Апгрейд выживания: почему стало модно учиться работать
Корпоративное обучение и переподготовка кадров сохраняют популярность как у компаний-работодателей, так и сотрудников. Никто из экспертов, опрошенных РБК-Нижний Новгород не считает кризис препятствием для развития рынка услуг в этой сфере. Более того, непростое финансовое положение компаний, падение личных доходов граждан и опасение не выдержать жесткую конкуренцию прямо влияют на востребованность тренингов, курсов и семинаров.
Вот уже три года подряд бизнес сталкивается со снижением прибыли. Тем не менее, крупные и средние компании стараются не останавливать найм персонала. Введение в курс дел и обучение принятых сотрудников требует сохранения соответствующих расходных статей. В условиях снижения покупательской способности и необходимости удержания каждого клиента, на первый план выходят компетенции сотрудников. В команде это одинаково актуально как для новичка, так и для старожила. В первую очередь профессиональный апгрейд проводится для людей, непосредственно взаимодействующих с покупателями и влияющих на прибыль организаций.
Оборотная сторона обострившейся конкуренции соискателей – изменение взглядов менеджмента на закрытие вакансий. Во многих случаях, особенно в позициях среднего и высшего звена топы предпочитают обходиться имеющимися ресурсами, изыскивая резервы внутри коллектива. Повышение в должности, изменение функционала, оптимизация численности и частичный отказ от подрядных услуг – все это также подталкивает к образовательным инструментам.
Учимся в кризис
Год назад, в самый разгар экономической рецессии Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob выяснил, что траты на образовательные программы являются второй по размеру статьей HR-бюджетов. 45% компаний, закладывающих значительные расходы, имеют численность сотрудников от 500 человек. В промышленности и IT/телекоме доля организаций озаботившихся развитием команды, составила 45% и 44% соответственно. В отстающих оказались сферы логистики и транспорта:14% компаний потратили на обучение треть бюджетов и более, 51% организаций – до 10%, остальные раскошелились на 10-30%.
В подавляющем большинстве случаев (62%) решение о повышении квалификации сотрудников принимались по результатам анализа их работы. При этом 79% работодателей хотят видеть рост эффективности труда, 43% – иной уровень мотивации. В условиях, когда дополнительное материальное стимулирование большинству компаний не под силу, личностный и профессиональный скачок представляет двойную ценность.
Традиции в силе
Согласно исследованиям федеральных рекрутеров, в крупных и средних компаниях обучение организуют специалисты по HR, в небольших организациях – сами руководители. В вопросе выбора программы ставка вновь делается на внутренние ресурсы и только в каждом пятом случае – на сторонних специалистов. Самыми популярными формами оставались очные курсы и тренинги длительностью не более недели – к ним прибегли 40% работодателей. На втором месте по популярности – наставничество, развитое в 34% компаний в основном производственной сферы. Онлайн обучение оказалось привлекательным для 16% бизнесов.
Управляющий партнер кадровой компании Tom Hunt Владимир Якуба выделяет две основные тенденции, одинаково актуальные в масштабах страны и Нижегородской области. По его словам, востребовано все, что касается автоматизации количества и качества – бюджеты в этом направлении увеличиваются. Процесс включает мотивацию персонала, работу с клиентами, базами данных и сайтом. "Второе, что хочется отметить – услуги, связанные с общением и развитием. По этому направлению в прошлом и позапрошлом году можно было говорить о падении. Сейчас у компаний появились деньги, и они абсолютно логично взвешивают, во что вкладывать. Консалтинг в сфере образования, работы с персоналом и оценки – вот в этом всем я вижу тренд роста", – поясняет эксперт.
В Нижнем Новгороде популярны как открытые тренинги для эйчаров, так и программы развития карьеры для более широкой аудитории, говорит генеральный директор ООО "Региональный кадровый центр" Наталья Моисеенко. "Есть запрос на развитие профессиональных компетенций, личностного роста. Всегда пользуются большим спросом тренинги, направленные на построение отделов продаж и на повышение продаж. В городе, на мой взгляд, широко представлены услуги по дополнительному образованию. Много тренинговых центров, коучей и разнообразных курсов. При этом общий тренд ведет к уходу обучения в онлайн", – комментирует собеседница агентства.
Онлайн на всех фронтах
В 2017 году прогнозируется рост доли дистанционного обучения на 17%, сообщила РБК-Нижний Новгород руководитель проекта "Академия" компании HeadHunter Алена Мастеровая. По её словам, однако, степень MBA вызывает много дискуссий и по-разному воспринимается работодателями. Есть компании, в которых наличие диплома MBA у кандидата на вакансию станет преимуществом, но есть и те, кто отдаст предпочтение кандидату без степени.
"В целом наличие дополнительного бизнес-образования, верификация полученных навыков сертификатами и дипломами влияет позитивно на возможность получить работу. Но не является гарантией более высокой оплаты труда", – говорит Мастеровая.
Со временем интернет-обучение охватит все сферы и сегменты, но есть цели, которых дистанционными методиками достичь невозможно, считают в консалтинговой компании Retail service company. В частности, это неэффективно для программ, связанных с отношениями – с клиентским сервисом или управлением персоналом.
"Методика, в которой мы работаем – это "олдскул": наша задача – добиться эффективного формирования навыков коммуникации. В онлайн-формате не всегда возможно корректно транслировать и улавливать тонкие сигналы, контролировать качество выполнения заданий в тренинге и создавать атмосферу. Что касается теоретического материала – нет вопросов, а в практике отработки и качественном коучинге – предпочтительнее оффлайн. Исключение – если бизнес сам работает с клиентами в онлайн-формате", – говорит директор компании Татьяна Ивлева.
По ее словам, структура запроса на услуги за последние несколько лет стабильна. По-прежнему популярны темы продаж, клиентского сервиса и обучение для руководителей. В то же время, выполняемые проекты изменились от количества к качеству – клиентов меньше, но их запросы стали более обдуманными и ориентированными на конкретные задачи.
Демотивация мотивирует
Потенциал рынка образовательных услуг велик и благодаря настроениям занятых граждан. Долю работников, задумывающихся о кардинальной смене сферы деятельности в HeadHunter оценивают в 81%. Чаще всего подобные мысли возникают у людей в возрасте около 40 лет.
Каждый третий опрошенный рекрутерами не чувствует себя на своем месте, примерно столько же работников не видят перспектив и возможностей самореализации в нынешней сфере, 29% – не удовлетворены уровнем заработка. В 41% случаев участники исследования ответили, что препятствием для карьерного рывка является нехватка образования.
Каждый пятый работник (21%) разочаровывается в профессиональном выборе уже через несколько лет после окончания вуза. Более половины молодых специалистов (56%) считают, что их профессия не соответствует возложенным на нее ожиданиям, а 28% и вовсе представляли ее совсем иначе.
Между тем, утверждать, что обучение или переобучение доступно только на деньги работодателей, в корне неверно. Еще в 2013 году Superjob обнаружил, что среди опрошенных им граждан 39% так или иначе повышали квалификацию в течение года. При этом 20% делали это на средства компаний, 16% – исключительно за свой счет, еще 3% прошли обучение по смешанной схеме финансирования. Сопоставимости первых двух цифр могло помешать только последующее падение доходов граждан.
Логика против системы
Запрос на получение дополнительных знаний и навыков возникает, когда люди окончательно понимают: на рабочем месте от них требуется совсем не то, чему учили. По словам психотерапевта Андрея Камина, стремительное развитие технологий и смена условий труда формируют человека вчерашнего дня ещё в студенчестве. Части людей и вовсе трудно учиться в силу механического характера образования, заточенного на заучивание и натаскивание без четкого понимания смыслов.
"С такой позицией личности трудно вновь возвращаться к этому виду деятельности. Система надолго отбивает охоту, особенно у зрелых людей. Плюс ко всему, мешает барьер, когда знания постоянно поступают, а навыки уже не усваиваются. Тренинги для того и проводятся, чтобы учить тех, чья голова перенасыщена", – размышляет Камин.
Пассивное потребление информации убивает интерес, поэтому в образование приходит виртуальная реальность, отмечает Алена Мастеровая. По её словам, можно погрузиться в опасные обстоятельства без реального риска и при этом отработать полезные навыки.
"VR уже не развлечение, а мощный инструмент в образовании. Конечно же, речь идет о более осмысленных формах геймификации. Об этом много говорят, для этого много делают. Геймификация становится осмысленнее и глубже. Постоянным трендом становиться и доступность образовательного контента с мобильных устройств. Без этого никуда", – говорит собеседница агентства.
По оценке Владимира Якубы, финансовый фактор несомненно влияет на осторожный интерес к качественному бизнес-образованию. Во-вторых, огромный объем знаний находится в сети, и в первую очередь люди обращаются в YouTube и Google. Третий фактор – большое количество бесплатных "пряников" в виде вебинаров и коротких книг, несущих потребителю разочарование. Наконец, качество образовательных услуг сильно разнится, из-за чего общий срез оказывается безликим.
"В этом смысле хочу напомнить о прогнозах, по которым через 10-15 лет будут востребованы не столько вузы, сколько лидеры образовательных мнений. Речь идет о тренинговых компаниях или тренинговых университетах, которые аккумулируют опыт сильных предпринимателей и бизнес-тренеров, обладающих высочайшей компетенцией. Меняющаяся логика образования требует отталкиваться не от дисциплины, а от имени и опыта", – резюмирует управляющий партнер Tom Hunt.