Станислав Машагин: "Деньгами пытаются подменять любые другие смыслы"
Одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем – искусственная девальвация рубля. Уже и Минфин заявил о технической коррекции курса к доллару и евро. Какова, на ваш взгляд, экономическая ситуация, и стоит ли опасаться потери личных средств в результате действий правительства?
Такие опасения и ожидания есть, но тенденция неоднозначна. Действительно, может быть кратковременное повышение курса валют к рублю, но Россия – уникальная страна, в которой денег и так мало, и все, что могло случиться, уже случилось. Логичнее выглядит рост рубля. Мы видим к нему интерес, в том числе, со стороны зарубежных игроков, которые сейчас активно меняют иностранную валюту на российскую. Об этом сейчас многие пишут, да и мы давали комментарии зарубежным каналам. Я надеюсь, в этом году эта тенденция будет превалировать, и, как бы не опасно казалось держать рубли, глобально это одна из хороших идей.
Вы рассуждаете с позиций макроэкономики. На бытовом уровне людям стоит запасаться долларами, евро, рублями или, может быть, юанями?
С 2012 года на этот вопрос я отвечаю одинаково: если вы собираетесь за границу или хотите купить дорогую иностранную машину, запаситесь евро или долларами. Копите ту валюту, в которой будете тратить – это базовая вещь. Но я не считаю, что большинство людей решит свои проблемы именно так. Нужно думать не о портфелях, а о том, зачем вам нужны деньги. Если равняться на состоятельных людей, накопления они по-прежнему распределяют равномерно в разных валютах.
Я рекомендую добавить в валютную корзину швейцарский франк – он мне кажется посимпатичнее евро. А в последние четыре года альтернативой доллару советую юань. Если вы не готовы к таким подвигам, поделите накопления между долларом и евро, но обязательно добавьте рубль, потому что он все равно нужен. Многие инвесторы, работающие с валютой, страдают из-за отсутствия рублевых запасов и теперь вынуждены конвертировать.
Сами в чем держите накопления?
В данный момент – в рублях и долларах. Помимо позиций чистого кэша, ищу возможность приобрести недвижимость, особенно, если ее удастся взять вместе с долгом. Я считаю, что можно занимать в том, что дешевле, а недвижимость будет расти. Меня не сильно пугает вероятность обесценения рубля. Если в какой-то момент я пойму, что 65 за доллар – это много, этот вопрос решается за час. Мы делаем фиксацию курса для крупных партнеров и даже для физлиц. Когда колебания мешают бизнесу, можно делать такие простые вещи, как покупка акций.
Я не верю в Facebook, в четвертую промышленную революцию. Большинство смотрит на все это через компьютер или телевизор. Да, я видел многое своими глазами, посетив в прошлом году 35 стран. Это все есть, но сегмент пока слишком раздут. Я уверен, что блокчейн – это наше будущее, но не прямо сейчас. Большая экономика – это по-прежнему заводы, машины, производство.
Что сейчас в тренде – кэш, вклады, ценные бумаги или, может быть, даже готовая продукция?
Насчет последнего: у меня, кстати, есть знакомый производитель, запасшийся собственной продукцией на год вперед. С 91-го он уже все видел и все пережил. У него есть то, что он в любой момент сможет реализовать, получив деньги в валюте, которая будет котироваться на тот момент. С точки зрения бизнеса позиция имеет право на жизнь. С точки зрения накопления, конечно, половину лучше держать наличными и безналом.
Вторую часть можно проинвестировать в акции. Не нужно думать о заработке за год, потому что можете не попасть. Купите акции любых лидеров, бумаги хороших компаний, и они будут стоить дороже. Это лучше расчета на пенсию.
К слову, продолжается активная утечка информации о возможном повышении пенсионного возраста. Давно ведутся разговоры, что Пенсионный Фонд далеко не в лучшей форме. Называются разные сроки выхода, но пока вроде бы остановились на возрасте 63 года для женщин и мужчин. Какова ваша позиция по этому вопросу?
С точки зрения российской экономики это ошибка. Наши пенсионеры и так находятся если и не за чертой бедности, то около того. Поднять пенсионный возраст или убрать надбавку работающим пенсионерам, как сделали в Нижегородской области – это неправильно. Государство много не выиграет, хотя региональный бюджет и сможет кое-что получить, но это не решает никаких проблем, а вызывает лишь неприятие.
На примере Греции мы видим, что любые сокращения социальных выплат в итоге уменьшают спрос, что чувствуют на себе торговые сети и налоговая система. Огромные объемы денег крутятся в потребительском секторе, а люди пенсионного возраста как раз являются активными потребителями, накапливают и тратят деньги, причем делают это внутри страны. Я за то, чтобы пенсионерам платить больше
В этом смысле не совсем согласен с политикой Минфина по сокращению затрат, балансировке бюджета за счет валюты. В России есть много внутренних резервов, но чувствуется большой недостаток денег, и бизнесу не хватает ликвидности.
На ваш взгляд, у нас есть шансы проскочить внутреннюю и внешнюю турбулентность? И каким вы видите наше светлое будущее, если оно, конечно, светлое?
Я вижу, что мы умеем создавать высокие технологии, активно работаем с блокчейном. Наши программисты заняли в рейтинге HackerRank второе место после китайских, а американские – 28-е. Технологии здесь есть, другой вопрос – удобнее учредить компанию и работать в Америке, потому что платят доллары, и есть избыток ликвидности. Если бы наши по госконтрактам Минобороны и мирным ведомствам заказывали много отечественного софта, все давно бы расцвело пышным цветом. У нас так устроено: большая система из крупных компаний, которые и есть наша экономика. Надо, чтобы они накапливали и тратили свои рубли внутри страны, а не стремились при любом удобном случае конвертировать их в валюту, не стремились занимать в валюте. А для этого нужна понятная и прогнозируемая политика курсообразования.
Что же происходит на деле? Все сидят и смотрят. Пока доллар снова не вырастет на 10%, никто ничего делать не будет, не видя в этом никакого смысла. Бизнес просто откладывается на квартал, хозяева переносят решения. Мы должны получить понятный курс рубля, стабильную инфляцию и доступность денег. Сегодня они доступны только на бумаге, у средних и небольших банков ликвидности нет.
Моя компания работает с 500 банками, и я могу сказать, что, если не брать банки с госучастием, из всех остальных только у трех есть деньги. Остальные сами еле-еле концы с концами сводят. Это такая системная проблема, созданная для того, чтобы рублевая масса не давила на курс. Я больше поддерживаю идею внутренней контурной монетарной политики. Надо посмотреть, что мы можем произвести, обеспечить это денежной поставкой и внимательно мониторить цены.
Государство все больше и больше входит в самые разные отрасли экономики, и далеко не только в сырьевые. Звучат оценки, что едва ли не 70% бизнеса в России контролирует государство или квазигосударственные компании. При этом существует статистика, по которой из полутора тысяч эффективно работают только 17 госкомпаний. Есть ли будущее у системы, где государство повсюду, и все везде зарегламентировано?
Я не верю в какие-то качественные отличия банка с госучастием и частного, государственной и коммерческой компанией. Бывают хорошие и плохие менеджеры, и те, и другие могут работать везде. Капитализм, социализм – это все такие ярлыки… Возьмите Бутан: прекрасная страна - там вообще король, и ничего нет, кроме электростанции в горах. Но мудрая политика позволяет небольшую страну обеспечивать. У нас это тоже возможно, не хватает нормальной экономической политики, которую заменили лозунгами.
Проблема в целеполагании, в том, что нужно встать и пойти. Премьер должен собрать всех и сказать: "Слушайте, вот вам дорожная карта. И чтобы у нас через месяц на 5% было увеличение промышленного производства. Что хотите, то и делайте". Нужны конкретные цели, и тогда все будет работать.
Экономика всегда связана с политикой, а в России – особенно: сначала политика, потом экономика, хотя должно быть наоборот. Не в этом ли проблема, когда преобладают политические цели и желание нравиться населению? Структурные реформы, о которых мы говорим 25 лет – это же всегда болезненно.
Снова вопрос целеполагания. В 90-е годы нам внушили мироощущение свободного рынка, что главное – деньги, и все живут ради них. В конце концов, государственные управленцы тоже видят деньги: не страну, не развитие экономики, не будущее наших детей. И это заменяет собой любые другие смыслы, что бы вы не пытались создавать. Вопросы национальной идеи, национального движения с этого и начинаются. Мы должны утвердиться в том, что живем не только ради денег, и не все вещи вокруг должны быть окупаемы.
Я несколько раз бывал в Нью-Йорке и поразился, как он в чем-то похож на, скажем, Катманду. Там местами абсолютно отсутствует инфраструктура, там грязно и дороги разбиты, наподобие Нижнего Новгорода. Капитализм не вкладывается в то, что для всех, и это негативная сторона, о которой не принято говорить. Обратный пример – китайский социализм: они строят целый город, и им все равно, что он не окупается. Зато это рабочие места, жилье, пенсия, будущее, ощущение счастья и жизни в великой стране. Это очень важная вещь, о которой мы забываем. И такие события, как Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, Керченский мост, отвечают на заказ и дают подъем.
Про Нью-Йорк – это было очень неожиданно… Наверное, мы были с вами в разных его частях. Нам постоянно рассказывают, что у них печатный станок и триллионные долги, что они вот-вот загнутся, что на всем мире наживаются и везде суют нос. Скажите, когда же Америке конец, и почему покупаются американские облигации, которые считают самыми надежными и ликвидными, несмотря ни на что?
Во-первых, не все их бумаги пользуются популярностью. С 2014 года начал падать спрос, и многие выпуски так и остаются неразмещенными. Последние пару лет покупателями выступают американские же банки, которые получают рефинансирование в ФРС. Такая замкнутая система – колесо или пирамида. Это работает и может продолжаться сколь угодно долго, опираясь на идею, что Америка – самая особенная страна. Сколько реально это будет продолжаться – вопрос политический, и мы не можем это прогнозировать. У всех зашито в подкорке, что есть трежерис, и это абсолютное качество. Но ведь есть еще Германия. А почему бы не посмотреть на Китай и Японию? И люди действительно стали смотреть шире, просто объем рынка США – больше половины мирового, и поэтому все равно приходится на нем играть.
Интерес есть и к России. У нас неплохая страна, если посмотреть объективно, с точки зрения соотношения долга и ВВП, масштабов неиспользованного потенциала. Постепенно рынок раскачивается, но глобально не надо ждать никаких крахов. Нужно жить своей жизнью, решать свои задачи и поменьше смотреть телевизор.