Денис Алексеев: "В нижегородских пабах посетители еще хотят общения"
Алкогольный бизнес довольно непрост и зарегламентирован государством. Что вами двигало, когда вы этим занялись, рискуя деньгами, репутацией, связями? Какова мотивация?
Я к этому пришел в конце 2011 года, когда после кризиса не смог сохранить позиции в топ-менеджменте с соответствующим уровнем дохода. Подошел определенный возраст, и я понял: если не начну делать что-то сам, то потом сил на это просто не хватит. Начал варить пиво дома – такая чисто американская история подъема. Потом познакомился с людьми, у которых в других городах были свои бары и пивоварни. Они меня подтолкнули, и в 2013 году я вместе с партнерами открыл первый бар.
Тема пивоварения в последние годы стала модной, и все больше предпринимателей за это берется. Насколько объемным выглядит рынок? Как много людей, которые не в магазине берут любимый напиток, а идут к вам, чтобы попробовать не слишком известные и раскрученные марки?
В целом по стране действительно идет бум пивоварения. Открываются малые пивоварни, варится авторское пиво. Что касается Нижнего Новгорода, здесь часть небольших пивоварен закрылись, в том числе в ресторанных. Говорить о том, что мы заняли этот рынок или значимую его часть, вообще нельзя.
С чем связано закрытие бизнесов? Банально не хватило ресурсов?
Думаю, это больше из-за подходов собственников к пиву. Пивоварни открывались в нулевых, когда появилась мода покупать за границей пивоварни и здесь их ставить. Но собственники зажаты по себестоимости, хотят варить за маленькие деньги простое пиво, а людям этого уже не надо.
Есть мнение, что в пивном деле остаются только те, кто относятся к нему не столько как к увлечению, сколько как к бизнесу. Согласны с этим?
Наоборот, без увлеченности этот бизнес не получится. Этим надо жить, тогда вложенная тобой энергия перейдет к потребителям.
Если вы пока еще живы и открываете новые точки, то, наверное, зарабатываете больше, чем тратите. Или у вас еще инвестиционный период, и о хороших доходах приходится только мечтать?
Есть доход, позволяющий жить, содержать семью, пятерых детей. Да, может быть, это прямо не шикарный уровень, но зато жизнь свободного человека. Не угнетают такие вещи, как контрольные органы, отсутствие рынка и сбыта. Да, есть сложности, но все они решаемы.
Малый бизнес всегда считался двигателем любой развитой экономики. В России, к сожалению, он в очень тяжелом состоянии. Регламентированность, проверки, отсутствие мер поддержки, дорогая аренда. И раз от раза мы слышим, что надо поддерживать этот сектор. Каким вы видите развитие малого и среднего бизнеса в регионе?
Про средний бизнес точно знаю, что при определенной выручке он встает на карандаш. А про малый я бы не сказал, что его зажимают. Сложности есть с законодательством. Мы не успеваем научиться работать по одним правилам, как приходят другие. Законы противоречат друг другу, и с этим очень сложно работать. Но неисполнение законов у нас компенсируется тем, что это никто не проверяет. Как только начнут все проверять, малый бизнес закроется. По аренде – согласен. Большинство арендодателей живут в другом мире. Они хотят зарабатывать как раньше, но у них это не получится.
Наверняка обсуждаете с коллегами бизнес-климат, который сейчас сложился на уровне города и региона. Какой он? Что говорят предприниматели?
Многие мои партнеры хотят войти в Нижний Новгород, и я даю им определенные консультации на эту тему. Сейчас планируем совместный проект еще одного паба. Крупная пивоваренная компания открывает завод на Рождественской. Если по стране ходят денежные знаки, значит, есть люди, у которых они есть.
Каждый месяц в Нижнем Новгороде открываются и закрываются учреждения общепита. В последнее время больше закрываются, причем довольно известные. Бесконечны рассказы о том, что рынок падает, средний чек все меньше, люди экономят. Как в вашем случае проявляется потребительское поведение? Какова ваша оценка причин закрытия ресторанов и кафе в Нижнем?
Есть и другой тренд. В бизнес приходит молодежь, может быть, рискуя родительскими деньгами, но работает сама, привнося свое понимание культуры. И этот тренд какое-то время будет продолжаться. Благодаря такой молодежи, облик города меняется. Открываются маленькие заведения, куда туристы обязательно пойдут. Площадь одного из моих пабов – всего 21 квадратный метр, средний чек – всего 720 руб. Единственное – сейчас мы его восстанавливаем после новогодних праздников. Исключительно бытовая история. Будем очищать стены, полностью менять коммуникации.
Вы работаете с банками, пользуетесь кредитными инструментами?
Нет. Только партнерские отношения. Наверное, остался определенный страх после 2010 года - пришлось очень сильно упасть и только сейчас подняться. Схема работы с банками непонятна и непрозрачна. Что касается залогового имущества, очень многие мои знакомые находятся в состоянии фактически рейдерского захвата. В Нижнем Новгороде такое могу сказать и об известных банках. Мне эта перспектива неинтересна.
По официальной статистике в последнее время продажи пива падают. Факторов много, и среди них называется стремление людей к здоровому образу жизни. Это, кстати, и масс-медиа поддерживают, пропагандируя культ подтянутых фигур. А пиво, по расхожему мнению, этому не способствует. Как вы живете в таком тренде?
Падает алкогольный рынок в целом, и это связано в большей степени с ужесточением законодательства. Что касается здорового образа жизни, у марафонцев есть правило – после дистанции выпить кружечку-другую. Считается, что это восстанавливает необходимые минералы и водный баланс в организме, поэтому мы участвуем в некоторых марафонных мероприятиях и встаем на фудкорты. Качественный напиток в небольших количествах – почему бы и нет?
Что такое график предпринимателя? Семь дней в неделю, без пауз и с постоянной мыслью, что делать дальше?
Да, это образ жизни, но я не могу сказать, что всегда надо работать 12 или 14 часов в день. У меня свободный график, и что-то я легко могу сделать с телефона, находясь дома или в такси.
Выходит, и ваше небольшое дело тоже связано с IT и гаджетами? Посмотришь на зарубежные заведения – так у них там вовсю заказы делаются автономно, повсюду планшеты. Все довольно динамично, позволяет обслуживать больше людей.
В Нижнем Новгороде люди еще хотят общения. Работа официанта более человечна, чем заказ фастфуда через планшет. Что касается управленческих вещей – банка, кассы и любых коммуникаций, все делаю с одного смартфона. У меня даже нет компьютера.
На вашем поле – колоссальная конкуренция. Как сопротивляетесь, и как будете удерживать позиции в выбранном сегменте?
В моих заведениях люди работают довольно продолжительное время, и посетители приходят часто не просто за кружкой пива, а еще и за определенной атмосферой, за общением. И если мы говорим о маленьких атмосферных проектах с монобрендовой кухней, то клиенты просто будут переходить из заведения в заведение. И всем достанется определенная копеечка.
В некоторых местах рядом со мной есть еще несколько баров, и у нас совсем разная аудитория. Но все мы знаем, что такое бар-хоппинг, когда люди идут по разным заведениям и присматриваются. Хорошо, что у человека есть возможность выбора своей истории. После пожара мы думали сменить название и концепцию, но получили много отзывов с просьбой сохранить ту атмосферу, получили большую поддержку людей.
В среднем, возраст ваших основных клиентов – от 18 до 25, может быть, до 30 лет. Насколько сегмент велик, и растет ли он с учетом прививания культуры пабов?
Средний возраст – 25 и выше. Аудитория растет, и пока не достигла потолка. Наша реклама – это сарафанное радио и соцсети. Многие клиенты не особо активно пользуются интернетом, информацию берут не из соцсетей, а просто приходят туда, где им интересно.
В 90-х было так: если где-то разливают, там драка. Как у вас с такими случаями? Выводить приходится?
Никогда не было драк. Если человек уже приходит "на бровях", его выводят. У нас все мирно.
Не бывает ничего вечного. Постоянно нужно развиваться, придумывать какие-то фишки, делать авторскую кухню, придумывать форматы, поддерживать тусовку, личные знакомства хозяина с клиентами. Есть ли у вас какая-то задумка, новая идея, которая добавит вашему бизнесу новый лоск, привлечет новую аудиторию?
Когда мы поняли, что простое тиражирование в разные районы не принесет денег, стали рассматривать локализованный формат по типу "Алексеев на Алексеевской". Вокруг одного здания мы берем маленькие заведения и привносим разные форматы. И, возможно, они будут не только пивными.