Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Светлана Новаторова: "Нижнему не нужны новые СМИ с собственным вещанием"

Руководитель школы-студии "Радиокласс" рассказала Руслану Станчеву об инерции радиовещания, далеких от бизнеса управленцах и мотивации молодежи в журналистике
Светлана Новаторова
Светлана Новаторова (Фото: Михаил Солунин/РБК)

В Нижнем Новгороде работают 30 радиостанций. Рынок перенасыщен, ситуация, как в гардеробе: одежды много, а надеть нечего. Какой вы видите эту сферу? Что продается, а что нет?

Сравнение с гардеробом абсолютно правильное. 30 станций – это вполне прилично, и не каждый город-миллионник может похвастаться таким количеством. У нас и вещателей хватает, и ретрансляторы основные присутствуют. Причем это достаточно давняя история: становление сети закончилось ещё в "нулевые". Да, рынок очень жесткий, потому что частоты закончились. Об этом Михаил Небольсин рассказывал, будучи в гостях у РБК. Нас ждёт сильная конкуренция, продукты уже начинают капитализироваться. С точки зрения бизнеса, это хорошее вложение – продукт можно купить, продать, сделать более интересным, эффективным.

С другой стороны, к сожалению, внутри самой системы я бы говорила о процессе стагнации. И это не только в нашем регионе, а вообще. Основная позиция, за которую радиовещание сейчас критикуют – это инерция, нежелание делать шаги для качественного изменения. Всех все устраивает, рынок устоялся. Зачем делать что-то, когда за утреннее шоу и спонсорство прогноза погоды платят деньги? Вот мы, значит, то купим, это продадим, кое-что оптимизируем, и будет нам счастье. На уровне области, особенно Нижегородской, это не прокатывает. Мало того, что здесь есть, что слушать, так существует ещё и генетический интерес к радиовещанию со времен Александра Попова. Хорошие теоретики журналистики правильно говорят, что в Москве ищут фон, а в регионах – смыслы. К сожалению, смыслы находят не так часто. Возможно, для молодежной аудитории получится их заложить с помощью танцевальной музыки, а для аудитории средней и старшей – сложно.

Нынешнему формату радиовещания уже 25 лет, и все эти годы используются дедовские методы социологии. Чуть ли не обзвон и дневниковые способы выяснения, какая радиостанция лучше. Рекламодатели часто приносят бумажку, в которой картина не соответствует реалиям. Товары luxury-сегмента рекламируется на радиостанциях с аудиторией масс-маркета и наоборот. Процветают вкусовщина и личные пристрастия рекламодателей. Они говорят: "Я это слушаю, значит здесь будут продаваться мои замечательные дома". А то, что они на самом деле не продаются, вопрос вторичный. Сколько это будет продолжаться?

Есть определенная нижегородская специфика. Скажем, если брать Урал, там станции живут все-таки более "бизнесово". Проводятся внутренние качественные исследования, рекламодателям четко известен и хорошо подается портрет аудитории. У нас просто денег на это нет – это очевидный факт. Методы исследований устарели, но сейчас те, кто этим занимается, пытаются оптимизировать процесс. А некоторым и не нужно ничего оптимизировать – их все устраивает. Вторая после инерции проблемная позиция – руководители, топ-менеджеры и учредители.

А что с ними? Что-то не так в понимании нижегородской специфики?

У нас очень странная тусовка, хотя я ее очень люблю и со всеми дружу. Тем не менее, это либо далекие от радиовещания люди, либо они в бизнесе, но каким-то своим, абсолютно эксклюзивным способом, не имеющим никакого отношения к медийной парадигме, к тому, как меняется мир и меняется радио. 90% руководителей радиостанций не понимает, что мы живем на пороге революции, что, даже если мы не перейдем на цифровое вещание, то сразу прыгнем в цифровую медиасреду, где в машине наш смартфон или другой девайс будет работать в качестве приемника и передатчика, а мы будем выбирать и оптимизировать контент.

Не знаю, к сожалению, почти никого из топ-менеджеров, кто активно работает с социальными сетями и вкладывает туда деньги, а это не есть хорошо, поскольку соцсети – вторая на сегодняшний день площадка вещания. Для этой площадки должна быть своя концепция, сетка вещания, свои жанры и тому подобное. Пока до нижегородских радийных людей трудно достучаться в этом вопросе. Всё только на уровне исполнителей. Но, думаю, дело потихоньку сдвинется. Самое главное – даже не технологии, инновации и тренды, а общее понимание. "Я большой человек. У меня есть радио", – как правило, на этом всё заканчивается. Звучит немного забавно, потому что, как ни крути, это тоже предприятие.

В Норвегии вещание уже давно ведётся в цифровом формате, и люди не понимают, что такое "радио в машине". В России же до тех пор, пока машины комплектуются аналоговым радио, и пока есть пробки, традиционные радиостанции будут жить. Хотя молодежь уже предпочитает смотреть и слушать в iPhone то, что ей нравится. Сколько времени осталось радиостанциям старого формата?

Точных прогнозов давать не могу – только интуитивно. Уже сейчас две трети радиостанций можно оптимизировать под другие технические нужды средств связи. Я серьёзно. С точки зрения радиовещания, ценности в них мало: повторяемые музыкальные форматы, отсутствие эксклюзивных элементов контента. К счастью, в некоторых присутствует конвергенция технологий и содержания: радио, телевидение, интернет. Это будущее, от которого мы никуда не уйдем.

Представьте, что вам предложили сделать новый проект. Какой станции не хватает Нижнему Новгороду? Какой контент, какие люди, делающие и слушающие?

Лет десять назад я начала бы отвечать на этот вопрос с большим энтузиазмом. Сейчас мне бы хотелось, чтобы ключевые медиа, живущие в Москве – радийные, телевизионные или работающие на сетевых площадках – все-таки оказались в нашем городе. Хотя многие и так присутствуют, но нужна активность. Парадокс: я бы не хотела, чтобы в Нижнем Новгороде открывались новые СМИ с собственным вещанием. У нас всё есть.

Поговорим о медийных трендах. Почему в России не прижилось радио на телевидении и телевидение на радио? Это достаточно давно и успешно делают в Италии, а у нас лет двадцать назад пытались делать в эфире телекомпании "Волга", но на том всё и остановилось.

Европейский и российский менталитеты по медиавосприятию – это две большие разницы. Жители Европы нас опережают лет на пятьдесят, и мы не можем, условно говоря, перепрыгнуть из первого класса в десятый. Во-вторых, итальянская сеть RTL работает не в кабеле – это аналоговый формат, очень давний и любимый, с постоянными ведущими, которых знает вся страна. У нас тоже стараются придумать модные форматы. Многие московские радиостанции изменили студию, почти у всех – серьезные бэкстэйджи. Они активно пытаются показывать прямой эфир в социальных сетях. Но для слушателей это пока не актуализировано.

А есть ли потребность в визуализации радио?

Есть. Она привлечет другую аудиторию, причем базовая аудитория в автомобилях останется на волне.

90-е годы были временем звезд радио. Эфиры держались не столько на музыке, сколько на личностях ведущих. Сейчас мы видим совершенно другую историю: фамилий никто не знает, везде похожие песни, аудитория, перещелкивающая 30 кнопок по настроению. Есть еще надежда, что радио в России вернется к личностям?

Мне как раз кажется, что эта линия должна развиваться в современном радио. Я хорошо помню, как изменилось радио Maximum, когда пришли Геннадий Бачинский и Сергей​ Стиллавин и "Музыка большого города". Станция стала другой, а аудитория, не слушавшая рок, стала слушать ведущих. Я не понимаю, почему хорошие уроки никого не учат. Уверена, что каждая станция должна быть персонифицирована, у каждой должен быть свой герой! И, если вернуться к вопросу, какой станции не хватает в Нижнем Новгороде, я бы хотела видеть станцию с героем или героиней.

Вы преподаете радиожурналистику в университете. А что, есть ещё мечтатели, желающие работать по этой специальности?

Все стремятся стать диджеями. Дети хотят быть внутри этого фона, внутри волшебного сундука. Вообще, медийное образование – тема для отдельного разговора.

Как изменился уровень молодежи, приходящей к вам, за последние 10 лет? Что их отличает, и каково их будущее?

В последнее время приходят мотивированные люди. В сытые нулевые годы такого не было, и это парадокс. Ребята были демотивированы, дезориентированы и просто искали деньги.

Денег на радио нет – это известный факт.

Деньги можно здесь зарабатывать, а искать не нужно. Новый виток интереса к журналистике, в том числе на радио, тоже связан с персоналиями. Я сама не ухожу, потому что ребята подогревают меня, делают молодой, а я даю им опыт и знания. Можно сказать, что в данном случае я делаю радио с героем. У нас есть свои учебные группы в социальных сетях, мы называемся "Радио Тренд" и "трендим" без умолку. Интересная творческая задача.

Какие достижения и магистральные направления были в нижегородском радиовещании за 25 лет?

Нижегородский регион эксклюзивен. У нас было много удивительных открытий. Где только станции не вещали, включая остановки транспорта. У нас есть просветительское радио Нижегородской епархии. Это очень интересно и было оценено на федеральном уровне. Станции были разными, но по причине непонимания, что они не будут работать на рынке, многие проекты закрылись. Остались только самые сильные, а те, кто не плавает и не взбивает сметану, место под солнцем покидают. Мне бы хотелось, чтобы в Нижнем были станции, теснее связанные с интернетом. Были сильнее, интереснее, актуальнее. Хочется развития проектной деятельности в медийном образовании и в самих СМИ, чтобы это было просто модно.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Все новости Н.Новгород
Бивол и Бетербиев провели дуэль взглядов перед чемпионским боем Спорт, 15 апр, 21:54
Клуб Юрана во втором матче подряд потерял игрока из-за разрыва «крестов» Спорт, 15 апр, 21:50
В Тбилиси начались задержания на митинге против закона об иноагентах Политика, 15 апр, 21:36
Подросток-зацепер приехал из Москвы в Петербург на «Сапсане» Общество, 15 апр, 21:30
США ввели санкции на металлы. Что будет с акциями «Русала» и «Норникеля» Инвестиции, 15 апр, 21:30
Оренбургский губернатор назвал сроки пика паводка в Илеке Общество, 15 апр, 21:29
В суд поступило дело в отношении разработчика суперкомпьютеров Абрамова Политика, 15 апр, 21:18
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Умер первый губернатор Архангельской области Павел Балакшин Политика, 15 апр, 21:03
WP узнала о поручении Нетаньяху подготовить список целей в Иране Политика, 15 апр, 20:55
Кениец признался, что уступил китайцу победу в полумарафоне из дружбы Спорт, 15 апр, 20:48
На Украине разработали дрон-камикадзе с дальностью более 100 км Политика, 15 апр, 20:31
Российский моряк с захваченного Ираном судна MSC Aries вышел на связь Политика, 15 апр, 20:24
Эксперт назвал вероятный объем капитала в гонконгских криптовалютных ETF Крипто, 15 апр, 20:20
«Русский пионер» опубликовал стихотворение Суркова об Окуджаве Политика, 15 апр, 20:09