Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Буксуют все: почему Нижегородская область провалилась в автокредитовании

Сворачивание госпрограмм оказалось крайне чувствительным для Нижегородской области, делают вывод опрошенные РБК-НН участники рынка. Финансовые же аналитики говорят о вызванном закредитованностью смещении интересов населения
Фото: Михаил Солунин/РБК
Фото: Михаил Солунин/РБК

Сокращение объемов выдачи автокредитов стало наиболее заметным статистическим итогом нижегородского рынка в третьем квартале. На этом фоне доля кредитных автомобилей продолжала расти. Обе тенденции идут вразрез с общероссийскими трендами, но противоречат им лишь на первый взгляд. На уровне дилеров снижение активности покупателей и заемщиков пока не слишком заметно. Впрочем, макроэкономическая ситуация в России в сочетании с общемировыми трендами способна изменить многое.

Такой тяжелый регион

По данным совместного исследования Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства «Автостат», в июле-сентябре текущего года в Нижегородской области выдано 5,8 тыс. займов на приобретение автомобиля, что на 13,4% меньше показателя третьего квартала 2017 года. В России в целом, тем не менее, проседания не было: с июля по сентябрь зафиксирован рост на 0,5%, хотя по отношению к предыдущему кварталу и произошло сокращение на 1,8%.

В ряде регионов РФ выдача автокредитов, напротив, заметно выросла: в Свердловской области — на 15,2%, В Ханты-Мансийском АО — на 13,2%, в Челябинской области — на 7,3%. Наряду с Самарской областью (-11,9%) и Татарстаном (-9,8%), Нижегородская область показала самую существенную отрицательную​ динамику автокредитования среди пятнадцати крупнейших региональных рынков.

Политика банков в разных регионах схожа, и нисходящий тренд в отдельно взятой области выглядит нелогично. Причиной независимый автоэксперт Александр Дейч называет жесткую экономическую специфику Нижегородской области, где апробируются новые законы и меры финансового регулирования, и при этом закручиваются гайки в отношении предпринимательства.

«Сейчас идет очередная перетряска по линии налоговой: жестко спрашивают даже за 2013-2015 годы, не стесняются довыставлять десятки миллионов рублей. Для среднего предприятия такие суммы — это фактическое банкротство, что приводит к уходу бизнеса из региона, оттоку производительных сил, низкому уровню легальных доходов, а также снижению потребительского спроса на покупку или кредитование чего бы то ни было», — поясняет Дейч.

Ведущий автомобильных программ «Авторадио» Петр Баканов констатирует общий уровень обеднения населения, который заметен даже по Москве и Московской области, где растет число объявлений о микрокредитах, микрозаймах и услугах ломбардов в расчете на владельцев автомобилей. «Сейчас идея взять машину в кредит выглядит малопривлекательной. Народ уже просто не тянет кредиты и склоняется к наиболее бюджетным вариантам», — заявляет эксперт.

Падение или остановка?

В третьем квартале банки заметно оживились в сегменте потребительского кредитования, и это могло стать причиной перераспределения долей внутри банковской розницы, предполагает директор дилерского центра KIA на Новикова-Прибоя (входит в состав ГК «БЦР Моторс») Алексей Разиков. «Вероятно, число автокредитов на самом деле не упало, просто в ряде случаев люди замещали один финансовый инструмент другим. У нас такой тенденции я не вижу, поскольку есть поддержка от производителя и дополнительные скидки при покупке в кредит», — рассказал собеседник РБК-Нижний Новгород.

Данные НБКИ в очередной раз напомнили, насколько значим для рынка фактор государственной поддержки, комментируют ситуацию с кредитами в группе компаний «Нижегородец». Программы по первому и семейному автомобилю закончились в мае, а уже в третьем квартале последовала реакция покупателей.

«У нас порядка 15% автомобилей брали по этим программам. Часть людей приобретают машины уже без субсидии, другие ищут возможности приобрести за наличные или берут потребкредиты», — сообщил агентству директор предприятия Владимир Гойхман.

В отчете НБКИ и «Автостата» за второй квартал 2018 года сообщалось о росте выдачи автокредитов на 9,8% к аналогичному периоду прошлого года до 5,89 тысяч. Таким образом, по отношению к трем предыдущим месяцам третий квартал, в котором дилеры реализовали в кредит 5,8 тыс. автомобилей, вряд ли можно назвать провальным. Тем не менее, остановка роста на фоне высокой базы прошлого года очевидна, и сворачивание госпрограмм для Нижегородской области оказалось наиболее чувствительным.

Доля-долюшка

В процентном отношении кредитных авто в Нижегородской области существенно больше, чем в целом по России. В июле-сентябре индикатор находился на уровне 60,1%, по стране — 50,3%. Более того, по сравнению со вторым кварталом машин, купленных с помощью займов, в регионе стало больше на 1,9%, в то время как в целом в России их доля снизилась на 3,2%.

По мнению Алексея Разикова из «БЦР Моторс» эти статистические отличия, скорее, говорят в пользу Нижегородской области, как развитого автомобильного региона, где дилеры уделяют кредитным продуктам максимум внимания. «Практически у всех производителей есть программы, просто нужно уметь ими пользоваться. Может быть, в других регионах ими пользуются меньше», — предполагает он.

С точки зрения семейного кошелька, покупка машины в кредит является вынужденной мерой, а не признаком достатка, отмечает Владимир Гойхман. По его словам, в ГК «Нижегородец» продажи в кредит в целом совпадают со статистикой НБКИ.

В общей массе новых автомобилей продолжает расти процент бюджетных вариантов, и смелых решений в сторону комфорта все меньше, констатирует Петр Баканов из «Авторадио». Высокая доля кредитных автомобилей в Нижегородской области у эксперта вопросов не вызывает.

«Все видно по продажам C-класса. Да, кроссоверы пользуются популярностью, но некоторые сегменты тают на глазах. Просто стало гораздо меньше людей, готовых покупать за наличные», — делает выводы эксперт.

Было бы счастье…

Продажи новых автомобилей в Нижегородской области за девять месяцев, по данным «Автостата», выросли на 5,8%, что почти вдвое меньше темпов роста в целом по России (12,9%). По объемам рынка регион с долей в 2,4% занял 11 место после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Татарстана, Краснодарского края, Башкортостана, Самарской, Свердловской, Челябинской и Ростовской областей.

Доля региона в сегменте премиальных автомобилей по итогам трех кварталов составила 1,36%. В то же время, позиции в рейтинге крупнейших региональных рынков здесь несколько выше (10 место).

Владимир Гойхман полагает, что реальные промежуточные итоги года значительно хуже статистических. По его словам, отталкиваясь не от рапорта дилеров перед дистрибуцией, а от постановки транспортных средств на учет, можно увидеть падение рынка по сравнению с прошлым годом на 7%. Если бы не смещение спроса в сторону автомобилей с пробегом, дилерам было бы куда сложнее.

Рано или поздно фактор закредитованности населения скажется повсеместно, полагает управляющий партнер консалтинговой группы ФОКС-Финанс Андрей Лисин. В том, что в домохозяйствах все чаще задумываются об альтернативных путях получения благ, финансист видит и положительный эффект. В общемировых трендах владение автомобилем уже не является подтверждением успешного статуса.

«Иметь квартиру и машину в собственности — это не то, к чему стремится современная молодежь. Люди хотят свободы и гибкости. Бурно развиваются сервисы, позволяющие быть мобильным и в то же время не нести бремя налогов, ремонта и обслуживания. Мы до этого пока не дотягиваем, но тем не менее этот тренд уже чувствуется», — убежден финансовый консультант.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Н.Новгород
Путин поручил направить на зарплаты врачам полученные от ОМС деньги Общество, 15:12
Дюплантис восьмой раз в карьере побил мировой рекорд в прыжках с шестом Спорт, 15:11
Бастрыкин поручил найти ответственных в гибели журналиста Еремина Политика, 14:46
Галактионов ответил на вопрос о будущем Дзюбы в «Локомотиве» Спорт, 14:45
Британия объявила о начале производства «самого смертоносного» танка Политика, 14:34
Российская теннисистка вышла в финал турнира WTA в Штутгарте в парах Спорт, 14:34
Санкт-Петербург накрыл апрельский снегопад. Видео Общество, 14:15
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Маск отложил встречу с премьером Индии из-за «серьезных обязательств» Бизнес, 13:57
Хэмилтон объяснил свой провал в квалификации Гран-при Китая Спорт, 13:55
NYT назвала число потерянных Украиной за последнее время танков Abrams Политика, 13:39
В Пулково грузовик врезался в терминал Общество, 13:31
В «Монако» рассказали о сроках восстановления Головина Спорт, 13:28
В Белгородской области беременная погибла при обстреле Новой Таволжанки Политика, 13:09
Песков обвинил ВСУ в сознательном убийстве военкоров после гибели Еремина Политика, 13:01