Александр Федоров: "Задача учителя – стать навигатором"
Интересный парадокс: объем информации увеличивается лавинообразно, при этом растет невежество. Люди не знают элементарных вещей. Что с этим делать?
Это один из самых главных выводов об абсолютно изменившемся информационном пространстве, методах трансляции знаний и способности их усвоения. Мир чрезвычайно сильно трансформировался за последние десять лет, и вместе с ним изменились люди. Ответ на ваш вопрос лежит в учительской профессии и в педагогическом образовании вообще. Мы глубоко убеждены, и это флагманская цель нашего вуза, что педагогика – рычаг в руках государства для формирования желаемого и управляемого будущего. Только через сопровождение взросления поколений, через их воспитание мы можем создавать то, что мы задумали. Когда говорят о росте невежества, речь идет о том, что одним из самых универсальных источников любой формы знаний стал интернет. Но это огромная свалка, и его нужно сделать рабочим инструментом, который можно было бы включить в образовательный процесс, и которым мог бы распорядиться учитель.
Одна из главных задач учителя сейчас – стать навигатором. Навигация – это создание персонального или группового маршрута для усвоения знаний, для формирования главной компетенции будущего выпускника – способности к самостоятельной работе, к саморазвитию и самоорганизации. Трансляция знаний до сих пор является проблемой в вузах и школах, хотя в последние несколько лет вузы чрезвычайно сильно меняются, меняется преподавательский состав и поставленные задачи.
Возьмем за основу пример кино. Созданы сотни тысяч фильмов, при всем желании даже хорошие охватить невозможно. Нужно смотреть самые лучшие, прошедшие фильтр времени. То же самое касается литературы, искусства. Каким образом выбрать самые лучшие знания, оставленные нам предыдущими поколениями? Как воспитать учителя так, чтобы он давал те самые реперные точки, важные для нас в истории и дающие отблеск сегодня?
Сложнейшая задача. Есть фундаментальная установка – безусловная ценность русского языка и национальной культуры. С этого фундамента и нужно делать первый шаг, соединив его с возможностями информационного общества, четвертой технологической революции, нового технологического уклада. Всем этим надо распорядиться себе во благо.
Мы любим обвинять детей, что они сидят в интернете, за игровыми приставками и мало читают. А кто им это позволил? Не те ли это взрослые, которые 50 лет назад убеждали, что научно-технический прогресс – главная цель человечества, и фактически спонсировали будущее поколение к включению в него? Убежден: все началось с лозунга "Коммунизм – это советская власть плюс электрофикация всей страны". Только сейчас для молодых людей он звучит иначе: "Глобальное общее будущее состоит из интернета и геймификации всей Земли".
Отобрать интернет, игровые приставки или сразу электричество вырубить.
Ни в коем случае. В действие должен вступить современный образовательный процесс, в котором есть одно очень важное условие: обучающий и обучающийся не должны быть по разные стороны баррикад. То, что называют контактной работой, в школах и вузах далеко уже не слова. Исчезает барьер, когда человек стоит за кафедрой и рассказывает о том, что узнал 50 лет назад, немножко к этому добавляя. Нет сейчас единственного высшего образования на всю жизнь. Мы ставим задачу, чтобы не только учитель учил ученика, но и наоборот, называем это конвенцией поколений.
Как-то в школе я случайно назвал 9-й класс детьми. Мы вместе искали, как их называть и нашли: взрослеющие люди. Так вот, учитель и взрослеющие люди должны быть вместе, пытаться уловить ценностные основания, актуальные для старшего и растущего поколений, находить общие ценности и общие интересы.
Самостоятельная работа сегодня не может существовать в рамках традиционного образовательного процесса. Для этого нужны специализированные аудитории, новый дизайн образовательной среды. Для этого нужны электронные сервисы и специальные тренажеры. Собственно, мы и начали создавать линейку таких вещей, как учат пилота управлять самолетом, не допуская сначала до самой техники. Один такой тренажер уже сделали для учителей. В рамках вспомогательной для общения системы мы можем ввести такие информационные технологии, в которых молодой человек или девушка могли бы раскрыться в полной мере и принять участие в образовательном процессе наравне с учителем. Мне кажется, это выход.
Одна из разработок вашего университета называется "12 стратегических инициатив". Особенно заинтересовал пункт о педагоге будущего. Можете нарисовать этот образ, не углубляясь в специальные термины?
"12 стратегических инициатив" – это наша стратегия развития 2013-2023 годов. И вы совершенно правы, что педагог будущего – важнейшая из инициатив. Без всякого сомнения, в центре компетенций педагога должна оставаться предметность. Если ты не знаешь свой предмет, то и говорить не о чем. Но сейчас этого недостаточно. Повторюсь, нужна компетенция навигации, работа с большими базами данных, выстраивание образовательного процесса, дающего максимальный эффект за короткое время. Далее – проектная деятельность, без которой образование невозможно, и которой все серьезные школы, не говоря уже о вузах, сегодня занимаются. Одна из главных наших задач – подготовить компетенцию модератора в нашем выпускнике и будущем учителе.
Следующая вещь – командная работа. Как мне кажется, мы достигли очень важной стадии в развитии региональной системы образования, когда наши выпускники идут работать в школу не по одному, а командами. Могу привести пример школы №118 и заодно похвалить директора. Школа не считается супер-престижной, но она большая и современная. У нас в этом году туда уходят 12 человек. По сути, это команда изменений, которая поможет директору и педагогическому коллективу преодолеть обсуждаемые сегодня проблемы. Школа сама по себе развивается энергично, а когда директор идет на риск, вливая сразу столько людей – это прекрасно.
Возвращаясь к теме преподавания в университете. А как обучить учителя? Ведь, помимо компетенций, нужно дать предшествующий опыт и предшествующие знания.
Один из вечных вопросов, на который человечество отвечает в каждом поколении. Этого невозможно добиться просто технологиями. С моей точки зрения, в основе всего должно быть нравственное призвание. Кто-то посмеялся, когда министр образования Ольга Васильева начала об этом говорить. Можно считать, что достаточно взять человека с улицы и сделать из него учителя за 3-4 месяца, как несколько лет назад считал Минобр. Но это невозможно. Во-первых, очень важно установить готовность человека к педагогической деятельности: может ли он с детьми работать? Если даже он прекрасно знает предмет, это ни о чем не говорит. Его задача – дать знания, а наша – увидеть, что человек сможет сделать это так, чтобы сформировать компетенцию саморазвития у своих подопечных.
Вторая важная в технологическом плане вещь и вызов настоящего – сформировать четкую границу между тем, что учитель может делать, и что он делать не может. Имею ввиду новое разделение педагогического труда. Мы привыкли, что учитель – швец, жнец и на дуде игрец, но это неправильно. Если мы действительно хотим создавать управляемое будущее, летать в космос, чтобы ракеты не падали, а футболисты ответственно относились к своему делу, нам нужно отобрать в педагогическую профессию таких людей, которые готовы к будущему разделению труда.
Если верить цифрам, число желающих поступить в ваш университет растет.
Это так. Мы можем констатировать, что выбранная нами в 2013 году стратегия развития приносит внятные плоды для региона. Нам есть из кого выбирать. В прошлом году средний балл ЕГЭ на педагогические направления подготовки был 74,6. Мы в тройке лидеров Российской Федерации по этому направлению. Количество заявлений от абитуриентов на педагогические специальности было 6 на место. Где-то было до 18, как в педагогике с двойным иностранным языком.
Значит ли это, что сегодня в нашем обществе, несмотря на невысокие зарплаты, начинает расти престиж профессии педагога? Или это пока лишь желаемое?
Правильный и крайне сложный вопрос. Мне бы хотелось честно посмотреть вам в глаза и ответить "да". Но это не совсем так. Безусловно, мы фиксируем рост интереса к профессии. Спасибо майским указам президента, когда люди поняли, что на них обратили внимание, а зарплаты будут неизбежно повышаться. Если в 2012 году в школу уходило не более 49% студентов, то по итогам прошлого – 68%. Это отличнейший результат.
Проблема в другом: долго ли они там остаются? После трех лет работы 40% молодых специалистов школу покидают. Мы на протяжении последних семи лет видим тенденцию, когда молодежь приходит, а зрелые педагоги 35-47 лет уходят. Для стадии зрелости, на которую внимания вообще пока не обращают, закрепление в профессии – важнейшая вещь.
Так почему люди уходят из школы?
Вы не поверите. Это отнюдь не зарплата. На первом плане стоит непонимание, как будет идти профессиональное развитие в первом цикле 18 лет работы, где с возрастанием опыта будет время на саморазвитие, и каким образом пойдет карьерный рост. Ко мне пришла одна наша замечательная выпускница, закончившая вуз три года назад. Она не собирается уходить из школы, она хочет быть директором, но говорит откровенно: "Я как будто попала в тюрьму. Я понимаю, что через 18 лет я буду сидеть на том же месте учительницей. У меня начнется тоска, и я сбегу. Зачем же мне сидеть, если можно сбежать сейчас?"
Как создать образ будущего для нее, других специалистов, студентов и тех, кто еще только задумывается о выборе профессии?
Сейчас, после длительных усилий, в рамках проекта "Модернизация высшего педагогического образования" стартовала программа целевого обучения и контрактного трудоустройства. Ее поддержал председатель правительства Дмитрий Медведев. В декабре прошлого года мы вместе с министром образования ему докладывали об этой программе, сейчас пилотный вариант полным ходом идет в пяти регионах, а мы – модераторы. Суть в том, чтобы со второго курса из всей массы отобрать тех, кто к этому действительно готов, выделить им целевой контракт, который затем с помощью педагогической магистратуры в течение пяти-семи лет приведет к первой высшей категории, обеспечит после бакалавриата их профессиональное развитие и даст возможность перейти к новому разделению педагогического труда.