Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Буксуют все: почему Нижегородская область провалилась в автокредитовании

Сворачивание госпрограмм оказалось крайне чувствительным для Нижегородской области, делают вывод опрошенные РБК-НН участники рынка. Финансовые же аналитики говорят о вызванном закредитованностью смещении интересов населения
Фото: Михаил Солунин/РБК
Фото: Михаил Солунин/РБК

Сокращение объемов выдачи автокредитов стало наиболее заметным статистическим итогом нижегородского рынка в третьем квартале. На этом фоне доля кредитных автомобилей продолжала расти. Обе тенденции идут вразрез с общероссийскими трендами, но противоречат им лишь на первый взгляд. На уровне дилеров снижение активности покупателей и заемщиков пока не слишком заметно. Впрочем, макроэкономическая ситуация в России в сочетании с общемировыми трендами способна изменить многое.

Такой тяжелый регион

По данным совместного исследования Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства «Автостат», в июле-сентябре текущего года в Нижегородской области выдано 5,8 тыс. займов на приобретение автомобиля, что на 13,4% меньше показателя третьего квартала 2017 года. В России в целом, тем не менее, проседания не было: с июля по сентябрь зафиксирован рост на 0,5%, хотя по отношению к предыдущему кварталу и произошло сокращение на 1,8%.

В ряде регионов РФ выдача автокредитов, напротив, заметно выросла: в Свердловской области — на 15,2%, В Ханты-Мансийском АО — на 13,2%, в Челябинской области — на 7,3%. Наряду с Самарской областью (-11,9%) и Татарстаном (-9,8%), Нижегородская область показала самую существенную отрицательную​ динамику автокредитования среди пятнадцати крупнейших региональных рынков.

Политика банков в разных регионах схожа, и нисходящий тренд в отдельно взятой области выглядит нелогично. Причиной независимый автоэксперт Александр Дейч называет жесткую экономическую специфику Нижегородской области, где апробируются новые законы и меры финансового регулирования, и при этом закручиваются гайки в отношении предпринимательства.

«Сейчас идет очередная перетряска по линии налоговой: жестко спрашивают даже за 2013-2015 годы, не стесняются довыставлять десятки миллионов рублей. Для среднего предприятия такие суммы — это фактическое банкротство, что приводит к уходу бизнеса из региона, оттоку производительных сил, низкому уровню легальных доходов, а также снижению потребительского спроса на покупку или кредитование чего бы то ни было», — поясняет Дейч.

Ведущий автомобильных программ «Авторадио» Петр Баканов констатирует общий уровень обеднения населения, который заметен даже по Москве и Московской области, где растет число объявлений о микрокредитах, микрозаймах и услугах ломбардов в расчете на владельцев автомобилей. «Сейчас идея взять машину в кредит выглядит малопривлекательной. Народ уже просто не тянет кредиты и склоняется к наиболее бюджетным вариантам», — заявляет эксперт.

Падение или остановка?

В третьем квартале банки заметно оживились в сегменте потребительского кредитования, и это могло стать причиной перераспределения долей внутри банковской розницы, предполагает директор дилерского центра KIA на Новикова-Прибоя (входит в состав ГК «БЦР Моторс») Алексей Разиков. «Вероятно, число автокредитов на самом деле не упало, просто в ряде случаев люди замещали один финансовый инструмент другим. У нас такой тенденции я не вижу, поскольку есть поддержка от производителя и дополнительные скидки при покупке в кредит», — рассказал собеседник РБК-Нижний Новгород.

Данные НБКИ в очередной раз напомнили, насколько значим для рынка фактор государственной поддержки, комментируют ситуацию с кредитами в группе компаний «Нижегородец». Программы по первому и семейному автомобилю закончились в мае, а уже в третьем квартале последовала реакция покупателей.

«У нас порядка 15% автомобилей брали по этим программам. Часть людей приобретают машины уже без субсидии, другие ищут возможности приобрести за наличные или берут потребкредиты», — сообщил агентству директор предприятия Владимир Гойхман.

В отчете НБКИ и «Автостата» за второй квартал 2018 года сообщалось о росте выдачи автокредитов на 9,8% к аналогичному периоду прошлого года до 5,89 тысяч. Таким образом, по отношению к трем предыдущим месяцам третий квартал, в котором дилеры реализовали в кредит 5,8 тыс. автомобилей, вряд ли можно назвать провальным. Тем не менее, остановка роста на фоне высокой базы прошлого года очевидна, и сворачивание госпрограмм для Нижегородской области оказалось наиболее чувствительным.

Доля-долюшка

В процентном отношении кредитных авто в Нижегородской области существенно больше, чем в целом по России. В июле-сентябре индикатор находился на уровне 60,1%, по стране — 50,3%. Более того, по сравнению со вторым кварталом машин, купленных с помощью займов, в регионе стало больше на 1,9%, в то время как в целом в России их доля снизилась на 3,2%.

По мнению Алексея Разикова из «БЦР Моторс» эти статистические отличия, скорее, говорят в пользу Нижегородской области, как развитого автомобильного региона, где дилеры уделяют кредитным продуктам максимум внимания. «Практически у всех производителей есть программы, просто нужно уметь ими пользоваться. Может быть, в других регионах ими пользуются меньше», — предполагает он.

С точки зрения семейного кошелька, покупка машины в кредит является вынужденной мерой, а не признаком достатка, отмечает Владимир Гойхман. По его словам, в ГК «Нижегородец» продажи в кредит в целом совпадают со статистикой НБКИ.

В общей массе новых автомобилей продолжает расти процент бюджетных вариантов, и смелых решений в сторону комфорта все меньше, констатирует Петр Баканов из «Авторадио». Высокая доля кредитных автомобилей в Нижегородской области у эксперта вопросов не вызывает.

«Все видно по продажам C-класса. Да, кроссоверы пользуются популярностью, но некоторые сегменты тают на глазах. Просто стало гораздо меньше людей, готовых покупать за наличные», — делает выводы эксперт.

Было бы счастье…

Продажи новых автомобилей в Нижегородской области за девять месяцев, по данным «Автостата», выросли на 5,8%, что почти вдвое меньше темпов роста в целом по России (12,9%). По объемам рынка регион с долей в 2,4% занял 11 место после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Татарстана, Краснодарского края, Башкортостана, Самарской, Свердловской, Челябинской и Ростовской областей.

Доля региона в сегменте премиальных автомобилей по итогам трех кварталов составила 1,36%. В то же время, позиции в рейтинге крупнейших региональных рынков здесь несколько выше (10 место).

Владимир Гойхман полагает, что реальные промежуточные итоги года значительно хуже статистических. По его словам, отталкиваясь не от рапорта дилеров перед дистрибуцией, а от постановки транспортных средств на учет, можно увидеть падение рынка по сравнению с прошлым годом на 7%. Если бы не смещение спроса в сторону автомобилей с пробегом, дилерам было бы куда сложнее.

Рано или поздно фактор закредитованности населения скажется повсеместно, полагает управляющий партнер консалтинговой группы ФОКС-Финанс Андрей Лисин. В том, что в домохозяйствах все чаще задумываются об альтернативных путях получения благ, финансист видит и положительный эффект. В общемировых трендах владение автомобилем уже не является подтверждением успешного статуса.

«Иметь квартиру и машину в собственности — это не то, к чему стремится современная молодежь. Люди хотят свободы и гибкости. Бурно развиваются сервисы, позволяющие быть мобильным и в то же время не нести бремя налогов, ремонта и обслуживания. Мы до этого пока не дотягиваем, но тем не менее этот тренд уже чувствуется», — убежден финансовый консультант.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 11 декабря
EUR ЦБ: 106,2 (+1,1)
Инвестиции, 10 дек, 17:26
Курс доллара на 11 декабря
USD ЦБ: 100,03 (+0,66)
Инвестиции, 10 дек, 17:26
Все новости Н.Новгород
Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновникиРБК и Автоваз, 16:45
«Яндекс» внедрил новое поколение нейросетей в текстовые онлайн-редакторыТехнологии и медиа, 16:43
Обшивка фасада ледового дворца на Стрелке началась в Нижнем НовгородеН.Новгород, 16:42 
Зеленский назвал причину, по которой Украину должны пригласить в НАТОПолитика, 16:41
«Сбер» представил свое первое «умное» кольцоТехнологии и медиа, 16:40
С виду все тот же: обзор Belgee X50РБК+, 16:38 
Мэр Таганрога ответила на сообщения о закрытых убежищахПолитика, 16:33
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Россия не ответила Абхазии на письмо о возобновлении выплат бюджетникамПолитика, 16:23
Основатель крупнейшего хедж-фонда предпочел биткоин и золотоКрипто, 16:22
Бывшая жена Матвея Сафонова рассказала о пяти исках от вратаря ПСЖСпорт, 16:21
«Газпром энергохолдинг» продаст угольный актив в Казахстане за Р24 млрдБизнес, 16:20
Рябков заявил, что запрос на согласование посла в США уже направленПолитика, 16:16
Bloomberg узнал о плане НАТО ввести норму по производству военной техникиПолитика, 16:10
Орбан рассказал об итогах телефонных переговоров с ПутинымПолитика, 16:08