Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Лидия Кравченко: "Цель Парка науки – воссоздать околонаучное сообщество"

Куратор Парка науки ННГУ "Лобачевский Lab" рассказала Валентине Тимониной о месте Нижнего Новгорода на карте научпопа, популяризации образа ученого и грядущем фестивале науки "42"
Лидия Кравченко
Лидия Кравченко (Фото: РБК)

Парк науки ННГУ – это относительно недавний проект. Расскажите, для чего он был создан, как работает и охотно ли университет делится с вами своими ресурсами?

Парк науки – это уникальная организация, структурное подразделение университета, то есть это такая же его часть, как какой-нибудь факультет или институт, созданный специально для популяризации науки. Согласитесь, что не только в Нижнем Новгороде, но и в России не так много подобных инициатив именно от вузов.

В данный момент вся наша деятельность делится на две составляющие: событийную (разные научно-популярные проекты, в том числе и фестиваль "42") и деятельность, связанную с нашим "Домом". Совсем недавно ННГУ выделил нам целый дом, который так и будет называться "Парк Науки". В нем ни много ни мало пять этажей. Несколько из них будут выделены именно под мероприятия, то есть там можно проводить лекции, семинары, возможно, зимние версии фестивалей. Другие два этажа будут выделены под экспозицию для детей. Она посвящена двум физическим явлениям: волне и частице. То есть мы решили от малого к большому пойти, а не наоборот, как делают многие научные музеи.

Вы выбрали популяризацию науки одним из своих главных занятий: Парк Науки делает "Научный слэм" – конкурс молодых ученых, вы готовите очередной фестиваль науки "42". Фестиваль и слэм – это довольно легкие форматы для публики. Не слишком ли они легки для такой сложной темы как наука?

Интересный вопрос. Мне кажется, что это наоборот хороший подход. Согласитесь, есть люди, которые и без нас знают, что такое, например, "Постнаука", кто такой Нил Деграсс Тайсон, они с нами или без нас будут как-то развивать себя в этом направлении. Мы же стараемся брать популярные форматы, чтобы привлечь людей со стороны. Например, к нам на фестиваль приходят очень много тех, кто в принципе про какую-то популяризаторскую деятельность в России и мире не слышал. А после этого они втягиваются, вступают в наши сообщества в соцсети, очень многие общаются с нами по телефону – такая практика практика тоже распространена. Например, молодые преподаватели или завучи звонят нам и спрашивают про наши будущие мероприятия, и таким образом они втягиваются в наше сообщество и весь этот тренд популяризации науки. То есть это такой специальный продуманный ход, который, как мне кажется, дает свои плоды, поскольку на фестиваль с каждым годом приходит все больше и больше людей.

Какова цель популяризации науки? То есть очевидно, это правильный процесс и здесь никаких споров быть не может, но чего именно вы хотите в итоге достичь? Возможно ли вообще взрослого человека вдохновить заниматься наукой глубоко?

Смотрите, у нас есть две основные цели. Первая и самая глобальная – сделать так, чтобы хотя бы один школьник, решил: "Какие тут потрясающие химики!", или "Вау, это биолог, пойду и стану ученым". Таким образом мы популяризируем и науку, и университет, и образ ученого.

Вторая наша цель – создать тематическое сообщество в Нижнем Новгороде. Не секрет, что Нижний Новгород – это город, очень связанный с наукой, который выпустил очень многих известных и талантливых ученых. Мне бы хотелось, чтобы  здесь существовало сообщество интересующихся людей, следивших бы за тем, что происходит, и, соответственно, воспитывающих поколение, которое бы тоже с большим интересом к этому относилось и, возможно, в будущем, тоже захотело бы пойти в науку.

"Научный слэм" – это не просто нижегородское мероприятие, ведь оно проходит и в других городах. Вы следите за этим? И если да, как можно оценить уровень вовлеченности нижегородцев в научные и околонаучные события?

Да, изначально мы делали "Научный слэм" сами по себе. Мы впервые его организовали в мае 2014 года, а через несколько лет с нами связалась федеральная ассоциация Science Slam, которая делает это событие по всей России. Они предложили нам присоединиться к ним, мы согласились и теперь работаем вместе. Поэтому у нас есть возможность смотреть на опыт коллег из других городов.

Конечно, Москва и Питер – это суперзаинтересованная аудитория, та, что всегда ходит несмотря на то платный вход. У них всегда очень много людей. Но если сравнивать нас с другими регионами, например, с Краснодаром или Самарой, нижегородцы более заинтересованы в этом, даже если просто смотреть по количеству людей. В последний раз к нам на "Научный слэм"  пришло около четырехсот человек. И еще есть один критерий – вопросы. Формат мероприятия предполагает, что каждый участник на протяжении 10 мин. рассказывает о своих исследованиях, весело, бодро, задорно, а после этого столько же выделяется на вопросы. И у нас ни разу не было такого, чтобы никто никому не задал никаких вопросов. Вопросы есть всегда, вопросы хорошие, вопросы неглупые, и это тоже очень хороший показатель аудитории.

Из выступлений ваших ученых на "Научном слэме" и от экспертов мы не раз слышали, что сейчас в науке можно заработать, можно построить бизнес. Вот вы работаете с учеными регулярно. Скажите, это действительно так?

Сложно говорить, если ты сам не ученый и сам в этом "не варишься". Я – организатор, агент, немножко сторонний человек, но знаю, что есть очень много лабораторий и институтов, которые действительно много работают и, наверное, хорошо зарабатывают, потому что государство к некоторым научным темам относится очень лояльно и вкладывает очень много сил в их развитие.

Фестивали в Нижнем Новгороде часто постигает не самая удачная участь. То, что нижегородцы не слишком активны, мы слышим всякий раз, когда об этом заходит речь. Как человек, для которого фестиваль все-таки не основная деятельность, как вы оцениваете, насколько сложно собрать фестиваль с нуля, особенно такой специфический?

Мне кажется, что сложнее не собрать фестиваль с нуля, а сделать его, например, в третий раз, как я это планирую сделать, и при этом собрать столько же людей и даже увеличить аудиторию. То есть у меня сейчас появился такой небольшой страх о том, что людям уже приелся формат фестивалей в целом, и им будет менее интересно, чем раньше. С другой стороны, мы – единственный подобный фестиваль, единственный научно-популярный open air в Нижнем Новгороде и, может быть, даже в ПФО. Поэтому люди приходят, заранее интересуются. У нас есть какой-то определенный пул людей, которые следят нашей деятельностью или только за фестивалем.

Были в Нижнем фестивали, созданные на голом энтузиазме, были и те, бюджет которых составлял более 1 млн руб. Где на этой шкале находится "42"? И от чего вообще может зависеть успех фестиваля?

У нас сейчас есть свой бюджет. Это, конечно, не миллион, но ННГУ нас поддерживает, выделяет нам деньги на организацию. Но самое сложное – это все-таки не финансовый вопрос. Хотя, конечно же, это тоже всегда больная тема, однако если организатор обладает должным количеством связей, мне кажется, он сможет договориться о каких-то вещах, услугах, продвижении, а это всегда важно.

Сложнее бюджета подбор площадок. Или подбор лекторов – нам бы не хотелось с ними повторяться. Сложно искать пробного лектора, сложно понять, хорош он или нет, если, например, нет его видеозаписи. Как предложить ему пробную лекцию и не обидеть его – это тоже такая очень тонкая работа. По набору площадок у нас есть постоянные партнеры – это различные научные музеи, инициативные группы с факультетов того же ННГУ и других вузов. Но есть и некоторые организации, которые очень хорошо маскируются под научные, которые я бы даже их назвала лженаучными. Это регулярная история, я и мои коллеги, конечно, уже умеем их различать, но я боюсь, что если кто-то займется деятельностью, подобной нашей, с этим могут возникнуть проблемы: гомеопаты, дерматоглифики звонят за месяц до фестиваля каждый год, говорят: "Мы очень научные, возьмите нас". Чтобы отказать этим ребятам тоже нужен какой-то наметанный глаз.

Какую программу фестиваля вы собрали в этом году?

Традиционно у нас есть лектории. Два лектория будут представлены в этом году. Главный из них предполагает аудиторию, у которой уже есть среднее образование. Из московских хэдлайнеров там будет московский научный журналист Алексей Паевский, который расскажет о такой популярной в научной среде теме, как нейрофизиология, а точнее – о пациентах с проблемами в развитии мозга. Кроме того, будет и детский лекторий, и большая гик-зона. Мы всегда хотели сделать косплей-шоу, уделить больше внимания гик-культуре, чего прежде у нас, к сожалению, не получалось. В этом году мы это восполним. Гик-культура – это неотъемлемая часть всего научно-популярного сообщества, её представители – очень большая масса людей, которые и потребляют подобный контент. Нам бы хотелось их привлечь, познакомиться с ними и познакомить с остальными людьми, которые придут на фестиваль.

Мне представляется, что ученые предпочитают общение с узким кругом людей, которые понимают, о чем они говорят. Почему они соглашаются участвовать в вашем фестивале, где нужно не просто разговаривать с людьми, которые, возможно, не понимают, о чем идет речь, но еще и продать им науку как идею?

Многие не соглашаются выступать перед неподготовленной публикой. Мы с коллегами работаем над тем, чтобы хорошие ученые, хорошие ораторы всё же приходили к нам. Какой может быть мотивация? Многим ученым, уже ставшим популяризаторами, как мне кажется, всегда приятно рассказывать заинтересованной публике о том, чем они занимаются. Мы никогда никого не приводим силой, не "сгоняем", у нас, конечно, не бывает так, что РОНО просит привести сколько-то школьников. К нам все приходят сами. И вот представьте, что вы ученый, у которого есть определенные знания по определенному вопросу, и тут, пожалуйста, вам предлагают 300 человек замотивированной публики, которые хотят послушать конкретно вас. Делиться знаниями всегда приятно. И, конечно, мотивирует глобальная история, связанная с общей просветительской миссией.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Н.Новгород
Сколько стоит взломать ваш бизнес. ТестРБК и Кибериспытание, 19:45
Песков отреагировал на допуск российских фигуристов к отбору на ОлимпиадуСпорт, 19:41
В Москве задержали бывшего замминистра просвещения по делу о хищенииОбщество, 19:39
СКА в овертайме обыграл «Адмирал» в матче КХЛСпорт, 19:34
Хинштейн решил организовать проверку курской Корпорации развитияПолитика, 19:20
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войскПолитика, 19:09
Как оптимизировать бизнес-процессы при резком росте заказовРБК и Альфа-Лизинг, 19:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Керчи ввели режим ЧС из-за разлива мазута с танкеровОбщество, 18:59
Минниханов рассказал, куда были нацелены атаковавшие Казань дроныПолитика, 18:57
Путину доложили об атаке беспилотников на КазаньПолитика, 18:55
В МВД разъяснили ситуацию с вручением паспортов заключенным в колонииОбщество, 18:43
В отделении Сбербанка в Петербурге взорвали банкоматОбщество, 18:32
Кокорин забил гол ударом пяткой в матче чемпионата Кипра. ВидеоСпорт, 18:28
Минобороны сообщило о перехвате трех дронов ВСУ над КрымомПолитика, 18:19