Дмитрий Барыкин: "Региону нужен свой фонд поддержки промышленности"
За последние четырнадцать лет нижегородский завод "Красный якорь" прошел путь от борьбы за выживание до ведущего предприятия Восточной Европы. Впрочем, исполнитель уникальных контрактов с выплатой дивидендов не торопится и продолжает вкладываться в модернизацию.
Через два года вы отмечаете 120-летие "Красного якоря". Если заглянуть в скрижали, выясняется, что основатель завода родом из Костромы, и зовут его Лука Зотов. Как-то у вас все складно получается: он – Зотов, вы – Зотович. В чем подвох?
Это просто совпадение, хотя и очень приятное для меня. Мы внимательно изучаем историю завода, заказали целое архивное исследование. Об этом выйдет серьезная книга, и мы надеемся, она получится красивой. При этом 120 лет мы отсчитываем только от момента первого выпуска цепной продукции на экспорт, когда завод был признан международными сертификационными обществами. На это Луку Зотова сподвиг большой спрос: речное дело развивалось, было достаточное число судов, их необходимо было обеспечить цепями. Спрос рождает предложение, а русский народ очень предприимчив.
Цепи и раньше в большом количестве делались в Нижегородской области. Зотов же продвинул производство на международный уровень. Было закуплено самое передовое по тем временам оборудование, проведена сертификация, и уже в 1898 году мы делали цепи, которые признавались мировым рынком.
В 1990-х и 2000-х годах производство испытывало колоссальные трудности. В 2002 году пришли вы, и за четырнадцать с лишним лет предприятие не просто встало с колен. Его считают уникальным. Что помогло сделать завод успешным?
В первую очередь, это сделали люди. Даже при самом совершенном оборудовании все зависит от них. Важна команда единомышленников, которые так же горят желанием делать дело, приносящее не только зарплату, но и удовлетворение.
Второй момент: даже когда было тяжело, мы старались выполнять обязательства в срок, не уходили от решения проблем с банками и кредиторами. Это уже потом появилась репутация, а сначала ее не было. Были просто долги, и с каждым мы садились и договаривались. Я тратил массу времени, чтобы объяснить ситуацию, поставить сроки и четко их выполнить.
Третий момент – широкий кругозор. Мы на тот момент не зацикливавшись только на цепях, старались смотреть на другие виды деятельности. Надо все время искать новые изделия и рынки.
Пример можете привести?
В свое время мы занялись Механической обработкой металлов. Появились современные станки с числовым программным управлением, которые теперь активно используем у себя на предприятии для изготовления оснастки и инструмента. В первую очередь, в 2005 году мы модернизировали этот цех. Хотя, экономически это было нецелесообразно. Но, побывав на предприятиях Европы и изучив их опыт, мы поняли, что без этого никуда не сдвинемся. И это был первый серьезный толчок, когда мы сделали чистое красивое производство
Насколько крепки ваши позиции в военных заказах?
Все цепи российских военных кораблей делаются у нас. "Красный якорь" – единственный на территории России, кто выпускает эту продукцию для отечественного военно-морского флота.
Вы участвовали в реконструкции крейсера "Аврора". Это очень интересная историческая миссия. Расскажите поподробнее о проекте. В чем были сложности и нюансы?
Технологических сложностей не было. Но то, что мы необходимы в проекте, выяснилось буквально за два месяца до дня, когда "Аврора" должна была пойти к месту вечной стоянки. И поэтому, мягко говоря, мы стояли на ушах, работали днем и ночью. Убрали посредников, заключили прямой контракт и достаточно быстро сделали все необходимое для заказчика.
Поговорим об экономике. Чистая прибыль предприятия в предыдущем году выросла на 60%, выручка – на 43%, прибыль от продажи – в два с половиной раза. При этом дивиденды не выплачивались. Вы к чему-то готовитесь, или лучший бизнес – это деньги на счете?
Если у тебя нет планов по развитию, ты уже отстал. Не воплощаешь планы в жизнь – вернешься к предыдущему состоянию. Сегодня мы продолжаем вкладывать все деньги в модернизацию предприятия. К сожалению, пока мы не достигли того уровня прибыли и доходности, чтобы начать выплачивать дивиденды. Я надеюсь, достигнем этого в течение двух с половиной лет.
На каком этапе модернизации находится "Красный якорь" в данный момент?
Мы обновили оборудование в двух основных цехах, практически на 50% изменили номенклатуру. Теперь цепи 8-10-го классов занимают долю продукции порядка 25%, а ведь еще четыре года назад такой продукции у нас не было вообще.
Ваши конкуренты – кто они? Европа? Китай?
Мы берем пример с качества немецких производителей и частично с ними конкурируем. Но основное беспокойство сейчас доставляют китайские коллеги.
Хотя, казалось бы, Китай – геополитический партнер. Дружба дружбой?
Абсолютно верно. Китайское правительство ведет грамотную политику по поддержке своих производителей, субсидирует экспорт, и поэтому их компании чувствуют себя весьма вольготно, предлагая очень хорошие условия.
А как же истории с импортозамещением и господдержкой промышленности? Об этом так много говорят с экранов. Это есть? Кто-то вас поддерживает?
Поддержка больше психологическая, эмоциональная. Есть и определенные инструменты для промышленности, но мы ими воспользоваться не можем. Инструменты рассчитаны на большие предприятия, такие как Горьковский автозавод (входит в "Группу ГАЗ" – ред.). Поддерживают гигантов, а для средних и малых промышленных предприятий нет ничего.
От кого зависит, чтобы поддержка появилась? Кому писать?
У нас действует Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, туда входят и крупные, и небольшие предприятия. И сейчас мы вместе думаем, как реализовать проекты и направления по поддержке промышленности.
В регионе принят очень хороший закон об инновационной деятельности и модернизации, по которому область выделяла деньги на субсидирование процентной ставки кредитования. Но при этом предприятие в конце концов обязывалось возвращать эти деньги в бюджет. Считаю, такого рода законы, только с более мягкими по нынешним временам условиями и некоторыми доработками – это и есть поддержка. Необходимо создание своего фонда развития производства, когда от тебя требуют не 200-500 млн освоить, а гораздо меньшие деньги, чтобы, например, стать субпоставщиком крупного предприятия.
Вопрос, касающийся городской думы и комиссии по экономике. Есть спор разных управленческих команд о бюджете Нижнего Новгорода. По одной из версий, он очень мал, по другой – вполне сопоставим с соседями по ПФО – Казанью, Самарой и другими. Сторонники второй версии считают, что ключевой момент – не цифры бюджета, а таланты управления и грамотного расходования. Вам какая точка зрения ближе?
Нижний Новгород – основной донор регионального бюджета, если мне не изменяет память, доля поступлений от города составляет 65%. Нужно бережно к нему относиться, выделять положенные средства заранее, а не в процессе долгих переговоров, чтобы бюджет областного центра был наполнен из наших источников, из наших налоговых поступлений и в том количестве, в котором это необходимо для развития.
С другой стороны, нужно понимать нюансы федерального и областного финансирования, когда средства приходят городу в первом полугодии, и потратить их получается только во втором. Над этим нам еще предстоит работать.