Буксуют все: почему Нижегородская область провалилась в автокредитовании
Сокращение объемов выдачи автокредитов стало наиболее заметным статистическим итогом нижегородского рынка в третьем квартале. На этом фоне доля кредитных автомобилей продолжала расти. Обе тенденции идут вразрез с общероссийскими трендами, но противоречат им лишь на первый взгляд. На уровне дилеров снижение активности покупателей и заемщиков пока не слишком заметно. Впрочем, макроэкономическая ситуация в России в сочетании с общемировыми трендами способна изменить многое.
Такой тяжелый регион
По данным совместного исследования Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства «Автостат», в июле-сентябре текущего года в Нижегородской области выдано 5,8 тыс. займов на приобретение автомобиля, что на 13,4% меньше показателя третьего квартала 2017 года. В России в целом, тем не менее, проседания не было: с июля по сентябрь зафиксирован рост на 0,5%, хотя по отношению к предыдущему кварталу и произошло сокращение на 1,8%.
В ряде регионов РФ выдача автокредитов, напротив, заметно выросла: в Свердловской области — на 15,2%, В Ханты-Мансийском АО — на 13,2%, в Челябинской области — на 7,3%. Наряду с Самарской областью (-11,9%) и Татарстаном (-9,8%), Нижегородская область показала самую существенную отрицательную динамику автокредитования среди пятнадцати крупнейших региональных рынков.
Политика банков в разных регионах схожа, и нисходящий тренд в отдельно взятой области выглядит нелогично. Причиной независимый автоэксперт Александр Дейч называет жесткую экономическую специфику Нижегородской области, где апробируются новые законы и меры финансового регулирования, и при этом закручиваются гайки в отношении предпринимательства.
«Сейчас идет очередная перетряска по линии налоговой: жестко спрашивают даже за 2013-2015 годы, не стесняются довыставлять десятки миллионов рублей. Для среднего предприятия такие суммы — это фактическое банкротство, что приводит к уходу бизнеса из региона, оттоку производительных сил, низкому уровню легальных доходов, а также снижению потребительского спроса на покупку или кредитование чего бы то ни было», — поясняет Дейч.
Ведущий автомобильных программ «Авторадио» Петр Баканов констатирует общий уровень обеднения населения, который заметен даже по Москве и Московской области, где растет число объявлений о микрокредитах, микрозаймах и услугах ломбардов в расчете на владельцев автомобилей. «Сейчас идея взять машину в кредит выглядит малопривлекательной. Народ уже просто не тянет кредиты и склоняется к наиболее бюджетным вариантам», — заявляет эксперт.
Падение или остановка?
В третьем квартале банки заметно оживились в сегменте потребительского кредитования, и это могло стать причиной перераспределения долей внутри банковской розницы, предполагает директор дилерского центра KIA на Новикова-Прибоя (входит в состав ГК «БЦР Моторс») Алексей Разиков. «Вероятно, число автокредитов на самом деле не упало, просто в ряде случаев люди замещали один финансовый инструмент другим. У нас такой тенденции я не вижу, поскольку есть поддержка от производителя и дополнительные скидки при покупке в кредит», — рассказал собеседник РБК-Нижний Новгород.
Данные НБКИ в очередной раз напомнили, насколько значим для рынка фактор государственной поддержки, комментируют ситуацию с кредитами в группе компаний «Нижегородец». Программы по первому и семейному автомобилю закончились в мае, а уже в третьем квартале последовала реакция покупателей.
«У нас порядка 15% автомобилей брали по этим программам. Часть людей приобретают машины уже без субсидии, другие ищут возможности приобрести за наличные или берут потребкредиты», — сообщил агентству директор предприятия Владимир Гойхман.
В отчете НБКИ и «Автостата» за второй квартал 2018 года сообщалось о росте выдачи автокредитов на 9,8% к аналогичному периоду прошлого года до 5,89 тысяч. Таким образом, по отношению к трем предыдущим месяцам третий квартал, в котором дилеры реализовали в кредит 5,8 тыс. автомобилей, вряд ли можно назвать провальным. Тем не менее, остановка роста на фоне высокой базы прошлого года очевидна, и сворачивание госпрограмм для Нижегородской области оказалось наиболее чувствительным.
Доля-долюшка
В процентном отношении кредитных авто в Нижегородской области существенно больше, чем в целом по России. В июле-сентябре индикатор находился на уровне 60,1%, по стране — 50,3%. Более того, по сравнению со вторым кварталом машин, купленных с помощью займов, в регионе стало больше на 1,9%, в то время как в целом в России их доля снизилась на 3,2%.
По мнению Алексея Разикова из «БЦР Моторс» эти статистические отличия, скорее, говорят в пользу Нижегородской области, как развитого автомобильного региона, где дилеры уделяют кредитным продуктам максимум внимания. «Практически у всех производителей есть программы, просто нужно уметь ими пользоваться. Может быть, в других регионах ими пользуются меньше», — предполагает он.
С точки зрения семейного кошелька, покупка машины в кредит является вынужденной мерой, а не признаком достатка, отмечает Владимир Гойхман. По его словам, в ГК «Нижегородец» продажи в кредит в целом совпадают со статистикой НБКИ.
В общей массе новых автомобилей продолжает расти процент бюджетных вариантов, и смелых решений в сторону комфорта все меньше, констатирует Петр Баканов из «Авторадио». Высокая доля кредитных автомобилей в Нижегородской области у эксперта вопросов не вызывает.
«Все видно по продажам C-класса. Да, кроссоверы пользуются популярностью, но некоторые сегменты тают на глазах. Просто стало гораздо меньше людей, готовых покупать за наличные», — делает выводы эксперт.
Было бы счастье…
Продажи новых автомобилей в Нижегородской области за девять месяцев, по данным «Автостата», выросли на 5,8%, что почти вдвое меньше темпов роста в целом по России (12,9%). По объемам рынка регион с долей в 2,4% занял 11 место после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Татарстана, Краснодарского края, Башкортостана, Самарской, Свердловской, Челябинской и Ростовской областей.
Доля региона в сегменте премиальных автомобилей по итогам трех кварталов составила 1,36%. В то же время, позиции в рейтинге крупнейших региональных рынков здесь несколько выше (10 место).
Владимир Гойхман полагает, что реальные промежуточные итоги года значительно хуже статистических. По его словам, отталкиваясь не от рапорта дилеров перед дистрибуцией, а от постановки транспортных средств на учет, можно увидеть падение рынка по сравнению с прошлым годом на 7%. Если бы не смещение спроса в сторону автомобилей с пробегом, дилерам было бы куда сложнее.
Рано или поздно фактор закредитованности населения скажется повсеместно, полагает управляющий партнер консалтинговой группы ФОКС-Финанс Андрей Лисин. В том, что в домохозяйствах все чаще задумываются об альтернативных путях получения благ, финансист видит и положительный эффект. В общемировых трендах владение автомобилем уже не является подтверждением успешного статуса.
«Иметь квартиру и машину в собственности — это не то, к чему стремится современная молодежь. Люди хотят свободы и гибкости. Бурно развиваются сервисы, позволяющие быть мобильным и в то же время не нести бремя налогов, ремонта и обслуживания. Мы до этого пока не дотягиваем, но тем не менее этот тренд уже чувствуется», — убежден финансовый консультант.