Лента новостей
Все новости Н.Новгород
Путин выступил против подхода к рэперам по принципу «хватать и не пущать» 15:57, Общество В Подмосковье полицейский пострадал при взрыве боеприпаса времен ВОВ 15:34, Общество TripAdvisor назвал самые популярные достопримечательности 2018 года 15:26, Общество МОК потребовал от российских бобслеистов вернуть золотые медали Олимпиады 15:17, Спорт На объединительный собор в Киеве прибыли только два архиерея УПЦ МП 15:05, Общество За 10 минут: готовим куриный бургер с овощами и соусом песто 15:05, РБК и Barilla День тишины накануне выборов главы Приморья прошел без нарушений 14:45, Политика СМИ узнали о попытках Москвы подключить Китай к переговорам по РСМД 14:08, Политика Как четвертая промышленная революция повлияет на транспорт в России 14:05, РБК и ГТЛК IBU не стал отстранять сборную России по биатлону от участия в Кубке мира 14:01, Спорт Бывший посол США на Украине назвал цель санкций против России 13:56, Политика Силуанов предложил ввести мораторий на проверки самозанятых 13:23, Общество Где искусственный интеллект уже сейчас заменяет человека 12:54, РБК и Lexus Минздрав посчитает реальное количество выпитого россиянами алкоголя 12:53, Общество Во Франции в преддверии протестов «желтых жилетов» задержали 46 человек 12:46, Общество В Москве мужчина ударил полицейского ножом 12:24, Общество Организаторы Давосского форума отменили ограничения для делегации России 12:11, Политика 9 способов навести порядок в мыслях и на рабочем месте 11:51, РБК, Jardin и Greenfield Александр Овечкин сделал хет-трик во втором подряд матче НХЛ 11:50, Спорт В РПЦ назвали удавкой автокефалию церкви на Украине 11:39, Политика Вандалы потушили Вечный огонь на Марсовом поле в Петербурге 11:33, Общество Правительство утвердило создание ТОР в Дагестане 11:15, Экономика Четыре человека погибли в ДТП с автобусом и грузовиком под Красноярском 10:11, Общество Машина времени: виртуальный тур по технологиям прошлого и будущего 10:10, РБК и Porsche Градус дискуссии: как политики подражают ученым в борьбе за климат 09:25, Мнение Минобороны показало видео возвращения Ту-160 в Россию из Венесуэлы 09:24, Технологии и медиа В Минобороны заявили об обращении Шойгу в Пентагон по договору о РСМД 09:13, Политика В гостях у сказки: куда съездить на праздники с детьми 09:01, РБК и Mitsubishi Outlander
Буксуют все: почему Нижегородская область провалилась в автокредитовании
Нижний Новгород, 12 ноя, 15:32
0
Буксуют все: почему Нижегородская область провалилась в автокредитовании
Сворачивание госпрограмм оказалось крайне чувствительным для Нижегородской области, делают вывод опрошенные РБК-НН участники рынка. Финансовые же аналитики говорят о вызванном закредитованностью смещении интересов населения
Фото: Михаил Солунин/РБК

Сокращение объемов выдачи автокредитов стало наиболее заметным статистическим итогом нижегородского рынка в третьем квартале. На этом фоне доля кредитных автомобилей продолжала расти. Обе тенденции идут вразрез с общероссийскими трендами, но противоречат им лишь на первый взгляд. На уровне дилеров снижение активности покупателей и заемщиков пока не слишком заметно. Впрочем, макроэкономическая ситуация в России в сочетании с общемировыми трендами способна изменить многое.

Такой тяжелый регион

По данным совместного исследования Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства «Автостат», в июле-сентябре текущего года в Нижегородской области выдано 5,8 тыс. займов на приобретение автомобиля, что на 13,4% меньше показателя третьего квартала 2017 года. В России в целом, тем не менее, проседания не было: с июля по сентябрь зафиксирован рост на 0,5%, хотя по отношению к предыдущему кварталу и произошло сокращение на 1,8%.

В ряде регионов РФ выдача автокредитов, напротив, заметно выросла: в Свердловской области — на 15,2%, В Ханты-Мансийском АО — на 13,2%, в Челябинской области — на 7,3%. Наряду с Самарской областью (-11,9%) и Татарстаном (-9,8%), Нижегородская область показала самую существенную отрицательную​ динамику автокредитования среди пятнадцати крупнейших региональных рынков.

Политика банков в разных регионах схожа, и нисходящий тренд в отдельно взятой области выглядит нелогично. Причиной независимый автоэксперт Александр Дейч называет жесткую экономическую специфику Нижегородской области, где апробируются новые законы и меры финансового регулирования, и при этом закручиваются гайки в отношении предпринимательства.

«Сейчас идет очередная перетряска по линии налоговой: жестко спрашивают даже за 2013-2015 годы, не стесняются довыставлять десятки миллионов рублей. Для среднего предприятия такие суммы — это фактическое банкротство, что приводит к уходу бизнеса из региона, оттоку производительных сил, низкому уровню легальных доходов, а также снижению потребительского спроса на покупку или кредитование чего бы то ни было», — поясняет Дейч.

Ведущий автомобильных программ «Авторадио» Петр Баканов констатирует общий уровень обеднения населения, который заметен даже по Москве и Московской области, где растет число объявлений о микрокредитах, микрозаймах и услугах ломбардов в расчете на владельцев автомобилей. «Сейчас идея взять машину в кредит выглядит малопривлекательной. Народ уже просто не тянет кредиты и склоняется к наиболее бюджетным вариантам», — заявляет эксперт.

Падение или остановка?

В третьем квартале банки заметно оживились в сегменте потребительского кредитования, и это могло стать причиной перераспределения долей внутри банковской розницы, предполагает директор дилерского центра KIA на Новикова-Прибоя (входит в состав ГК «БЦР Моторс») Алексей Разиков. «Вероятно, число автокредитов на самом деле не упало, просто в ряде случаев люди замещали один финансовый инструмент другим. У нас такой тенденции я не вижу, поскольку есть поддержка от производителя и дополнительные скидки при покупке в кредит», — рассказал собеседник РБК-Нижний Новгород.

Данные НБКИ в очередной раз напомнили, насколько значим для рынка фактор государственной поддержки, комментируют ситуацию с кредитами в группе компаний «Нижегородец». Программы по первому и семейному автомобилю закончились в мае, а уже в третьем квартале последовала реакция покупателей.

«У нас порядка 15% автомобилей брали по этим программам. Часть людей приобретают машины уже без субсидии, другие ищут возможности приобрести за наличные или берут потребкредиты», — сообщил агентству директор предприятия Владимир Гойхман.

В отчете НБКИ и «Автостата» за второй квартал 2018 года сообщалось о росте выдачи автокредитов на 9,8% к аналогичному периоду прошлого года до 5,89 тысяч. Таким образом, по отношению к трем предыдущим месяцам третий квартал, в котором дилеры реализовали в кредит 5,8 тыс. автомобилей, вряд ли можно назвать провальным. Тем не менее, остановка роста на фоне высокой базы прошлого года очевидна, и сворачивание госпрограмм для Нижегородской области оказалось наиболее чувствительным.

Доля-долюшка

В процентном отношении кредитных авто в Нижегородской области существенно больше, чем в целом по России. В июле-сентябре индикатор находился на уровне 60,1%, по стране — 50,3%. Более того, по сравнению со вторым кварталом машин, купленных с помощью займов, в регионе стало больше на 1,9%, в то время как в целом в России их доля снизилась на 3,2%.

По мнению Алексея Разикова из «БЦР Моторс» эти статистические отличия, скорее, говорят в пользу Нижегородской области, как развитого автомобильного региона, где дилеры уделяют кредитным продуктам максимум внимания. «Практически у всех производителей есть программы, просто нужно уметь ими пользоваться. Может быть, в других регионах ими пользуются меньше», — предполагает он.

С точки зрения семейного кошелька, покупка машины в кредит является вынужденной мерой, а не признаком достатка, отмечает Владимир Гойхман. По его словам, в ГК «Нижегородец» продажи в кредит в целом совпадают со статистикой НБКИ.

В общей массе новых автомобилей продолжает расти процент бюджетных вариантов, и смелых решений в сторону комфорта все меньше, констатирует Петр Баканов из «Авторадио». Высокая доля кредитных автомобилей в Нижегородской области у эксперта вопросов не вызывает.

«Все видно по продажам C-класса. Да, кроссоверы пользуются популярностью, но некоторые сегменты тают на глазах. Просто стало гораздо меньше людей, готовых покупать за наличные», — делает выводы эксперт.

Было бы счастье…

Продажи новых автомобилей в Нижегородской области за девять месяцев, по данным «Автостата», выросли на 5,8%, что почти вдвое меньше темпов роста в целом по России (12,9%). По объемам рынка регион с долей в 2,4% занял 11 место после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Татарстана, Краснодарского края, Башкортостана, Самарской, Свердловской, Челябинской и Ростовской областей.

Доля региона в сегменте премиальных автомобилей по итогам трех кварталов составила 1,36%. В то же время, позиции в рейтинге крупнейших региональных рынков здесь несколько выше (10 место).

Владимир Гойхман полагает, что реальные промежуточные итоги года значительно хуже статистических. По его словам, отталкиваясь не от рапорта дилеров перед дистрибуцией, а от постановки транспортных средств на учет, можно увидеть падение рынка по сравнению с прошлым годом на 7%. Если бы не смещение спроса в сторону автомобилей с пробегом, дилерам было бы куда сложнее.

Рано или поздно фактор закредитованности населения скажется повсеместно, полагает управляющий партнер консалтинговой группы ФОКС-Финанс Андрей Лисин. В том, что в домохозяйствах все чаще задумываются об альтернативных путях получения благ, финансист видит и положительный эффект. В общемировых трендах владение автомобилем уже не является подтверждением успешного статуса.

«Иметь квартиру и машину в собственности — это не то, к чему стремится современная молодежь. Люди хотят свободы и гибкости. Бурно развиваются сервисы, позволяющие быть мобильным и в то же время не нести бремя налогов, ремонта и обслуживания. Мы до этого пока не дотягиваем, но тем не менее этот тренд уже чувствуется», — убежден финансовый консультант.

Магазин исследований: аналитика по теме "Автомобили"