Дарья Леушина: "Шопинг с хорошим стилистом — это финансовая выгода"
Стилист — это профессия, которая, как мне кажется, за последнее время обросла определённым количеством стереотипов. Чем конкретно занимаются представители этой профессии, какие это области?
Вообще профессия "стилист" сейчас очень многогранна и занимает большую сферу деятельности в fashion-индустрии и beauty-индустрии. Стилист может заниматься волосами, часто стилистами также называют визажистов. Но стилист, связанный с одеждой, имеет два основных направления работы — стилист fashion-съёмок, который занимается непосредственно образами для фотосетов, и стилист, который работает с реальными людьми, занимается ревизией их гардероба и шопинг-сопровождением.
Как учатся на стилистов? Это просто увлечение, изучение модных блогов или всё-таки нужно набраться знаний у профессионалов?
К сожалению, сейчас действительно очень много "специалистов", знания которых основываются исключительно на блогах и роликах в YouTube. Они решают, что у них прекрасное чувство стиля и поэтому сами могут одевать других людей. На самом деле, персональный стилист, который занимается шопингом и ревизией гардероба — это что-то среднее между стилистом и психологом, потому что мы работаем с людьми, и для нас психологическая составляющая очень важна.
Если честно, мне очень жаль, что в Нижнем Новгороде нет высшего профессионального образования в этой сфере. В московских вузах есть такая дисциплина: правда, часто это представляет собой что-то «обросшее мхом», потому что мода и тренды меняются очень быстро. Мне кажется, оптимальным вариантом является прохождение курсов и самостоятельное постоянное изучение большого количества профессиональной литературы.
А как человеку, который ищет стилиста, определить, что перед ним профессионал?
Люди, которые ищут стилиста, в основном ориентируются на его внешний вид. Если им нравится то, как человек выглядит, как говорит и о чём говорит, они обращаются к нему. Это основной маркер — клиент выбирает стилиста, который близок ему по чувству прекрасного и на которого хочет быть внешне похожим. На самом деле, это не очень правильная позиция, потому что все люди разные, со своими индивидуальными особенностями. Также необходимо понимать, что фотографии стилиста в Instagram, собирающие много лайков — ещё не гарант того, что он сумеет хорошо одеть тебя.
В Нижнем Новгороде есть несколько школ стилистов, и считается, что город в этом плане достаточно развит. Как бы вы оценили профессионализм местных специалистов и достаточно ли их, на ваш взгляд?
Если честно, я думаю, что специалистов у нас в городе более чем достаточно. Я сама преподаю и выпустила уже практически восемь групп, но это не является показателем того, что все эти люди действительно работают. Кто-то приходил получать образование для себя, узнать общую информацию и использовать её не на других людях, а для того, чтобы улучшить свой собственный внешний вид. Тем не менее, эта сфера сейчас очень наполнена. Если ли для всех специалистов работа — другой вопрос, потому что профессионалов, которые действительно хорошо работают, на самом деле немного.
Мне кажется, люди у нас лишь совсем недавно начали осознавать, что могут пригласить специалиста для того, чтобы он помог им обновить гардероб. Воспринимают ли в Нижнем Новгороде эту профессию всерьёз?
Я работаю в этой сфере пять лет. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в какой-то момент иметь персонального стилиста стало очень модно, и эта услуга вполне востребована у женщин. Есть два основных типа клиенток: первые просто хотят «подружку», с которой можно ходить по магазинам и которая разбирается в моде, а вторые действительно сталкиваются с необходимостью кардинального обновления гардероба — например, когда меняют место работы, выходят из декрета или сталкиваются с какими-то иными жизненными обстоятельствами.
Большинство думает, что услуги стилиста стоят немалых денег, и позволить их себе могут лишь люди с заработком выше среднего. Какой должен быть стартовый взнос, не считая средств на одежду?
На самом деле, к шопингу с хорошим стилистом вполне можно относиться как к финансовой выгоде. Недавно в SELECT Studio мы проводили гараж-сейл – вы не представляете, сколько там было новой одежды, которую никто никогда не носил! И всё только потому, что куплена она была непонятно как, непонятно в каком состоянии духа, или потому что она не подошла к другим элементам гардероба. Соответственно все эти вещи, которые мы не носим — это деньги, которые мы консервируем, и которые по факту не работают. Стилист нужен именно для того, чтобы выбор вещей был осознанным и они работали на вас. С точки зрения "умного гардероба" стилист экономит деньги и время, потому что это тот человек, который знает все магазины, весь ассортимент, и шопинг действительно становится лёгким.
Что касается непосредственной стоимости услуг стилиста — у меня абсолютно разные клиенты, которые ходят в абсолютно разные магазины: от масс-маркета и H&M и заканчивая галереей Intermoda и бутиками, где представлены более люксовые бренды. Воспользоваться услугой разово, когда нужно что-то сменить и сделать это грамотно, услышав объективное мнение со стороны, может позволить себе любая девушка с доходом в районе 50 тыс. руб.
А каково психологическое отношение людей к этой услуге? Например, фотографы часто говорят о том, что люди не привыкли платить за качественные фотографии, и это всё ещё воспринимается как излишняя трата. Тут, вроде как, тоже можно сходить в магазин с подругой или мамой, вместо того, чтобы платить за это деньги…
Если мама смыслит в моде столько же, сколько смыслил Кристиан Диор — конечно, стоит пойти на шопинг с ней. Вообще, клиенткам, с которыми я давно работаю, я не советую ходить в магазины ни с кем. Желательно это делать одной. В принципе, у девушек, с которыми я занимаюсь шопингом, в основном с гардеробом всё в порядке. Они грамотно себя оценивают и визуально понимают, что им идёт, а что — нет. Иногда им просто нужно задать правильное направление, дать возможность попробовать что-то новое, какие-то формы, которые они до этого никогда для себя не применяли.
Повторюсь, самая главная задача стилиста — это объективная оценка со стороны. То же самое касается ревизии гардероба, когда нужно принять решение убрать из него какие-то вещи. Мне кажется, шопинг со стилистом стоит хотя бы один раз попробовать, чтобы понять, ваш ли это формат.
Нижний Новгород входит в число наиболее обеспеченных торговыми площадями городов России. Если говорить про содержание этих площадей — насколько много в Нижнем Новгороде хороших магазинов одежды?
За последний год наметилась очень хорошая тенденция, если говорить про дизайнеров и бренды, которые появляются у нас в городе. Например, недавно появился Uniqlo, и ожидается ещё несколько интересных открытий. Однако очень не хватает какой-то интересной одежды в средней ценовой категории — то есть, не люксовой, но и не масс-маркета. Поэтому мы с клиентами часто прибегаем к онлайн-шопингу: он очень хорошо спасает в этой ситуации, особенно если речь идёт об аксессуарах, сумках — таких вещах, выбирая которые невозможно ошибиться с размером.
А как вы приняли решение сами выйти на этот рынок с SELECT Studio?
SELECT Studio – это не первый мой проект, но я понимала, что городу не хватает дизайнерского магазина, где были бы представлены бренды, которых нет в Нижнем Новгороде, и в котором можно было бы купить всё: и нижнее бельё, и обувь, и сумки, и аксессуары. Мы пытаемся создать в большей степени не магазин, а комьюнити — у нас есть и фотостудия, и студия make-up Лены Ериной. Всё вместе это образует коллаборацию, приятный женский мирок. Поэтому нам хочется привозить уникальные вещи, которые отличаются от масс-маркета — частенько клиенты устают от одинаковости. Например, я не могу покупать ничего в Zara, потому что понимаю, что это очень тиражированный товар, этого очень много на улицах: ты встречаешь этих людей и не хочешь быть в том же самом.
Нижний Новгород довольно-таки жёстко относится к малому предпринимательству, но вы работаете уже полгода. Как вы оцениваете успешность своего бизнес-проекта? Оказалось ли осуществить вашу идею сложнее, чем вы ожидали?
Если честно, я не бизнесмен, и это — моя беда. Я больше про красоту, про визуал, про то, как всё должно быть представлено, про ассортимент. Однако, признаюсь, что старт превзошёл мои ожидания — он оказался приятнее, чем я думала. Именно поэтому сейчас мы готовим сюрприз — второй проект от SELECT Studio вместе с торговым центром МЕГА, открытие которого намечено на ноябрь. Я начинаю работу именно как дизайнер, потому что понимаю, чего хочет наша аудитория, и не всегда это есть.
Я так понимаю, что вы уделяете огромное внимание ещё и просветительской деятельности: у вас есть YouTube-канал, вы привозите лекторов в SELECT Studio. Почему это важно для вас — делиться тем, что вы знаете?
Когда меня спрашивают: "Даша, хочешь ли ты переодеть всех людей вокруг?", я отвечаю, что нет. У меня нет профессиональной деформации, я не оцениваю людей по одежде. Намного важнее, чтобы люди были в гармонии с самими собой, а в одежде мы всё-таки должны чувствовать комфорт. Что касается лекций — да, мы частенько ведём прямые эфиры, приводим спикеров, потому что мне хочется, чтобы внешний вид города немного преображался. Например, в Европе, в Париже в частности приятно бывать в том числе потому, что люди там наполнены красотой. Они одеты просто, но при этом выглядят хорошо, они в красивом городе, едят красивую еду. Это повсеместный гедонизм, но это прекрасно, в этом комфортно находиться. Я понимаю, что у нас совершенно другие климатические условия, что наш город тоже красив, но по-своему, и мне бы хотелось, чтобы люди были такими же красивыми, чтобы они применяли это к себе. Стилистика — как игра, это просто нужно ввести в свой постоянный, каждодневный рацион и наслаждаться этим.
В Нижнем Новгороде есть несколько дизайнеров с громкими именами. Как бы в целом оценили уровень развития этой индустрии в городе?
Мне нравится то, что сейчас происходит в этой области. У нас в SELECT Studio пока представлен один нижегородский бренд — Mashkara: нам очень нравится то, что делают дизайнеры, и у них свой стиль, который прослеживается от коллекции к коллекции. В этой одежде девушку легко увидеть в толпе, то есть это тот бренд, у которого есть чёткая ДНК.
Что касается других дизайнеров — я за ними не так пристально слежу, но тенденция последних лет довольно хорошая. Нижегородские дизайнеры раньше были как будто бы оторваны от всего мира, у них были безумные коллекции, вещи, которые невозможно носить и абсолютно непонятное ценообразование. Сейчас ситуация исправляется: появляются красивые, минималистичные бренды и дизайнеры, которые делают качественную и достаточно бюджетную повседневную одежду.
Влияет ли каким-то образом на работу дизайнеров их региональная принадлежность? Нижний Новгород — город консервативный, несколько "уставший". Помогает или мешает это в работе? Или с появлением интернета и соцсетей эти границы стёрлись?
На самом деле, границы, конечно, есть, и весьма ощутимые. В SELECT Studio мы стараемся сделать акцент на дизайнерских вещах интересного кроя и формата, но нам иногда сложно объяснять людям, почему стоит одеть именно эти вещи, а не сделать выбор в пользу чего-то более простого. Тут есть два пути — либо плыть по течению вместе со всеми, кто носит кожаные леггинсы и свитшоты по пупок, либо транслировать своё видение моды и показать, что можно одеваться по-другому.