Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Ирина Демина: "Качественное образование дешево стоить не может"

Основатель ГК "Диво" рассказала РБК ТВ Нижний Новгород о нижегородском рынке частных детских центров, эволюции запросов родителей и кадровом голоде
Ирина Демина
Ирина Демина (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Детское дошкольное образование есть государственное, и есть частное. Как сделать правильный выбор в пользу одного из них?

Мы все вышли из государственной системы, и специализации по частному образованию нет. Выбор должен делаться под каждого ребенка по необходимости. Государственные детские сады – это основа, а в наши центры идут дети с особенностями запроса на развитие, с конкретными нуждами. Это наша доля, а конечный выбор – за родителями.

Какие запросы предъявляют родители сегодня? Что они хотят получить от частного образования?

У родителей есть понимание, что в государственной структуре все понятно, и можно получить гарантированный минимум услуг. Когда люди обращаются к нам, просят дать что-то такое, за что они будут готовы платить. Что именно – мы каждый раз определяем индивидуально, разговаривая с каждым родителем. Обычно запрос звучит так: "Дайте моему ребенку что-нибудь интересное. Он занимается всем. Определите направление для него". И в этом потоке желаний мы стараемся дойти до сути. Но мы рады тому, что появилась большая категория грамотных и образованных людей, которые идут с пониманием возможностей ребенка и более конкретным запросом. И тут уже все становится гораздо легче. В конечном итоге все хотят одного – чтобы ребенок вырос счастливым, успешным, хорошо адаптированным.

И поэтому они начинают с двух лет пичкать ребенка языком, спортом и всем, что только придет в голову. Ведь их отпрыск самый красивый, успешный и талантливый. Дети же всегда должны быть умнее родителей. Здесь, наверное, как раз важна роль педагога, чтобы подсказать, повести в нужное русло и найти самое главное. Какие ходы вы находите, чтобы раннее обучение не стало для ребенка непосильным трудом, а иногда и просто катастрофой?

Вы не поверите, но у нас в центре дети от года, а записывать их начинают даже с рождения. У некоторых родителей уже в этот момент есть прицел на поступление в определенный лицей. Родители хотят дать лучшее, и в этом бывают необузданными.

Наша основная задача – в первую очередь работать не с ребенком, а с семьей. Как раз у частного образования есть такая возможность. Мы ставим задачу определения адекватного семейного запроса. Здесь действует принцип "персональности" образования для каждого ребенка. Система консультирования предвосхищает начало, а дальше идет выстраивание персональной программы развития.

Каков уровень вовлеченности родителей в этот процесс? Вы давно работаете, и, наверное, есть с чем сравнивать. Ведь в 90-е годы было так: вот вам деньги, и будьте любезны.

Практически с самого начала – а нам скоро 20 лет – мы поставили в основу работы принцип триединства: ребенка, семьи и педагога. Поэтому вся наша программа на 30% основана на работе с семьей и родителями. Семинары, открытые занятия, мастер-классы, консультирование, родительские собрания, праздники – везде идет максимальное включение семьи в систему. В этом еще один плюс, потому что государственное образование все же поточное.

Бывали ситуации, когда в силу неадекватности запроса, чрезмерных требований, конфликтности или еще каких-либо причин приходилось отказывать родителям в оказании услуг?

В договоре есть пункт, по которому организация может отказать клиенту. Это мое личное решение, основанное на опыте. Слава богу, такие случаи редки, но бывало, когда мы не могли объяснить родителям необходимость придерживаться рамок в отношениях со своим ребенком или с другими детьми. Безопасность ребенка превыше всего. Это закон в нашей организации. Во многих компонентах мы считаем себя экспертами, и свою позицию отстаиваем с профессиональной точки зрения. Помню 3-4 случая, когда наши аргументы заканчивались, и отношения с родителями приходилось разрывать.

Вы упомянули о родительских запросах на поступление в престижные лицеи. В Нижнем Новгороде многих шокировали ситуации, когда люди ночами в очередях на зачисление стояли с драками и прочими ужасами. Есть ли какие-то программы или договоренности, когда ваши выпускники направляются в лицеи и гимназии? Как устроен механизм взаимодействия со средней школой?

Из нашей практики примерно 70% детей поступают в школы или классы с повышенным статусом. Есть опыт работы с математическим лицеем №36. Мы делали для них программы и проекты, так что хорошо понимаем запрос. Как раз мы и выступили за то, чтобы упор делался не на тестирование и краткосрочную диагностику, а на систему программного развития ребенка.

В течение года у нас проходят три мониторинга знаний. Есть задания "со звездочкой", существуют программы для детей с опережающим развитием. С радостью констатирую факт: мы за своими ребятами следим, и на сегодняшний день первые наши дети уже стали выпускниками вузов. Так что мы точно знаем, как они двигаются, следим за этим каждый год. Для этого есть специальная система, дающая уровень подготовки и навыков не просто к школам №36, 40, 126 или 165, а ориентирующая на возможности детей быть успешными в любом учебном заведении.

Мы с вами прошли советскую систему образования, помним большие группы и классы, где наказание детей не было редкостью. Современные методики и условия сильно отличаются. Как у вас с этим?

С наказаниями? Нет, это категорически запрещено и просто невозможно. Конечно, по конкурсу к нам идут разные педагоги, в том числе и с большим статусом. Но мы очень долго и внимательно отбираем специалистов, и перегоревшему педагогу, для которого дети – всего лишь инструмент его славы, трудно будет соответствовать требованиям организации. Ребенок дошкольного возраста не должен сидеть смирно, хотя школа как раз и требует такого поведения. Подготовить к школе, при этом не наказывать, а дать навыки произвольного поведения – это сложный процесс.

Педагогические кадры – общеизвестная проблема, на которую жалуется госсистема. Нижегородский педагогический университет – далеко не лучший в стране, и туда, чего греха таить, часто поступают те, кто не смог попасть в более престижные вузы. Насколько вам сложно сегодня найти качественного современного педагога, человека, растущего вместе со страной, с отраслью и запросами родителей?

Подготовленных педагогов, тем более для частного образования, сегодня нет, да и структура такая отсутствует. Мы не раз выходили с инициативой создать хотя бы факультативы, потому что приоритет в нашей отрасли – это всегда подготовка кадров. Их мало, а хороших очень мало. Найти педагога стоит большого труда. Для нас очень важно, чтобы пришел человек с эмпатией к детям. Любовь – здорово, но пусть хотя бы будет принятие.

У нас есть программа стажировок, когда берем молодых, но до поры до времени к детям не допускаем. Сначала готовим, и если видим способность, начинаем учить по серьезной программе. У нас даже из соседних городов ездят на работу. Так что кадры собираем буквально по крупинке. К сожалению, все констатируют, что хорошего среднего возраста потенциала сейчас очень мало.

Эмпатия – просто замечательно, но сегодня ведь деньги важны. Учителя – такая каста очень умных, но очень бедных людей. Насколько меняется педагог, когда он сыт?

Это важно для любого человека. За педагогом тоже стоит семья. Увлеченные люди работают действительно много, и создать для них ощущение комфорта – это принципиально. Нам приходилось дотягиваться и до государственного уровня, когда несколько лет назад был резкий подъем зарплат в госучреждениях. При этом получились ножницы: клиент не может заплатить больше, но зарплату нужно увеличивать. В экономике частного образования это самая большая расходная статья.

Мы стараемся держать уровень оплаты, развивать новые направления и проекты, чтобы наши люди были обеспечены. Сейчас очень интересные молодые кадры, желающие многого, но почти ничего не умеющие. Экономика диктует этот запрос, и от него никуда не денешься. Главное – чтобы родители понимали: если педагог не думает о том, что он будет есть завтра, он спокойно работает с их детьми.

Никуда не денешься и от нового поколения, дружащего с мобильными гаджетами чуть ли не с трехлетнего возраста. Это проблема детей, проблема родителей, или это педагогам и родителям нужно соответствовать жизни в другом мире?

Вопрос непростой, и все стараются найти на него ответ. Надо быть современными, поэтому в наших центрах уже несколько лет есть интерактивные доски. Но мы приучаем детей играя работать, и стараемся научить этому родителей. Совершенная беда, когда дети едят и спят с технологиями. Закрыть эту тему невозможно. Родители приводят аргументы, что они без этого как-то жили, но от нового времени не уйдешь. Поэтому ребенку нужно дать разноплановые интересы, и мы стараемся привить ему технологические возможности двигаться быстрее и эффективнее. При этом основная работа все равно строится на коммуникациях, взаимодействии, социальном опыте без технического обеспечения. Техники дети нахвататься еще успеют.

У нас большое количество образовательных учреждений, в том числе и частных. Видимо, сказывается низкий порог входа в бизнес. На что родителям нужно обратить внимание, когда они собираются отдать ребенка в частный центр?

Во-первых, если учреждение дает образование, у него должна быть лицензия. В Нижнем Новгороде всего девять лицензированных центров. Остальные пользуются законодательными лазейками. Во-вторых, чаще всего работают педагоги среднего и старшего звена, а с дошкольным возрастом должны работать специалисты-дошкольники. Третье – это программа: подбирается ли она индивидуально для каждого ребенка через консультирование и диагностику, или это вариант общепринятой программы? Наконец, важен и ценовой порог. Говорят, "Диво" – это дорого. Не дорого, а качественно. Качественное образование дешево стоить не может. Если это 700 руб. за все, то возникает вопрос легальности, потому что чаще всего это "все" делают 2-3 специалиста.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Н.Новгород
Столичные аэропорты временно закрыли из-за угрозы безопасностиПолитика, 16:10
Бельгийца заочно приговорили к шести годам за участие в легионе ВСУПолитика, 16:05
Силуанов оценил идею вкладывать резервы в криптовалютуКрипто, 15:59
В организации покушения на высокопоставленного военного обвинили его зятяПолитика, 15:56
Как бизнесу понять, что пора иначе работать с даннымиРБК и СберАналитика, 15:52
Искусственный интеллект и колледжи без бетона: EdTech в 2025 годуЭкономика образования, 15:52
Россияне рассказали, что их больше всего раздражает в новогоднюю ночьLife, 15:42
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В Севастополе и Таганроге объявили воздушную тревогуПолитика, 15:41
«Китайцы» без гарантии, Priora вместо Camry. Тренды «вторички» 2024 годаАвто, 15:36
Чем листинг токенов важен биржам и как они отбирают проектыКрипто, 15:35
В Казахстане блогера арестовали за съемку упавшего EmbraerОбщество, 15:30
Мантуров рассказал, сколько машин купили в России на льготные кредитыАвто, 15:30
Разработчик «Мира танков» приобрел офисное здание в центре ПетербургаБизнес, 15:28
Цемент, песок и щебень: как сэкономить компании 20 лет развитияРБК и Альфа-Лизинг, 15:24