Нижегородский мининвест считает наличие только одной формы государственно-частного партнерства фактором сдерживания развития региона
Госдума в третьем чтении утвердила поправки в закон о концессионных соглашениях. Теперь предложенные минэкономразвития регулярные платежи государства, которые позволят окупить инвестиции, можно будет использовать для любых объектов, в том числе социальных. Однако при этом другой закон, сопутствующий, – об основах государственно-частного партнерства – принят не был. Вопреки ожиданиям вопрос активации возможности использовать не только концессии, но и другие формы ГЧП на всех уровнях, вплоть до муниципального, был снят с повестки.
«Ведомости», ссылаясь на оценку источника в федеральной власти, пишут, что в экспертном сообществе опасаются, что концессии могут стать приоритетным способом привлечения частного капитала. Поскольку многие чиновники банально привыкли к этой форме, а последние поправки в закон о концессиях принимались ускоренными темпами и позволили выполнить поручение президента о механизмах привлечения инвестиций в социальные объекты.
При этом одна из самых необходимых для бизнеса норм, которая бы упростила привлечение заемных денег в проект, – возможность передать объект в собственность, поскольку объект мог бы быть залогом. А найти финансирование под некоторые проекты — например, в здравоохранении – в рамках концессии будет очень сложно.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, активно участвовавшая в разработке законопроекта Елена Николаева в интервью РБК-Нижний Новгород заявила, что даже в подготовленных ООН практических рекомендациях по ведению ГЧП подчеркивается, что партнерство должно вестись на основе множественности форм. В том числе предусматривается выбор, зависящий, к примеру, от того, с какого момента инвестор входит в проект, у кого из участников потом возникает право собственности, какие дополнительные условия могут формироваться в процессе.
«Концессия работает исключительно на объекты госсобственности, которыми в течение какого-то времени может управлять инвестор. Но в рамках ГЧП возможно формирование и объектов частной собственности, которые будут направлены на реализацию государственных функций, – детские сады, школы, объекты здравоохранения и, особенно, комплексных жилищных объектов. Такие проекты эффективнее работают в сфере не концессии, а как раз других формам ГЧП, которые дают больше возможностей в силу своей гибкости», – рассказала Елена Николаева.
При этом она подчеркнула, что закон о ГЧП писался именно для того, чтобы создать гибкий инструмент: была задана основа, а детали должны прорабатываться на уровне муниципального и регионального законодательства и адаптироваться к реалиям и потребностям конкретного региона.
Заместитель министра инвестиционной политики Нижегородской области Андрей Гнеушев в интервью РБК-Нижний Новгород согласился, что инструменты ГЧП крайне актуальны для региона, поскольку потребности области в модернизации и строительство инфраструктуры огромны и что это «в некоторой степени сдерживает ее развитие».
«Не хватает энергетических мощностей, требует модернизации коммунальное хозяйство, существует нехватка спортивных и социальных объектов, особенно в поселениях районного значения. Для решения транспортных проблем необходимо вывести транзитный транспорт за пределы областного центра. Есть колоссальный потенциал в области туризма, и требуется серьезная инфраструктурная подготовка, которая позволила бы его реализовать», – пояснил собеседник агентства.
«Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, при которых право собственности закреплено за концедентом и передается ему в момент ввода объекта в эксплуатацию, что существенно ограничивает возможности частного партнера на привлечение заемного финансирования, – уверен Андрей Гнеушев. – Отсутствие регламентации других моделей осуществления ГЧП проектов выступает препятствием для привлечения частного капитала и компетенций в сферу публичной инфраструктуры, что сдерживает ее развитие».
По его словам, в регионе законодательная база уже создана и работает.
Отметим, в рейтинге-2014 субъектов РФ, составленным Центром развития ГЧП, Нижегородская область находится на 5 месте, став, более того, «лидером по развитости практики применения концессионных соглашений на территории РФ».
Так, ГЧП руководством Нижегородской области были сформированы для создания региональной навигационно-информационной системы, строительства морга для больницы №13 в Автозаводском районе Нижнего Новгорода и двух полигона ТБО. Также партнерство было организовано для строительства Волжского моста.
Однако глава нижегородской ГК «Лотос» Ильдар Муртазин «не особо верит» в ГЧП в условиях сегодняшней российской экономики.
«Этот формат возникает в том случае, если есть макропроект, в котором государство не хочет участвовать в одиночку, – выстраивает логику Ильдар Муртазин. – Если, допустим, проект не является для государства стратегически важным и приоритетным. Но в условиях когда идет отток капитала и страна постоянно находится в режиме ожидания санкций, можно говорить о ГЧП только с российским бизнесом. Но с точки зрения экономики, крупному российскому бизнесу нецелесообразно вкладывать деньги в проекты с маржой 3-4% и со сроком окупаемости 20-30 лет. И не будем забывать, что средняя кредитная ставка составляет 10-12%. Если государство хочет отправить посыл российскому бизнесу, оно должно предложить, скажем так, хорошие правила игры».
Эксперт РБК-Нижний Новгород напомнил, что тот же проект Волжского моста предполагает выход на окупаемость через 18 лет.
Отметим, законопроект прошел первое чтение в Госдуме еще в 2013 году – на этом процесс остановился. Весной 2014-го первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития ускорить подготовку поправок ко второму чтению, обновленная версия появилась к июню, документ был включен в календарь в календарь рассмотрения законопроектов на прошлую неделю, но на обсуждение так и не был вынесен. Оно перенесено на осеннюю сессию ГД.
На вопрос корреспондента РБК-Нижний Новгород, почему возникли такие сложности с выгодным всем законопроектом, Елена Николаева сообщила, что опасения вокруг проекта поправок связаны в первую очередь с высокой дотационностью бюджета субъектов.
«Бесконтрольное взятие на себя неконтролируемого же количества обязательств вызывает вопросы, – считает зампред думской комиссии. – И обсуждение связано с тем, каким образом можно подстраховать общую бюджетную защищенность от возможных негативных последствий. В некоторых случаях ряд формулировок разными специалистами трактуются по-разному. Но подчеркну, эти специалисты сформулировали свои замечания, которые разработчики просто не успели снять за время весенней сессии».
Она отметила, что по мнению специалистов в Правительстве и Госдуме, законопроект ко второму чтению готов. По ее словам, осталось сгладить некоторые шороховатости, которые, по мнению оппонентов законопроекта, влияют на стабильность системы.
«Доказать им, что их опасения беспочвенны, пока не удалось», – признала Елена Николаева.
Добавим, собеседница РБК уверена, что законопроект будет принят.
«Да, в этом заинтересованы многие – и бизнес, и государство, которое через свои профильные организации демонстрирует политическую волю к принятию этого проекта. Но есть задержки в согласовании текста между людьми, принимающими решение в этом процессе. Соответственно, замечания необходимо будет снять. Или же вопрос будет вынесен на рассмотрение первых лиц», – заявила Елена Николаева.
«Мы рассматриваем отсрочку как возможность спокойно и без спешки летом согласовать все спорные детали и в осеннюю сессию принять этот закон. Со всеми политическими решениями, которые за этим следуют. Пока же остались детали, за которыми всегда кто-то кроется», – резюмировала собеседница РБК-Нижний Новгород.