Сергей Баринов: "Мы готовы работать со всеми надежными инвесторами"
Вы — кандидат наук, обладатель степени МВА, работали в Роскосмосе и в Ростехе. Как вам теперь работается в Нижегородской области? Успели прижиться?
Нижегородская область мне очень понравилась. Понравились люди — теплые, отзывчивые, конструктивные. Понравился сам регион — очень сконцентрированный с точки зрения различных направлений экономики и промышленности. Здесь богатейшее историческое наследие и большой потенциал для развития.
Дело за малым — этот потенциал раскрыть, поэтому очень большие надежды в регионе сейчас возлагаются на нового врио губернатора и его команду. Тема, которой занимаетесь непосредственно вы — имущество и земельные отношения — сложнейшая и, более того, достаточно скандальная: в СМИ постоянно упоминаются недобросовестные застройщики, факты коррупции и так далее. Каковы на сегодняшний день основные принципы работы вашего министерства, и что фундаментально изменилось с вашим приходом?
Задача, которую нам поставил глава региона Глеб Никитин — создать инструменты и условия для привлечения инвестиций. Это, безусловно, не просто. Нам необходимо пропустить через себя и реализовать на деле новые принципы подходов к инвесторам, к решениям органов власти, выстроить инвестиционную деятельность в регионе на принципах взаимоуважения и взаимопонимания, а также на принципах развития, а не какой-то частной заинтересованности. Соответственно, наша деятельность должна быть максимально открытой, а её результаты — ощутимыми.
То есть, вы открываете возможности для всех инвесторов? Такая у вас стратегия?
Именно так. Малый бизнес, средний и крупный — это звенья одной цепи, которые для нас равны. Мы не даём сегодня возможности каким-то образом попирать права малого бизнеса и стараемся идти на встречу всем, кто своевременно обращается к нам и понимает наши интересы. Те, кто не встраивается в новую парадигму, не желает слышать мнение населения, если оно выступает против каких-то проектов, или уклоняется от обязательств перед областью, разумеется, в их число не входят.
Вам известны факты уклонения от обязательств по платежам в бюджет?
Известны. Более того, есть случаи, которыми уже занимаются правоохранительные органы. Мы намерены вести себя с неплательщиками достаточно жестко, потому что сейчас ситуация с точки зрения цифр довольно плачевная. При этом, повторюсь, мы должны выстроить систему наших действий, основываясь на принципах справедливости.
Сейчас областное правительство планирует создание в регионе Центра содействия строительству и инвестиционной деятельности. Что это за центр, и чем конкретно он будет заниматься?
Мы планируем создать рабочую группу, которая будет решать несколько вопросов — как сократить сроки предоставления земельных участков, сроки получения разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также на подключение к коммуникациям. Это будет группа мозгового штурма, которая будет сконцентрирована в одном помещении, у которой будет стоять задача решения вопросов градостроительной и иной проработки в кратчайший срок.
Как это будет выглядеть на деле — у нас будет существовать совет по земельным отношениям при правительстве региона. Туда будут поступать заявки инвесторов, после чего специалисты центра будут обрабатывать эти заявки в рамках рабочей группы, куда войдут специалисты минстроя, департамента градостроительства, минэкологии, управления госохраны ОКН, кадастровой палаты, Росреестра и так далее. Заключение группы будет даваться в максимально короткий срок, поскольку всё будет работать в рамках единой системы, чего сегодня нет.
Насколько реально можно сократить сроки принятия решений?
Мы планируем, что срок предоставления земельного участка по инвестиционной заявке будет составлять не более 20 дней.
Не так давно Глеб Никитин также дал поручение создать специальный совет при правительстве региона. Зачем он нужен, каковы будут его функции?
Совет по земельным отношениям и содействию инвестиционной деятельности — это фактически 98% того инвестсовета, который существовал раньше в Нижегородской области. Предполагается, что у новой структуры будут те же самые функции, только решать вопросы необходимо будет более оперативно. Он будет располагать инструментом в лице Центра содействия строительству и инвестиционной деятельности, о котором мы уже упомянули и который будет давать все необходимые заключения. Далее совет возьмет на себя функции административной и разрешительной системы, которая будет давать заявкам ход и утверждать «дорожные карты» по предоставлению участков инвесторам. Всё, что касается земельных и имущественных отношений, будет рассматриваться на этом совете.
Кроме того, будет создан ещё один совет, который будет рассматривать вопросы, связанные со стратегией развития территорий, с инфраструктурным развитием, крупными инвестиционными проектами и другими проектами, которые не касаются имущественно-земельных отношений.
На сегодняшний день надо признать, что Нижний Новгород представляет из себя "лоскутное одеяло". Возьмите любой европейский город — там всё системно, всё строится панорамами и ансамблями. У нас же — договорились и построили высотку прямо в историческом центре. Будет ли меняться градостроительная политика в областном центре, и получим ли мы однажды понятные правила девелопмента?
В том, что касается земельно-имущественных отношений, мы будем работать по нескольким направлениям. Первое направление — это восстановление исторических территорий или редевелопмент. Это идея главы региона Глеба Никитина, которую он, соответственно, обсуждал с президентом страны Владимиром Путиным. Было дано поручение разработки комплексного развития территорий вместо принятия локальных решений о строительстве тех или иных объектов — на сегодняшний день мы находимся в стадии переговоров в рамках рабочей группы при полпредстве и Минэкономразвития РФ. В принципе, сейчас мы первыми в стране реализуем достаточно масштабный проект с использованием новых подходов в области «быстрой инвентаризации», которая устанавливает все права и обязанности всех элементов территории, а также дальнейшие возможности их гражданского оборота. Для этих целей мы сейчас создаём целую межведомственную комиссию, в состав которой войдет наше министерство, представители федеральных органов, а также управление госохраны ОКН, которое будет проверять и сегментировать объекты по способу управления и гражданско-правового оборота.
После этого мы будем выходить на специальный совет, который будет администрироваться управлением госохраны ОКН и который будет решать дальнейшую судьбу объектов. Наша задача — с использованием различных инструментов поддержки за короткий промежуток времени решить вопросы, связанные в том числе с развитием застроенных территорий и изъятием объектов у нерадивых собственников. Также совет будет согласовывать внешний вид и функциональное назначение территорий.
Правильно ли я понимаю, что существующие старинные здания в Нижнем Новгороде будут реконструированы, приведены в порядок и при этом сохранят свой исторический облик?
Совершенно верно.
Есть еще один нюанс, на который я хотел бы обратить внимание — когда проезжаешь по историческим улицам, между деревянными полузаброшенными домами иногда ведь попадаются и красивые, подсвеченные здания. Понятно, что эти здания находятся в частных руках, и организации, которые их занимают, основательно в них вложились, но таких объектов почему-то единицы. Как сделать так, чтобы их было много?
Есть объекты, которые в их нынешнем виде инвесторами не востребованы в силу различных градостроительных ограничений, отсутствия охранных зон и так далее. У нас будет создаваться государственный оператор — предварительно, это будет какое-то казённое предприятие Нижегородской области, которое будет иметь весь необходимый финансовый инструментарий. В свою очередь, со стороны Минэкономразвития и АИЖК сегодня прорабатывается возможность выделения длинных денег, льгот с возможностью компенсации ставки по кредитам и других инструментов, которые будут заведены на это казённое предприятие.
Государственный оператор необходим для того, чтобы, во-первых, была возможность быстро распределять здания и вводить их в оборот, и, во-вторых, чтобы государство могло быть участником развития застроенных территорий. Как известно, порядка 70% таких зданий — это ветхое жильё, реконструкция которого имеет свои нюансы.
А есть ли сейчас у вас на примете надёжные частные инвесторы, возможно даже столичные или иностранные, которые готовы серьезно вложиться в редевелопмент в Нижнем Новгороде?
Такие инвесторы есть. Более того, мы уже предварительно провели с ними ряд переговоров, чтобы уточнить условия, на которых они готовы начать эту работу. Оказалось, им достаточно иметь долгосрочные права на пользование объектами, возможность компенсации затрат при аренде или возможность приобретения зданий в собственность. Проще говоря, они исходят из того, что по итогам реализации проекта должны остаться в плюсе. В свою очередь, регион получает красивые, отремонтированные исторические объекты.
Вы готовы дать такие права и возможности инвесторам?
Конечно. В рамках той рабочей группы, которую мы сейчас будем создавать, инвесторам будет предложен весь возможный инструментарий, который сейчас параллельно отрабатывается — приобретение объектов за минимальную стоимость, льготная аренда, долгосрочные договоры, инвестиционные контракты и так далее.
Всё, о чем вы говорите — это интересно и замечательно, и понятно, что многие вопросы просто нельзя решить за несколько месяцев, но когда мы увидим первые реальные результаты вашей работы? Сколько должно пройти — один год, два, три?
Так долго ждать, конечно, не придётся. Сейчас мы находимся в стадии тотальной инвентаризации объектов, которая продлится до июня. Как только мы получим первые её результаты, начнёт работу совет, который будет определять дальнейшую судьбу этих объектов.
То есть, начиная с июня вы уже сможете предлагать какие-то объекты инвесторам?
Да, мы надеемся, что с этого времени уже сможем начать полноценную работу совета. Может быть, это произойдёт даже раньше.
К концу 2018 года можно будет посмотреть на список зданий, которые реконструируются и облагораживаются?
Да, и пилотным проектом станет улица Ильинская. Именно с неё мы планируем начать.
Вопрос, который интересует многих и который обсуждается на федеральном уровне— это кадастровая стоимость объектов, которая значительно превышает рыночную. Особенно сильно эта проблема затрагивает малоимущие, незащищённые слои населения, которым имущество досталось по наследству, и которым, начиная с этого года, налоги начнут начисляться по-новому. Сейчас и правительство страны, и правительство региона пытается с этим как-то разобраться. Что конкретно делается в этом направлении?
Действительно, работа в этом направлении ведётся. Одно из первых поручений, которое дал мне глава региона Глеб Никитин при назначении на должность — решить вопрос с кадастровой стоимостью объектов и тем неадекватным налогом, который получают физические и юридические лица. Я занимаюсь этой проблемой с первых дней работы, и на сегодняшний день министерству удалось добиться определённых результатов. Во-первых, мы создаём государственное бюджетное учреждение, которое должно заниматься кадастровой оценкой. Это надо было сделать давно, но появилось оно только сейчас, и, по всем расчётам и "дорожным картам", приступить к оценке оно сможет только в 2020 году — в силу законодательства.
Соответственно, пока мы живём в парадигме возможности пересмотра кадастровой стоимости объектов при тех инструментах, которые существуют сегодня. Их два — это комиссия по оспариванию кадастровой стоимости при Росреестре и суд. На данный момент мы обратились в Росреестр для того, чтобы изменить состав комиссии, куда, вероятно, я тоже войду. Кроме того, мы договорились, что будем рассматривать все заявления о пересмотре кадастровой стоимости имущества без внутренней экспертизы. Экспертиза будет проходить следующим образом: оценщик делает отчёт, получает заключение в своём СРО о подтверждении данной цены, и мы пропускаем это без дополнительных проверок.
При этом напомню, что оспаривание кадастровой стоимости связано с затратами на оценку, юристов и так далее. Мы понимаем, что из-за этого количество рассмотренных обращений крайне мало, кроме того, это порождает дорогой рынок оценки. Поэтому мы создали государственное предприятие "Нижтехинвентаризация", которое имеет возможность проводить оценку, и намерены установить достаточно комфортную цену, снизив стоимость этих услуг как минимум вдвое. Таким образом, за счет снижения цены оценки и увеличения пропускной способности при отсутствии внутренней экспертизы, мы увеличим и количество рассматриваемых обращений. В ближайшее время мы разместим в СМИ подробную информацию о том, как проводится эта процедура.
Кроме того, мы заключили соглашение о рекламации с теми организациями, которые проводили оценку ранее. Это означает, что в тех случаях, когда были допущены ошибки при оценке кадастровой стоимости, организации будут пересчитывать кадастровую стоимость объектов. Таких прецедентов немного, но они есть. Также при министерстве сейчас существует комиссия, которая может исключать из перечня имущества, которое облагается по кадастровой стоимости, те объекты, которые попали туда ошибочно — например, гаражи и машиноместа. На сегодняшний день мы столкнулись с тем, что много подобных объектов в рамках верификации уже исключено, и мы просим жителей обращаться к нам по таким вопросам.
Создается ощущение, что вы оказались в своего рода "вилке" — с одной стороны, понятно, что в бюджет необходимо собирать больше налогов, а, с другой стороны, и людей обидеть нельзя. Нужно найти какой-то баланс, чтобы и бюджет не пострадал, и люди остались довольны. Как это сделать?
Как я уже сказал, нами создано учреждение кадастровой оценки, которое сейчас собирает статистику, в том числе по средним зарплатам и пенсиям населения, чтобы понимать профиль территорий, плательщиков, а также реальные рынок. Мы будем использовать в том числе риелторские базы и постепенно формировать адекватную политику в части налога на имущество. Мы уйдём от прежних подходов, будем искать умные подходы, в том числе с использованием региональной информационной системы, которую мы сейчас создаём и которая будет полностью верифицировать данные. Пока имеющихся сведений для того, чтобы делать правильную кадастровую оценку, у нас недостаточно, но в дальнейшем мы планируем оптимизировать базу и избежать всех нелепых случаев, возникающих в связи с кадастровой оценкой объектов.