Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Александр Цапин: "Ретробонусы ритейлерам продуктов нужно ограничить"

Депутаты Госдумы РФ предлагают снизить ретробонусы для сетей и запретить им получать иные выплаты от поставщиков
Фото: Анастасия Макарычева/РБК
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

"Вопрос создания совершенно понятных, четко определенных законодательно условий приемки товара ритейлерами крайне актуален. Сейчас реально получается, что выплаты, которые предъявляются поставщикам, практически ничем не ограничены ", - заявил в интервью РБК-Нижний Новгород заместитель генерального директора Торгово-промышленной палаты региона Александр Цапин.

Ранее группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой внесла законопроект, ужесточающий закон "О торговле". Он предполагает снижение максимально разрешенного ретробонуса (плату поставщика ритейлеру за достижение определенного объема продаж) с 10% до 3% поставки, а также запрет на получение сетями любых другие выплат от поставщика.

Отрицательную оценку законопроекту дало Минэкономразвития. В ведомстве уверены, что сокращение бонусов ударит по самим поставщикам, а именно лишит их инструмента конкуренции. Без бонусов торговые сети будут сотрудничать только с крупными производителями. Для многих производителей вход в торговые сети станет практически невозможен. Пострадают, в частности, небольшие хлебопекарни, кондитерские, производители полуфабрикатов и местные фермеры.

В качестве побочных эффектов от ужесточения закона председатель комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин также назвал повышение цен на продукты для конечных потребителей.

Сами поставщики на законопроект отреагировали положительно. Многие из них не хотят пользоваться маркетинговыми платежами для продвижения своих продуктов на полках магазинов.

По словам гендиректора городецкого ЗАО "Молоко" Нины Квасниковой, сети охотно сотрудничают с теми поставщиками и производителями, которые предлагают продукцию, пользующуюся спросом у покупателей. Таким образом, качественная продукция и так оказывается на полках.

"Никакие бонусы мы не платим и платить не собираемся. Сети и так берут у нас беспроцентные кредиты. Думаете, они сразу за продукцию расплачиваются?" - сказала она.

По словам заместителя гендиректора ТПП, если сеть заинтересована в продаже продукции, то она создает приемлемые условия, требуя никаких дополнительных платежей. Такова, благодаря реализации программы "Покупай нижегородское", ситуация с нижегородскими производителями молочной продукции. С ними ритейлеры сотрудничают довольно охотно.

"Если же у сетей есть сомнения и они не видят пока выгод в продажах какого-то товара, то начинают требовать – заплати за вход, за полку. Далее возникают вопросы, связанные с условиями возврата продукции, если она не будет продана, вопросы со сроками оплаты поставок. Все эти возникающие проблемы мало предсказуемы", - отмечает Цапин.

По его мнению, есть смысл не останавливаться на цифре 3%, а разработать четкую дифференциацию по выплате бонусов (например, с 3% до 6%). При этом отмена "иных платежей", по словам Цапина, необходима.

"Поставщики продукции сейчас говорят о том, что, с одной стороны, было бы очень хорошо, если бы эти ограничения были введены, но в то же время признают, что творчество сетей безгранично. И главное, чтобы они не ввели какую-нибудь оплату за вывоз тары, за стоянку авто и т.д.", - пояснил он.

Что касается снижения конкурентности, то сети и так не слишком охотно идут на контакт с небольшими производителями. Примером могут служить нижегородские фермеры.

"Если говорить о фермерах и небольших предприятиях, то с сетями им работать сложно, потому что сети заинтересованы в крупных поставках, регламентированных по времени. С учетом этого региональные власти и ТПП реализовали ярмарки выходного дня. Кроме того, ведется работа по созданию коопераций, объединяющих небольших товаропроизводителей, чтобы именно через них они могли выходить на серьезный объем для госзакупок. Возможно, это также поможет наладить им сотрудничество с сетевыми магазинами", - добавил Цапин.

С 2009 года в Нижегородской области действует программа "Покупай нижегородское". По словам губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, на момент её старта доля нижегородской продукции в местных магазинах не превышала 20%, теперь же по некоторым позициям достигает 60%. В планах правительства увеличить долю местной продукции в магазинах до 80%.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 87,57 (-3,27)
Инвестиции, 18:21
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 81,5 (-2,8)
Инвестиции, 18:21
Все новости Н.Новгород
Латвия закрыла границу с Россией для пешеходов и велосипедистовОбщество, 19:37
Как использовать генеративный искусственный интеллект в бизнесе. КейсыРБК и GigaChat, 19:37
Глава МИД Украины призвал Россию согласиться на прекращение огняПолитика, 19:35
Дзюба будет капитаном сборной России в матче с ГренадойСпорт, 19:34
Телефонный разговор Путина и Трампа продлился больше двух часовПолитика, 19:28
«Трактор» впервые за 13 лет стал победителем Восточной конференции КХЛСпорт, 19:27
В Ленинградской области разбился вертолет Ми-28Общество, 19:26
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В МИДе заявили, что Макрон манипулирует темой ядерного оружияПолитика, 19:04
В Белом доме сообщили, что разговор Путина и Трампа идет уже 1,5 часаПолитика, 19:04
Глава РФПИ оценил самочувствие российской экономики в условиях санкцийПолитика, 19:01
Арест экс-замминистра обороны Тимура Иванова продлили еще на месяцПолитика, 19:00
Главу МИД Германии выдвинут на пост председателя Генассамблеи ООНПолитика, 18:51
Американца, участвовавшего в боях под Курском, приговорили к 26 годамПолитика, 18:47
Макрон анонсировал развертывание истребителей с ядерными ракетамиПолитика, 18:45