Анжела Кулагина: "Пустых танцполов стало больше, а заведений – меньше"
Вы фиксируете светскую жизнь Нижнего Новгорода на протяжении уже многих лет. Как, имея весь этот архив, можете оценить развитие индустрии и её положение сейчас?
Надо понять, что мы подразумеваем под "светской жизнью". Если это премиум сегмент – вечернее мероприятие, на которое собираются люди с достатком выше среднего, пьют дорогое шампанское, какой-то гость приезжает, знакомит их с услугами или товарами, либо это открытие выставки – в нем практически ничего не изменилось, даже, может быть, улучшилось. Всё же опыт европейских, московских, петербургских мероприятий задает определенный уровень, а люди, которые эти мероприятия посещают, привыкли к такому уровню и, соответственно, ожидают его у нас в городе.
Если брать светскую жизнь как индустрию развлечений в целом, то, скорее всего, определенная убыль в связи с кризисом у нас в городе все же есть. Я обычно сужу по объему съемок и по пустым танцполам. Пустых танцполов стало больше, а заведений – меньше. Ночной сегмент безусловно просел.
Какой год для него был лучшим?
Мне кажется, 2010-2012 годы. Мы стараемся освещать ночной сегмент практически полностью, так вот тогда ночью работало десять площадок, сейчас – пять. В два раза сократилось.
Аудитория тоже изменилась за это время? Или сформировался пул и он с вами до сих пор?
Есть и новые люди, и старые. Мы смотрим, как меняются интересы нашей аудитории. Они взрослеют, уходят из клубной сферы, их начинают интересовать семейные мероприятия, фестивали – мы идем за ними. Мы идем туда, где есть люди.
В то же время нам приходится следить за новыми тенденциями, узнавать артистов, которых, например, я уже точно не слышу и не слушаю, но они собирают полные танцполы, сэйл за несколько месяцев до начала. Мы тоже там, мы с молодой аудиторией, с девочками, которые приходят на концерты с родителями, молодые мальчики до 18. Соответственно, наша аудитория размылась. Если раньше это было 18-25, то сейчас это 15-35. И мы стараемся уделять внимание и молодым, и тем, кто постарше.
Получается, аудитория растет? До каких чисел вы дошли?
Уровень в числах остался примерно прежним. Аудитория размылась, но больше её не стало. От 25 до 35 лет – часть отвалились, они вообще никуда не ходят. Этот процент мы компенсировали теми, кто моложе. Часть активной аудитории 20-25 лет резко переехала в столицу, этот отток заметен – очень много людей уезжают. Объем тот же, но изменилось возрастное соотношение.
По вашей аудитории как раз можно следить за количеством активных нижегородцев, которое обычно у нас называют маленьким. Качество мероприятий, даже небольших, в городе растет, все сами научились, глядя на успешные события и на то, что происходит в Москве. Но часто место, открытое на голом энтузиазме, быстро закрывается, и таких историй больше, чем долгоиграющих. В бизнесе в индустрии развлечений больше бизнеса или веселья?
Даже если есть какой-то энтузиаст, и он хочет открыть классное заведение, которое будет необычным, модным, которое будет собирать узкую целевую аудиторию, то за этим человеком всё равно всегда должен стоять какой-то бизнес-партнер, для которого это заведение, бар или предприятие не будет основным источником дохода, и он будет подпитывать эту идею. Только тогда проект жизнеспособен. К сожалению, у нас выживают только те заведения, которые принадлежат какой-либо крупной сетке.
Наблюдая за этими процессами, менялась и ваша компания. Федеральная Geometria расширялась, как это отразилось на вас?
Изменения, которые происходят на рынке, в любом случае, на нас сказываются. То, что просел рынок развлечений, рынок хореки (сфера индустрии гостеприимства – ред.) – это мы ощущаем. Поэтому на данный момент мы немного переквалифицируемся. Наша основная задача теперь – не только освещение мероприятий, но и работа в качестве фото- и видеоагентства. То есть мы предоставляем фотографов не только на мероприятия, но и для частных нужд, на какие-то несобытийные коммерческие съемки. Сейчас у нас есть штат фотографов и видеографов, небольшая редакция, которая закрывает текстовые нужды портала.
Недавно мы отмечали десять лет работы. Не могу сказать, что сейчас мы переживаем лучшее время, что у нас было. Наверное, оно было как раз в 2012-2013 годах. Причем, тогда мы, к сожалению, не понимали, что это было лучшее время. А надо было понимать! С другой стороны, раз кризис – это время возможностей, мы постараемся их использовать.
Фотографы – основной ваш ресурс. При этом отношение к фотографии тоже меняется со временем, и сейчас как будто бы люди лучше стали понимать, что фотографам нужно платить. Вы заметили это изменение?
И тогда, и сейчас люди делятся на тех, кто готов платить, и тех, кто не готов. Причем изменить это в сознании вторых крайне сложно, но постепенно это происходит. В частном сегменте – тоже 50 на 50. То есть за свадьбу люди готовы заплатить приличную сумму, и она варьируется от 5000 руб. за час. В хорошие времена, причем, и 9000 руб. в час у некоторых фотографов было.
В коммерческой же среде как раз понимание того, что надо бы заплатить фотографу за хорошую съемку проходит туговато. В некоторых заведениях сохраняется ситуация, когда танцовщица получает гонорар больше, чем фотограф. Это сложно понять.
Как Нижний Новгород на фоне других городов выглядит в процессе подстройки под кризис?
Я всегда сравниваю нас с другими крупными регионами. Мы всегда входим в десятку крупных городов, в которых существует Geometria – а компания представлена в 200 городах мира. Наше место место прыгает с 4-5, бывает, 8-9, но мы всегда в десятке. Соответственно, мы ориентируемся на крупные города, в которых тоже все хорошо. Это Екатеринбург, Краснодар, Челябинск и даже Чебоксары. Последние как раз переживают сейчас тот подъем, что был у нас в 2012-2013 году. Мы делимся тенденциями, задумками, узнаем, какие вечеринки у них выстреливают.
У нас все-таки близость с Москвой влияет на отток. У них люди либо остаются, либо уезжают очень редко. У них весь креативный класс варится в местной среде. И этот созидательный момент там очень сильно развит. Поскольку они понимают, что для того, чтобы съездить в Москву или Питер и потусоваться, им нужно преодолеть достаточно большое расстояние, они пытаются создавать всё такое же классное, как там, у себя. Чтобы дома наслаждаться всеми теми же процессами, вечеринками, мероприятиями. У нас такого не происходит. У нас если креативный класс хочет развлечься, то едет в Москву. Четыре часа на поезде, и ты уже в столице. У большей части нет интереса или желания создавать что-то здесь. И это плохо.
Насколько высок уровень профессионализма фотографов в Нижнем Новгороде? Справедлив ли стереотип о том, что фотографов стало слишком много?
Их действительно много, но, может быть, это даже и хорошо. Потому что человек на свой бюджет может найти фотографа и за 1000 руб. в час, и за 5000 руб. Разница будет, но он сам может решить, критична ли она для него. Что касается профессионализма, то многие ездят работать в другие города, кто-то переезжает, кто-то возвращается. У нас здесь конкуренция высокая, но не такая, как в других крупных городах. В Нижнем каждый фотограф может найти свою нишу, в которой будет работать. В этом плане у нас не такая искушенная аудитория. Чтобы поехать в Москву, нужно приложить чуть больше усилий, чуть больше быть уникальным, ты должен давать такой продукт, который не даст никто. У нас занять свою нишу, в ней укрепиться и зарабатывать нормальные деньги намного проще.
Креативный класс в последнее время словно спасается бегством из Нижнего Новгорода. Почему вы остаетесь?
Нужно переезжать в Москву, когда тебе 18-19 лет, когда ты еще гибок, можешь подстроиться под среду, обзавестись контактами, занять такую позицию в городе и сфере, чтобы она была значительной. В Нижнем Новгороде есть уже определенный уровень моих достижений, хочется все менять именно здесь. Есть примеры людей, которые уезжают, но таких там много. А здесь не остается какой-то прослойки, которая могла бы что-то построить, что-то создать, что-то организовать. Такие люди ценны. И мне хотелось бы и себя к ним отнести каким-то образом.