Нижегородские автоэксперты объяснили рост продаж в ноябре
Автопроизводители в целом исчерпали резервы сдерживания цен: покупатели приходят к пониманию, что расчет на привычные скидки и бонусы к концу года не оправдаются. В связке с улучшением доступности кредитов и мерами господдержки отрасли отход покупателей от выжидательной модели поведения привел к некоторой стабилизации рынка новых автомобилей, считают нижегородские автоэксперты.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, объем автомобильного рынка России в ноябре 2016 года составил 132,346 тыс. автомобилей. Год к году продажи выросли на 0,6% или на 727 штук, при этом в десятку лидеров продаж попали девять моделей местного производства. Всего в 2016 году в январе-ноябре было продано 1,28 млн машин, что на 12% меньше прошлогоднего уровня.
"Ноябрьские продажи сделали этот месяц первым за последние почти 2 года (с декабря 2014 года), когда была достигнута положительная динамика от года к году", - отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. "Хорошо, что, в конце концов, есть повод сказать об этом, но слишком рано делать выводы о смене тренда. Сейчас все внимание приковано к декабрю, у которого есть потенциал продемонстрировать, что рынок продолжает двигаться в правильном направлении", - комментирует он.
Ноябрь и декабрь - традиционное время повышенной активности покупателей, но, если последние лет десять автовладельцы рассчитывали на предпраздничные подарки в виде бонусов и скидок, теперь этого не будет, полагает независимый автоэксперт Иван Лапырин. По его мнению, желание приобрести авто сегодня можно объяснить предчувствием нового роста цен, и это действительно произойдет, поскольку производители до сих пор не отыграли девальвацию рубля. "Некоторые премиальные бренды в Нижнем Новгороде еще дают достаточно приятные сервисные бонусы. В среднем сегменте можно получить льготные карты с франшизой, в массовом можно рассчитывать в лучшем случае на комплект резины в подарок, да и то не у всех дилеров. И на этом все. В течение года автомобили уже дорожали на 7-10%, и эксперты сходятся на том, что продолжат дорожать в будущем. А клиенты, у кого еще остались деньги, довольствуются тем, что есть", - объясняет он. По мнению Лапырина, спад в 12% в течение года (а в декабре он может достичь 13%) - это "серьезный звонок", поскольку в первом квартале эксперты предполагали цифры в 10-11%.
Тем не менее, дилерам отечественных производителей можно надеяться на заметное оживление спроса в 2017 году, говорит руководитель отдела продаж ООО "Автопрофиль" (дилер "АвтоВАЗа", входит в ГК "Агат") Сергей Горячкин. "Оживление скорее есть, чем нет. Люди действительно стали интересоваться, но были определенные перебои с автомобилями. Если до конца года мы с этим справимся, в следующем году оживление будет значительным", - полагает собеседник РБК-Нижний Новгород. Горячкин не вполне согласен, что производители больше не имеют резервов стимулирования дилеров и покупательского спроса, что можно проследить по "АвтоВАЗу". "Собственно, за счет их акций и скидок держимся. Если их убрать, мы вплотную приближаемся к Solaris, Rio и прочим прямым конкурентам", - признает он.
Между тем, именно Lada остается самым продаваемым брендом в России: согласно статистике АЕБ в минувшем ноябре "АвтоВАЗ" продал 25,507 тыс. машин, в то время как годом ранее продажи составляли 21,580 тыс. С начала года тольяттинцы реализовали 238,666 тыс. автомобилей против 245,634 тыс. за аналогичный период прошлого года. Таким образом, ноябрь к ноябрю Lada показала рост продаж на 18%, а за 11 месяцев текущего года продажи упали на 3% к аналогичному периоду предыдущего.
На втором месте по популярности у россиян остается Hyundai, в ноябре реализовавший на отечественном авторынке 15,779 тыс. машин (+4%). В то же время, за 11 месяцев продажи корейца упали на 12% (до 131,207 тыс. машин). Практически под копирку дела и у его собрата - KIA. Ноябрьские продажи 14,651 тыс. автомобилей позволили прибавить год к году 4%, в то время как с января объемы упали на 8% (до 136,374 тыс.).
Замыкают пятерку Renault (+13% и -5% соответственно) и Toyota (+7% и -3%). В топ-10 также попали VW, Nissan, автомобили LCV «Группы ГАЗ», Skoda и УАЗ. Причем Volkswagen показал снижение ноябрь к ноябрю на 8%, а с начала года - на 5%, Nissan и вовсе провалился на 18 и 23% соответственно. В то же время, продажи легковых коммерческих автомобилей "ГАЗ" в ноябре выросли сразу на 18% и на 5% - с января.
По сравнению с ноябрем 2015 года, самой продаваемой моделью остается Lada Granta, на втором и третьем местах традиционно располагаются KIA Rio и Hyundai Solaris. Замыкают пятерку новички года - Lada Vesta и Hyundai Creta. Помимо названных автомобилей, в топ-10 также вошли VW Polo, Renault Duster, Lada Largus, а также еще две модели Renault - Logan и Sandero.
Заметно отличается десятка по результатам 11 месяцев. Здесь лидируют Solaris и Rio. Granta довольствуется лишь третьим местом, в то время как Vesta сохраняет четвертую позицию. Creta и Sandero в топе отсутствует, зато в лидирующей группе находятся Toyota RAV 4 и Chevrolet Niva.
Тренд на жесткое соревнование между Lada и двумя корейцами не меняется последние несколько лет, напоминает Иван Лапырин. Причем, принимая во внимание появление новых "вазовских" моделей Vesta и XRAY, производители уже близки по ценам. "Если смотреть общие цифры продаж схожих технически Hyundai и Kia, то Lada это соревнование уже проиграла. В пользу корейских брендов работает и улучшающаяся доступность кредитов", - комментирует автоэксперт. При этом, как отмечает Лапырин, "АвтоВАЗ" неплохо поправил дела, когда со второго квартала стали охотно покупаться модели XRAY и Vesta. Это значит, что у поклонников Lada появился выбор между старыми и более современными моделями одного производителя.