Александр Базанов: "У каждого из нас есть конкуренты в Лондоне и Шанхае"
Одно из главных ваших занятий – это организация тренингов. Вы привозите федеральных и мировых звезд, которые учат бизнесменов делать свои компании лучше, вдыхают в них новую жизнь. В начале 2000-х годов, когда зарождалась индустрия, на рынке было много денег. Появился спрос, появилось предложение – и всё завертелось. Сейчас в стране затяжной кризис, доходы россиян падают, частный бизнес сильно страдает. Для кого вы устраиваете эти тренинги? Кто к вам приходит, кому это сейчас нужно?
Во-первых, когда мы начинали это бизнес-направление, связанное с организацией тренингов и семинаров, шел 2009 год, и была такая яма на рынке, что мы вышли как в чистое поле. Тогда мы как-то даже заходили на сайт одних известных нижегородских организаторов, а он был отключен за неоплату хостинга. Эта ситуация на рынке нам помогла стартовать, потому что наше предложение было относительно уникальным, выделялось.
Сейчас ситуация совсем другая. С одной стороны, денег всё равно, наверное, больше, чем в 2009 году, но и предложение гораздо больше, то есть огромное количество мероприятий проводится ежедневно, и, скажем прямо, уже подготовилось множество тренеров, способных чему-то учить. Поэтому сейчас борьба за внимание оставшихся при деньгах клиентов – это более насущная вещь, чем какие-то кризисные явления.
А люди с деньгами остались? Где они?
Остались. Если смотреть на ядро нашей аудитории – есть компании непубличные, о них мало кто знает, но это крупные международные холдинги со штаб-квартирой в Нижнем Новгороде. Это большой бизнес. Средний как минимум. Там очень серьезные обороты, серьезная прибыль. Вообще сейчас активно развиваются те, у кого налажено управление, те, кто хорошо спланировал свой бизнес на 5-10 лет, имеет стратегии. Они нормально себя чувствуют.
Как с этими стратегиями жить людям, которым государство время от времени меняет правила игры? Конечно, предприниматели находятся от этих изменений в некотором изумлении. Вот люди, которые приходят на семинары к Радиславу Гандопасу, Игорю Манну – уважаемым ярким лидерам, на что-то ещё надеются? Что они хотят получить от этих тренингов? Что они ещё не знали за годы работы в бизнесе российском?
Тренинги есть двух видов, если грубо разделять. Первые – контентные, функциональные. На них приходят люди, которые хотят освоить какой-то определенный навык, технологию, методику – то, что они завтра же применят в своём бизнесе. Второй тип – мотивационные тренинги. Когда человек идет на такой, он понимает, что унесет оттуда от силы одну-две идеи, но получит хороший «волшебный пендель», который позволит ему скорректировать свою траекторию, полететь немножко выше. Очень редко, когда эти два типа реализуются в одном тренинге.
Если говорить про мотивационные тренинги, то, я думаю, в них никогда не отпадет необходимость, потому что люди слабы, и им нужна внешняя поддержка, подпитка в виде каких-то таких встрясок. Что же касается контентных, то здесь больше вопросов, потому что способы распространения контента меняются, и всё это уходит в онлайн. Но здесь возникает интересный момент: люди могут смотреть футбол по телевизору, а могут пойти на стадион, могут прочитать книжку Гришковца, а могут пойти на него в театр.
Здесь – та же история. Значимость личного контакта усиливается, когда речь идет о мотивации. Человек, который идет на такой тренинг осознанно, понимает, что всё то же самое с точки зрения контента он может прочитать в книгах, но он идет немножко за другим – вывалиться из своего привычного контекста, повариться в новом. И, может, одна-две идеи его затронут, и что-то у него в жизни поменяется. Если мы отклоним свою траекторию на один градус, то через десять лет это будет совсем другая траектория. Поэтому мотивационные тренинги в онлайн совсем уйти не могут, контентные – в существенной степени.
Нет ли у вас такого ощущения, что сейчас в России важность действительно важных и нужных в реальной жизни профессий нивелируется появлением поросли профессий, завязанных на информационные технологии, социальные сети?
Это та ситуация, когда я верю в невидимую руку рынка, которая совершенно четко нам показывает реальное положение дел. Посмотрите, какая зарплата сейчас предлагается высококвалифицированным рабочим. Не снилось никаким менеджерам, сидящим в бизнес-центрах! Потому что востребованная специальность, а кадров мало. И рынок это дело регулирует.
С другой стороны, поднимите руку, кто сейчас работает по специальности. Образование всегда и везде немножко отстаёт от потребностей рынка – жизнь меняется, меняется и рынок. Но есть то, что мы рассматриваем на нашей программе "Базовые стратегии" – это длинные тренды. Я могу сказать, какие профессии будут точно востребованы в течение ближайших десяти лет.
Скажите.
Всё, что связано с биотехом, медициной. Естественно, IT. Но тут надо понимать, что не IT-компаний больше не будет: любая компания будет иметь такой компонент. Когда вы садитесь в автомобиль Tesla, вы меняете в нем прошивку, как в телефоне. Идея поселить digital в компанию из другой сферы – это огромный вызов.
Когда вы говорите про такое большое количество глянцевых фрилансеров, которые "светятся" в соцсетях и потому всегда на виду, то давайте посмотрим вот в каком ключе. Вот, например, я сижу в Facebook, кто-то "ВКонтакте", и, кажется, что весь мир из этого состоит, но это не так. Есть и параллельная жизнь.
Я не просто так поднял эту тему. В этих технологиях, новой промышленной революции, которая происходит во всем мире, мы находимся в силу разных причин в числе отстающих. Некоторые российские компании столкнулись с этим в связи с импортозамещением. Насколько история с конкуренцией сейчас является важной для рынка?
Конкуренция – это, безусловно, определяющая вещь. Я не какой-то оракул, чтобы вещать истину, но лично для меня очевидно, что каждый предприниматель для себя должен принять определенное решение. Он либо занимается этим "импортозамещением", используя какие-то государственные преференции, чтобы развивать свой бизнес, но это неконкурентная история. Тогда из неё, как они, вероятно, и делают, нужно быстрее "вынимать" деньги, "перекачивать" на счет на островах, и закрывать эту лавочку. Либо он строит бизнес с капиталистической точки зрения в конкурентной среде. Такой предприниматель должен осознавать, да и, наверное, осознаёт, что конкуренция давно стала международной. И у каждого есть конкуренты в Лондоне, Шанхае и др. Глобализация затронула всех.
Например, посмотрите на Uber. Даже у тех таксистов, которые интернетом не пользовались год назад, появился американский конкурент. Конечно, его могут какое-то время давить как во Франции. Но это же временно. Это как мобильные операторы в своё время пытались бороться против Skype. И чем это кончилось? Ничем. Они учатся жить в новой реальности. Им нужно превращаться в провайдеров широкополосного доступа, что, собственно, они и пытаются делать. Если мы пытаемся подняться от уровня чуть выше, чем ларёк у дома, то мы сталкиваемся с конкуренцией в полном масштабе. И нужно ориентироваться не на лучшие образцы на улице, в городе, в стране, а на лучшие образцы в мире – в США, Европе, Японии.
Перейдем к теме вашего увлечения, которое, как я понимаю, превратилось в бизнес. Я говорю про марафоны, полумарафоны и плавание. У меня складывается впечатление, что вся страна куда-то побежала. Многие знакомые купили новые кроссовки и бегут. Тем не менее, это всё же не спорт высоких достижений, а любительская история. Зачем вы этим занимаетесь? Что будет дальше? Где здесь бизнес – я говорю и про бег, и про плавание. Эта новая тема про переплытие Волги ещё и имиджевая, в том числе и для Нижнего Новгорода.
Немного расскажу о том, с чего всё началось. Когда в 2009 году я стал предпринимателем, это была для меня вынужденная мера, потому что моя московская зарплата закончилась, у меня был кредит, маленький ребенок – полный набор. Надо было как-то зарабатывать на жизнь. А поскольку я предпринимателем не родился, то испытывал очень серьезный стресс от этого. Я даже по ночам разговаривал! Понятно, что с этим надо было как-то бороться. Какие существуют известные методы борьбы со стрессом? Его можно запивать по вечерам, можно заедать, но обе эти стратегии ведут в никуда. И я начал бегать, чтобы сжигать этот стресс.
Первое время я только этим и спасался. После часовой пробежки вернуться несчастным человеком физиологически нельзя. Когда я сжег этот адреналин, моя мотивация на занятия физкультурой немного снизилась, но само состояние мне уже понравилось. Я организовал беговой клуб, чтобы подпитывать себя ещё энергией других людей. Потом мы начали делать полумарафоны "Волжская набережная" и "Кремлевская стена". Последний – самый массовый полумарафон, который есть в регионе. Вокруг этого постепенно выросло комьюнити.
Про историю с заплывами. Наша основная аудитория – это замученные менеджеры, которым надо спасаться от стресса и лишнего веса. Это люди 30+, которые чего-то уже достигли на работе, видят на себе 12-15 кг лишнего веса, понимают, что начинает шалить сердце, трудно подняться по лестнице. Они осознают, что жизнь куда-то не туда катится. Мы проанализировали это, и увидели, что плавание популярно не меньше бега, а мероприятий для пловцов немного, а в открытой воде и вовсе очень мало. И не только у нас, так во всем мире. Мы подумали и решили сделать для пловцов-любителей то же, что было сделано для любителей бега.