.
Еще один определяющий для меня фактор связан с семьей. Моя жена — нижегородка: она родилась и выросла здесь, сейчас здесь живет и работает. Поэтому я сам каждые выходные стараюсь выбираться сюда.
На пост сити-менеджера я решил выдвинуться в первую очередь, потому, что эта сфера деятельности мне близка. Глава администрации занимается социальной сферой, ЖКХ, вопросами транспорта и строительства — все это так или иначе коррелируется с городским хозяйством. Эта деятельность во многом сходна с той, которой я занимаюсь сейчас.
Следовательно, вы знакомы со спецификой ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Нижнем Новгороде? Можно ли говорить вообще о специфичности проблем ЖКХ в разных городах страны или в целом проблемы везде одни и те же?
В Москве механизм фактически отлажен, там необходимо лишь по необходимости чуть-чуть корректировать ситуацию, чтобы она развивалась в положительном русле. В Нижнем Новгороде, я считаю, в сфере ЖКХ есть определенные проблемы, с которыми мой опыт позволит справиться. То же самое касается и других вопросов по линии сити-менеджера — вместе с моими, надеюсь, будущими коллегами мы сумеем решить ряд важных для города задач.
Северо-Восточный округ Москвы сопоставим с Нижним Новгородом — и по объему финансирования, и по численности населения. Проблемы с которыми сталкивается город: бюджетные сложности, долги подрядчикам и ресурсоснабжающим организациям — мы тоже в свое время проходили. Это нормальная часть рабочего процесса, с этим можно справляться.
Вы работали в нижегородском облправительстве с 2007 по 2011 год, то есть, относительно недавно. Как считаете, помнят в местных политических кругах и дает ли вам это преимущество в борьбе за пост главы администрации областного центра?
Я думаю, что некоторые помнят меня, и в горадминистрации, и в облправительстве. В обоих ведомствах есть хорошие специалисты, с которыми я работал. Впрочем, это абсолютно не свидетельствует о том, что я чей-то "ставленник". Решение принимал я сам, оно никак не было скоррелированно ни с командой губернатора, ни с командой муниципалитета, ни с какими-то иными структурами.
В городе есть ряд наболевших вопросов, которые многие местные чиновники давно и пока безуспешно пытаются решить, например, в части ветхого фонда. У вас есть какое-то видение выхода из ситуации?
Наверное, полностью избавить город от ветхого фонда в срок пятилетних полномочий невозможно — кто бы это не пообещал, это было бы неправдой. По одной простой причине: ликвидируя ветхий фонд, нужно строить новое жилье, очень быстро и качественно. Да, в городе сейчас идет строительство, есть определенные якорные фирмы, но они не закрывают потребности в полной мере. Проблема ведь еще в сетях, которые давно не ремонтировались в глобальном смысле. Какой смысл построить новый дом, не обеспечив нормальные коммуникации? Это будет не для людей, это будет для галочки.
С другой стороны, за 5 лет можно сделать очень много в части планирования городской застройки. Что касается бесхозных сетей, их балансовую принадлежность, я считаю, надо принимать в приказном порядке. Это не сложная работа, ее реально выполнить за 3-6 месяцев. В качестве главы администрации, я, безусловно, был бы готов этим заняться.
Какие вы сейчас видите первоочередные задачи для будущего главы администрации? На что бы вы обратили внимание в первую очередь?
Первоочередных задач несколько, я бы не поставил какую-то из них "номером один". Необходимо обеспечить безаварийность города в зимний период, потому что это крайне важно. Необходимо также обеспечить возможность уборки города даже в сложившейся ситуации с финансами и с подрядчиками — и, я повторюсь, это возможно. Отдельное внимание, я считаю, нужно уделить вопросам транспорта и безопасности.
Что конкретно нужно изменить в этих сферах, на ваш взгляд?
Обеспечение безопасности в моем понимании связано с социальным блоком — это касается в первую очередь детских садов, школ, вообще учебных заведений. Сейчас в местных СМИ много информации о различных ДТП с участием детей и подростков, этим, безусловно, занимаются правоохранительные органы, но и муниципалитет не может бездействовать в этом вопросе.
В части транспорта, я бы обратил внимание на проблему, связанную с распределением частных и муниципальных перевозок. Я бы хотел рассматривать этот вопрос не с политической стороны, а с точки зрения удобства жителей. В Санкт-Петербурге, например, несколько лет назад полностью пересмотрели транспортную составляющую и оптимизировали маршрутную сеть. У них это получилось.