Сергей Дмитриев: "Технаря" нужно воспитывать со школьной скамьи"
Вы являетесь ректором вуза, в котором сами учились сорок лет назад. Насколько сильно за это время изменился образ студента?
Конечно, разница есть. Сегодня студент стал более прагматичным. В наше комсомольское время был задор: все что-то искали, ездили в стройотряды, которые, кстати, существуют и сейчас – совсем недавно эта традиция возобновилась.
Тем не менее, прагматизм теперь преобладает. Студенты понимают, что им придётся где-то работать, причем они хотят работать в хороших компаниях, которые могут что-то дать молодому специалисту. Если раньше мы готовы были ехать и в Комсомольск-на-Амуре, и к Северному полюсу, то теперь студенты стали более избирательны. Хотя некоторые до сих пор уезжают и на север, и на восток.
Понятно, что современный мир более динамичен, чем он был 40-50 лет назад, и хорошие вузы обязаны за ним успевать. Какими характеристиками должно обладать образование, чтобы участвовать в этой гонке?
Промышленность высокотехнологична – техника развивается очень быстро, а технологии меняются раз в 6 лет. Мы должны уже сейчас обучать студентов таким специальностям и направлениям, которых в промышленности пока нет. Например, всем известен процесс роботизации, но мы сами не знаем, что будет дальше, и многие вещи для нас не вполне очевидны. А нужно готовиться к прорыву.
Но ведь, если мы не знаем, что будет, как угадать точки прорыва? Как выстраивать образовательный процесс?
Прежде всего, мы начали внедрять проектные методы обучения. Если раньше таким образом обучалось примерно 5% студентов, то в будущем году мы планируем поднять этот показатель до 70%. Создаются команды, в которых участвуют студенты разных направлений – радиотехники, автомобилисты, экономисты и так далее. Вместе они могут, например, разрабатывать беспилотные транспортные средства. И это только один из примеров. У нас студенты и аспиранты работают совместно преподавателями, а также сотрудниками Института транспортных систем и Института радиоэлектроники и информационных технологий. Есть проекты в сфере ядерной энергетики.
Нельзя готовить студентов к чему-то абстрактному – мол, потом ребята может где-то сгодятся. У НГТУ очень тесные связи с высокотехнологичной промышленностью: на этих предприятиях студенты проходят практику, там есть наши базовые кафедры, причём это не просто аудитории и компьютерами. Лекции и занятия проводят сотрудники предприятий, которые дают практическую информацию по основным направлениям деятельности, а молодые люди получают возможность проводить лабораторные занятия на самом современном оборудовании.
В обывательской среде бытует устойчивое мнение, что передовые в советские годы предприятия, такие как ГАЗ, "Красное Сормово", "Сокол" и так далее, сейчас находятся в крайне плачевном состоянии. Что скажете на это?
К сожалению, в 90-е годы так и было. Некоторых предприятий, например станкозавода, уже нет, и отрасль, поставлявшая станки в 35 стран мира, действительно пребывает в плачевном состоянии. Автозавод также был не в лучшем виде, но сегодня ГАЗ воспрял – предприятие продолжает работает и активно взаимодействует с нами: мы выиграли два правительственных конкурса по созданию на заводе высокотехнологичных производств. Сегодня ГАЗ занимается в том числе созданием электроплатформ и беспилотных транспортных систем. Мы работаем с ними над созданием интеллектуальной помощи водителям, внедряем отечественные системы.
С какими ещё предприятиями вы сейчас плодотворно сотрудничаете?
Фактически со всеми крупными и средними предприятиями. Особенно хочу отметить структуры "Росатома" – ОКБМ им. Африкантова и "Атомстройэкспорт" (АСЭ – ред.). В 90-е годы предприятие "Атомэнергопроект" развивалось слабо, но сегодня на его базе создана крупнейшая инжиниринговая компания мира. Построено около 40 ядерных объектов, в том числе атомных электростанций, а совсем недавно и в Турции положен первый бетон. В свою очередь, мы непосредственно участвуем в подготовке кадров для отрасли и компании.
Насколько охотно потенциальные работодатели идут на контакт?
С протянутой рукой мы точно не стоим. Предприятия крайне заинтересованы в наших выпускниках, а за лучших идет нешуточная борьба. В том же АСЭ у нас есть базовая кафедра системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов – для того, чтобы попасть на нее, проводится серьезный отбор. Безусловно, студент должен владеть английским языком, поскольку многие объекты строятся за рубежом. С другой стороны, на всех высокотехнологичных предприятиях региона спрос на наших ребят очень большой.
Знаю ситуацию на одном известнейшем московском предприятии: позарез нужны выпускники технических вузов, но, когда устанавливается контакт между молодым специалистом и работодателем, ничего не выходит. Квартиру не дают, а зарплата такая, что в столице на нее не проживешь. И в результате молодые люди предпочитают работать таксистами или в офисах маленьких частных фирм. Предприятие стонет, но ничего не может сделать. Как складываются отношения между выпускниками и работодателями у нас в регионе?
Однозначно могу сказать, что в Нижнем Новгороде в этом плане всё хорошо. Безусловно, многое зависит от предприятия, и работодатели это прекрасно понимают. Службы по персоналу работают, заработная плата предлагается вполне достойная. Да, квартиры, как в советское время, сейчас не предоставляют, но есть льготное ипотечное кредитование, и всё просчитано таким образом, что молодой специалист реально может получить жильё на выгодных условиях. Не везде, но на многих предприятиях это есть.
Считается, что в вашем университете работает очень сильная команда – и техническая, и гуманитарная. Могу предположить, что вы отслеживаете судьбы выпускников. Насколько успешно они поднимаются по карьерной лестнице?
В прошлом году, когда НГТУ получил статус опорного университета, мы разработали стратегический проект под названием "Инженерный лифт", в рамках которого с промышленными предприятиями и школами Нижнего Новгорода осуществляем профессиональную ориентацию учащихся. К инженерному образованию нужно подходить серьёзно, а мы знаем, что только 10% выпускников школ сдают экзамен по физике. При этом для того, чтобы поступить в технический университет, необходимо сдать еще математику, русский язык, в некоторых случаях – химию и информатику. Поэтому "технарей" надо воспитывать со школьной скамьи.
Процесс вашего взаимодействия с предприятиями более-менее понятен. А как складываются отношения со школами?
Мы начали их выстраивать уже давно – у нас есть базовые школы. Если говорить о робототехнике, то первый кружок мы создали еще 10-15 лет назад: сначала на базе университета, а затем в лицее №8 и при Дворце детского творчества им. Чкалова.
Сегодня это масштабируется уже широко – если взять в пример классический технический лицей №38, наши преподаватели читают там лекции, школьники приходят на занятия по информатике, а дальше действует ноу-хау. Мы работали с этим лицеем, привлекая к сотрудничеству Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Седакова (входит в состав госкорпорации "Росатом" – ред.): к школьникам приходили сотрудники института и рассказывали про предприятие, а ребята приезжали в НИИИС и знакомились с уникальными производствами. Многие выпускники лицея заключали договоры о целевом приёме для дальнейшей работы именно там: такая практика существует и сегодня, хотя она несколько трансформировалась в силу изменений законодательства. Так мы работаем со многими школами и предприятиями – многие руководители понимают, что сейчас приходится бороться не только за выпускника вуза, а уже за школьника.