Нижегородские экономисты обсудили итоги майского совета при президенте РФ
Нижегородские экономисты и банкиры на заседании в пятницу обсудили итоги заседания экономического совета при президенте РФ, проведенного впервые за два года. Как сообщал ранее РБК, на этом заседании обсуждалась идея целевой денежной эмиссии, проблемы бюджета, пенсионного возраста, теневого рынка труда, инвестиций, однако никаких конкретных решений по его итогам пока принято не было.
"Контролируемая эмиссия" — предложение, которое среди прочих указывалось в докладе Столыпинского клуба "Экономика роста". С этой идеей выступили на президентском совете бизнес-омбудсмен Борис Титов и советник президента Сергей Глазьев. В программе подчеркивается, что эмиссия должна проводиться по целевым контролируемым каналам, в частности через проектное финансирование, рефинансирование кредитов малому и среднему бизнесу, ипотеки, инфраструктурных проектов. Речь идет о 1,5 трлн руб. в год,
По словах двух участников заседания, Владимир Путин не высказал мнения насчет эмиссии, пишет РБК. При этом президент не отверг предложение, а выслушал позиции сторон. Главным оппонентом концепции монетарного и бюджетного стимулирования является заместитель Путина в экономическом совете, председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. В свою очередь, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, которая тоже входит в президиум экономического совета, ранее заявляла, что для России "количественное смягчение" не подходит, так как это может привести к оттоку капитала и разогнать инфляцию.
По мнению нижегородских экспертов, позитивный итог заседания экономического совета в том, что федеральная власть осознала необходимость институциональных изменений (во время заседания эту тему затрагивал Алексей Кудрин). "Необходимы меры, которые бы улучшили инвестиционный климат и повысили интерес предпринимателей к вложению средств в собственный бизнес", — высказался глава комитета нижегородского заксобрания по бюджету и налогам Александр Шаронов. "Нужно реформировать правоохранительную систему с целью защиты вкладов, инвестиций и собственности. Это окажет поддержку рублю и стабилизрует ситуацию на валютном рынку, но для этого нужна и сильная политическая воля. Если же обсуждение этих вопросов так и останется обменом мнениями, будет не очень хорошо. Действовать надо сейчас, а не через полтора года", — добавил он.
Глава бюджетной комиссии гордумы Нижнего Новгорода Марк Фельдман также согласился с необходимостью принятия конкретных мер по итогам заседания совета. Он также одобрил идею целевой денежной эмиссии, отметив острую необходимость длинных денег для реального сектора экономики.
По мнению директора представительства Внешэкономбанка в Нижнем Новгороде Александра Будакова озвученые на заседании федерального варианты стратегии экономического развития, по сути, стратегией вовсе не являются, поскольку "не отражают реальных чаяний основной массы населения". "Подобная стратегия формировалась и в Нижегородской области, и из нее следовало, что к 2020 году мы будем жить не хуже, чем живут люди в Чехии или в Венгрии. По ряду экономических показателей мы уже сейчас где-то на уровне этих стран, но согласно социологическим исследованиям, степень удовлетворенности населения жизнеными условиями вовсе не та", — отметил он. "По сути, сейчас речь идет о том, чтобы заставить уже принятые законы реально работать. Да, это 50 процентов успеха, это решит многие проблемы, но это не решает многих принципиально важных вопросов", — считает Будаков.
Глава нижегородского УФАС Михаил Теодорович, в свою очередь, напомнил, что ряд инициатив, принятых в рамках региональной стратегии экономического развития еще в 90-е годы, такие, как патентная система налогообложения, система минимальных соцстандартов и система адресной соцпомощи со временем доказали свою эффективность и используются до сих пор. "Причина, почему та страгеия оказалась на что-то годной в том, что тогда людей собирали и спрашивали, чего они хотят", — заметил Теодорович. "Если мы пойдем сегодня по этому пути, то увидим чего хотят люди — а люди хотят жить в человеческих условиях. Значит, нужно развивать потребление, в тех направлениях, которые востребованы — скажем, ипотека, но только доступная для людей, а не для государства. То есть, проценты по кредитам необходимо определять не исходя из ключевой ставки ЦБ, а из реальных возможностей населения. И вот на эти цели нужны деньги и можно согласиться с тем, что их надо "нарисовать", но запустить в ограниченный, закрытый ипотечный фонд", — добавил он. Еще одной задачей, по мнению Теодоровича, является ликвидация территориального и социального неравенства, для чего требуются инвестиции в малые поселения.