Ирина Алушкина — РБК: "Банкам и заемщикам еще предстоит приспособиться к новой экономической реальности"
"Саровбизнесбанк" работает уже 22 года и сегодня стабильно является по всем показателям крупнейшим самостоятельным банком Нижегородской области. Президент банка Ирина Алушкина рассказала РБК-Нижний Новгород о перспективах развития банковского сектора в ближайшем будущем.
"Саровбизнесбанк" подвел итоги своей деятельности в 2014 году. Вы ими довольны?
Да. За год мы существенно нарастили кредитный портфель как физических, так и юридических лиц, продемонстрировали семидесятисемипроцентный рост прибыли. С учетом во всех отношениях непростой ситуации на рынке это хорошие показатели. В частности, они говорят о том, что стратегия развития, которую мы выбрали для себя, верна.
Повлиял как-то нынешний кризис на стратегию развития вашей организации?
Мы всегда придерживались концепции органического роста. Не гнались за сверхприбылью, максимально взвешенно оценивали риски, проводили довольно консервативную кредитную политику, контролировали собственные расходы. В нынешних непростых условиях это дает результат — банк чувствует себя уверенно. Так что мы основные направления деятельности пересматривать не планируем.
Стратегия на то и стратегия, что вероятность тех или иных кризисов должны быть в ней предусмотрена. Да, нынешний, возможно, самый сложный и затяжной. Но он не первый и, совершенно точно, не последний. Было время роста, когда все силы и ресурсы были направлены на расширение объемов бизнеса, активное привлечение клиентов.
Сейчас есть время сосредоточится на внутренних процессах, не менее важных, но часто откладываемых. В прошлом году мы запустили собственный процессинг банковских карт. В этом — завершим переход на единую IT-платформу. В своем нынешнем виде "Саровбизнесбанк" сформировался в результате объединения трех финансовых организаций, так что унификация процессов и технологий для нас крайне актуальна. Мы занимались этим последние годы и сейчас завершаем процесс с тем, чтобы банк работал еще более эффективно.
Сокращения персонала планируете?
Нет. Наш лозунг — "Стабильный благополучный банк" — адресован не только клиентам, но и сотрудникам. Мы чувствуем свою ответственность перед людьми, и социальные интересы своих работников мы защитим. Качество сервиса невозможно без лояльности сотрудников. Лояльность сотрудников зависит в первую очередь от того, насколько они чувствуют уверенность в завтрашнем дне.
В чем-то нам проще, чем кому-то из участников рынка, поскольку мы никогда не позволяли себе раздутых штатов и завышенных расходов. Так что нам просто некого сокращать. Хотя надо признать, что усиление конкуренции на рынке предъявляет повышенные требования к персоналу, в связи с чем мы не только занимаемся постоянным обучением сотрудников (в банке создан свой учебный центр), но и проводим аттестации. Со "слабыми звеньями" нашего коллектива приходится расставаться.
Ваш банк — универсальный, у вас есть возможность оценить настроения и частных, и корпоративных клиентов. Удалось ли избежать паники и оттока вкладов?
Действительно, финансовый рынок пережил некоторое "волнение" вкладчиков в конце года в условиях девальвации рубля и некоторых других негативных факторов. Знаете, какой самый действенный способ успокоить вкладчиков? Неукоснительно выполнять свои обязательства перед ними. Человек должен получить любую сумму со своего счета в день обращения, вот и все. Даже, если он забирает вклад досрочно, теряет проценты, это решение вкладчика и его следует уважать.
Кроме того, сыграли роль несколько факторов. Первый из которых — репутация. Банк работает двадцать третий год, это крупнейший региональный банк, переживший не один кризис и отлично известный клиентам. Во-вторых, мы максимально оперативно отреагировали на изменившуюся конъюнктуру: ввели новый вклад с привлекательными условиями. Наконец, немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что все наши отделения и банкоматы работали без сбоев, в штатном режиме. Каких-либо проблем с получением денег со вкладов или карт не было. Поэтому объем вкладов населения, несколько снизившись во второй половине декабря, к марту восстановился.
Резкое повышение ключевой ставки в конце года поставило под вопрос возможность кредитования. Как банк и его клиенты справляются с этой проблемой?
Мы региональный банк, и это позволяет нам индивидуально подходить к проблеме каждого клиента. Вместе с клиентом мы анализируем сложившуюся ситуацию, ищем и находим компромиссное взаимоприемлемое решение. Еще одним преимуществом для клиента является то, что центр принятия решения находится максимально близко. Безусловно, решения в таких условиях принимаются быстрее.
Для нас ключевая ставка — условный индикатор, поскольку мы не брали и не планируем брать денег у ЦБ для использования в кредитовании или "латании дыр" в ликвидности. Вместе с тем, очевидно, что деньги стали дороже. Есть дефицит денег на внутреннем рынке, нестабильная ситуация с курсом рубля вынудила банки поднять ставки по вкладам. Деловая активность снизилась. Мы живем в другой реальности. И банкам, и заемщикам еще предстоит осмыслить и приспособиться к новым условиям. Проблемы "плохих" долгов еще впереди. При этом мы планируем и дальше развивать кредитование даже в этих непростых условиях.
Недавно журнал Forbes опубликовал рейтинг 100 самых надежных российских банков, в число которых не вошел ни один нижегородский.
Я видела этот рейтинг. Сложно комментировать его детально, не зная до конца методику составления, в частности, весовые коэффициенты каждого из учитываемых показателей. Но у меня вызвало удивление, что в него попали финансовые организации с отрицательной рентабельностью капитала или с нормативом Н1.0 на уровне пороговых значений. Нас, например, рейтингует "Росрейтинг", а для того, чтобы попасть в список Forbes, возможно, надо сотрудничать с международными РА [рейтинговыми агентствами]. У нас такой необходимости нет. Но для себя мы с удовлетворением отметили, что наши показатели находятся на уровне лидеров финансовой системы по списку Forbes .
В этом году "Саровбизнесбанк" получил право работать со средствами НПФ. Что это вам дает?
Мы надеемся, что возможность работать с деньгами пенсионных фондов будет способствовать обеспечению региональных проектов доступными кредитными средствами, в той или иной мере, поможет решить проблему нехватки кредитных ресурсов.
Кроме того, в прошлом году "Саровбизнесбанк" также вошел в список банков, имеющих право работать со средствами стратегических оборонных предприятий.
Есть ли у вас какие-то "якоря", за которые можно зацепиться в нынешнее неспокойное время: иными словами — надежные и перспективные клиенты?
Безусловно. Это один из краеугольных камней нашей бизнес-стратегии. Среди наших клиентов немало системных, стабильных и даже градообразующих предприятий. Партнерство носит долгосрочный характер. Сотрудничество с такими клиентами мы стремимся развивать максимально комплексно, предлагая им широкий набор банковских продуктов и одновременно индивидуальные условия обслуживания. То же касается и сотрудников этих предприятий, они — основные заемщики по кредитам для частных лиц, для них — специальные условия, в том числе скидки от базовой ставки.
И все-таки, по-вашему, нынешний кризис надолго?
Скажем так, сложившаяся совокупность политико-экономических факторов особенных поводов для оптимизма не дает. Но жизнь не остановилась, надо двигаться дальше, жить в новых условиях. Сколько российская экономика существует в ее современном виде, столько и идут разговоры о необходимости структурных реформ. Я не специалист по таким разговорам — я практик. И мне очевидно, что на практике сделано недостаточно.
Национальная экономика максимально ориентирована на добывающие отрасли. В этом ее уязвимость. Это не вчерашняя проблема, и решится она не за один день. Но так или иначе необходимы конкретные меры с тем, чтобы деньги направлялись в производящие и перерабатывающие отрасли. Должен расти удельный вес среднего и малого бизнеса.
Что нужно чтобы запустить этот процесс? Собственно программа реформ и политическая воля. Сейчас же преобладает ситуативное управление — не реализация программы, а реакция на вызовы. Не могу говорить с абсолютной уверенностью, но сейчас, по-моему, не стоит ждать принципиального изменения ситуации. Слишком много было разговоров до этого, и слишком непростой момент сейчас.
При этом ситуацию не надо драматизировать. Да, будет непросто. И национальной, и региональной банковской системе в том числе. В частности, еще острее станет проблема качества активов, банкам потребуются дополнительные резервы, снизится прибыль. И понятно, что общая ситуация одним годом не выправится. С другой стороны, кому-то кризис пойдет на пользу — он станет умнее, опытнее, эффективнее. А кто-то уйдет с рынка. Но его место займут те, кто остался. Чем гадать, надолго ли кризис, лучше сосредоточится на продуманной, последовательной повседневной работе. Другого рецепта у меня нет.