Лента новостей
Все новости Н.Новгород
В Москве изменились правила платной парковки 06:35, Общество Россия предложила ООН поддержать ДРМСД 06:13, Политика Генсек ООН прокомментировал решение Косово создать свою армию 06:02, Политика Ракетоносцы Ту-160 вернулись в Россию из Венесуэлы 05:19, Политика «Интерфакс» сообщил об уходе с поста гендиректора «дочки» РЖД 04:43, Бизнес Еврокомиссия пригласила Россию и Украину на переговоры по газу 04:05, Бизнес Times узнала о расколе британского кабинета на три части из-за Brexit 03:46, Политика Мюллер отчитался о расходах на расследование «российского дела» 03:20, Политика Reuters обвинил Johnson&Johnson в сокрытии информации об асбесте в тальке 02:48, Бизнес Трамп назвал «чокнутого правого» новым руководителем аппарата Белого дома 02:23, Политика Посол России в Вене заявил об отсутствии доказательств вины биатлонистов 01:58, Общество WSJ узнала о краже китайскими хакерами секретных данных ВМС США 01:05, Общество Маршруты российские: какие риски несет проект о суверенном Рунете 00:38, Технологии и медиа СК объявил в розыск гендиректора хлебозавода в Москве 00:28, Бизнес Девелоперская компания ВТБ запланировала провести делистинг 14 дек, 23:48, Бизнес Президент Сербии попросил созвать СБ ООН из-за ситуации в Косово 14 дек, 23:46, Политика СМИ узнали о попытке США заставить Deutsche Telekom отказаться от Huawei 14 дек, 23:45, Политика Самолет британских ВВС провел разведку у побережья Черного моря 14 дек, 23:10, Общество Министр предложил властям Украины запретить поезда в Россию 14 дек, 22:24, Политика СБУ обвинила Россию в попытках через соцсети вмешаться в выборы 14 дек, 22:21, Политика Посольство России обвинило Лондон в помехах увеличению числа дипломатов 14 дек, 22:19, Политика Чему можно научить свой умный дом 14 дек, 22:06, РБК и «Ингосстрах» Экс-главе РАО предъявили обвинение в мошенничестве 14 дек, 21:30, Общество Суд счел законным отказ в заведении дела об исчезновении 27 жителей Чечни 14 дек, 21:24, Общество СМИ узнали о признании Роналду вины в деле об уклонении от налогов 14 дек, 21:15, Спорт Игра на упреждение: зачем ЦБ повысил ключевую ставку второй раз за год 14 дек, 21:08, Финансы «Надо начинать бизнес в России»: Сергей Колесников в проекте «Герои РБК» 14 дек, 21:00, Свое дело  У вице-губернатора Псковской области нашли вид на жительство в Эстонии 14 дек, 20:52, Общество
Эмилия Новрузова: "Нижегородский арт-рынок ждет резкий рост"
Нижний Новгород, 09 ноя 2016, 10:19
0
Эмилия Новрузова: "Нижегородский арт-рынок ждет резкий рост"
Директор галереи современного искусства FUTURO Эмилия Новрузова рассказала РБК об особенностях нижегородского арт-рынка, продвижении местных художников и форматах галерей
Эмилия Новрузова (Фото: Николай Шайхутдинов)

Галерея FUTURO работает в Нижнем Новгороде с февраля. За это время вы провели уже много выставок. Как оцениваете этот период работы, и какое количество посетителей приходит к вам ежедневно?

Я считаю FUTURO первым нижегородским арт-стартапом. Мы нащупываем нашу бизнес-модель, модель взаимодействия с посетителями, художниками, коллекционерами.

Галерея сочетает в себе два формата: выставочный – когда мы организуем проекты, интересные нижегородцам именно как выставочные проекты; а также деятельность, направленная на развитие культуры коллекционирования, на работу с художниками, продажи их работ. И мне кажется, что этот баланс нам удается выдерживать.

Количество посетителей варьируется. За один день к нам могут прийти как пять посетителей, так и двести пятьдесят. И я не хочу давать какие-то прогнозы или выстраивать статистику, потому что это зависит от многих факторов. Допустим, когда в городе проводилась "Ночь музеев", к нам пришло порядка семисот человек за четыре часа. На сентябрьской выставке, когда мы показывали часть коллекции Феликса Верховодова (меценат, депутат законодательного собрания Нижегородской области - ред.), было четыре тысячи человек за три дня. В среднем каждую выставку посещает до пяти тысяч.

Когда галерея только открывалась, учредители признавали, что нижегородского арт-рынка пока не существует, он только выстраивается. И на первых порах галерея будет меценатским проектом. Но все же продажа картин была одной из ваших целей. Эта цель сохраняется?

Для нас это ключевая цель. Потому что галерея – это такой формат и такой жанр, который предусматривает, что мы работаем именно как участник рынка. Но с другой стороны я могу сказать, что модель монетизации может быть двойственной. Часть инвестиций может возвращаться за счёт платного входа.

Но если говорить о том, как обстоят дела с продажами на данный момент, то пока, если честно, мы работам только на входящем трафике. Команда галереи очень небольшая, и времени заниматься тем, чтобы настраивать канал продаж именно с нашей стороны не слишком много. Но входящий трафик есть. К нам обращаются декораторы, к нам обращаются коллекционеры, причем запрос есть как на достаточно дорогие картины московских художников, так и на работы нижегородских мастеров.

На какой ценник может рассчитывать покупатель, который приходит к вам? Какой диапазон цен, если мы говорим о покупке нижегородских художников?

Из тех художников, с которыми работали в последнее время от 5 до 450 тыс. руб.

Покупатели искусства в Нижнем Новгороде – кто они, и какого искусства ищут?

Рынок, существовавший до появления FUTURO, был ориентирован на декоративное искусство. Но мы пока только приучаем людей к тому, что картину, которая заставляет вас в первую очередь думать, тоже можно купить, более того, что эта картина в ближнем круге человека может создавать какие-то совершенно новые коннотации, новое ощущение жизни.

Но помимо всего прочего, как мне кажется, большая часть обеспеченных в большей или меньшей степени людей в Нижнем Новгороде считает, что есть некий объект искусства, а есть они, и между ними достаточно большая дистанция. Как раз это напряжение в отношениях нижегородцев с искусством и нужно сейчас снимать. 

Из отчета InArt 2016 (аналитический обзор рынка российского современного искусства - ред.) следует, что за последние 10 лет только 240 художников выставлялись на главных мировых аукционах. Получается, что российский рынок в мировом контексте очень небольшой. Как в свете этого обстоят дела с продвижением нижегородских художников, есть ли уже у нас имена, которые известны на всю страну?

Такие имена есть. Причем, эти художники, что называется, сделали себя сами. Например, Ася Феоктистова, добившаяся известности среди московских и европейских коллекционеров. Валерий Барыкин - нижегородский художник, которому удалось создать бренд из своего имени и своей техники "советского пин-апа". У нас очень популярны и активно участвуют в выставочных проектах стрит-арт художники. Это вообще одна из точек роста нижегородского искусства, и большинство российских звезд этого направления в своих интервью одно или два нижегородских имени называют, описывая развитие стрит-арта в России.

Если говорить об активности галереи, то мы пытаемся продвигать Олега Вдовина. Также у нас сейчас есть два три молодых имени, с которыми мы только начинаем работать. Но мы правда сейчас находимся на той стадии, когда говорить о результатах какой-то коммерческой деятельности преждевременно.

Существует формула, что для развития арт-рынка нужны не столько покупатели, сколько коллекционеры. Как вы упоминали, недавно у вас была масштабно презентована часть коллекции Феликса Верховодова. О скольких ещё нижегородских коллекционерах можно говорить, и есть ли в их коллекциях произведения местных художников?

Крупных коллекционеров порядка десяти. И есть еще сотня людей, которые просто покупают искусство, но не создают больших коллекций. Они просто покупают то, что им нравится. То есть это точечная активность тех людей, которые развиваются независимо от ситуации в целом. Это покупатели с запросом, обусловленным уровнем внутреннего развития, а не уровнем развития нижегородского арт-рынка, о котором можно говорить только тогда, когда сам город двигается к определенному цивилизованному европейскому формату, образу жизни.

Сейчас этого нет?

В какой-то степени уже есть, но немного византийское отношение элиты к жизни, к роскоши, к ценностям очевидно. Но мне кажется, очень скоро это начнет меняться. Любой человек, который знает цену деньгам, понимает ценность арт-инвестиций. Я прогнозирую в ближайшем будущем пять лет развития арт-рынка. Просто потому что его сейчас нет, а начальное развитие будет бурным.

При этом каждый раз во время дискуссий об арт-рынке, очень много внимания уделяется просвещению. Говорится о том, что покупателю надо рассказывать, как действует арт-рынок, как формируется цена. И эту просветительскую работу вы тоже ведете. У вас есть лекции, семинары. Кто ваш слушатель?

У нас есть семинары в рамках клуба коллекционеров. Это закрытые мероприятия, которые организованы для финансовой элиты в первую очередь. Но есть образовательные проекты, которые мы делаем именно в рамках выставочной активности. Соответственно аудитория понятна. И интерес к этому большой.

В том же отчете InArt 2016, о котором мы уже говорили, галеристы делали свои пометки насчет состояния рынка. Одно из мнений заключалось в том, что россияне не вполне понимают, в чем заключается формат галереи. Как вы считаете, нижегородцы поняли формат, который им предлагает FUTURO?

Порядка 99% людей, которые приходят в FUTURO не понимают, что там можно купить искусство. И это, наверное, проблема позиционирования галереи. В попытках обеспечить репутацию абсолютно новому бренду мы увлеклись выставочной деятельностью. Но скоро этот перекос будет исправлен.

А пока наши посетители не осознают, что работы, которые они видят, можно пробрести, хотя мы говорим об этом на экскурсиях. С другой стороны, в Нижнем Новгороде есть коммерчески успешные галереи, которые продают искусство, отличающееся от нашего. Там совершенно другой подход – это именно магазины. Но наша галерея гибридного типа. И это открывает большой потенциал.