Борис Силенко: "Успешные фотографы сродни рок-звездам"
В Русском музее фотографии открылась ваша выставка "10 отличий". В чем ее концепция?
Это достаточно долгий проект, который я вынашивал в себе. Фотографирую я уже больше пятнадцати лет и не торопился поделиться до сего момента, а материала много – я тратил все свободное время на путешествия. А когда путешествуешь с фотоаппаратом, по-другому видишь мир, замечаешь то, что не замечает обычный глаз. Это украшает и жизнь и путешествия. Я стал сравнивать разные страны и разных людей и для себя понял, что, несмотря на разный уровень развития, разные концы света, в чем-то находятся общие точки соприкосновения, общий визуальный ряд. И это мне показалось достаточно важным, я решил этим поделиться.
К выставке вы издали альбом. Сейчас, когда зритель чаще смотрит фотографии с экрана смартфона, а бумага и издательский бизнес переживает не лучшие времена, почему вы на это решились? Почему было важно сделать еще и альбом?
Я бы поспорил насчет тяжелых времен. Дело в том, что смартфон – это "здесь и сейчас", это социальная коммуникация, это возможность поделиться радостью – это хорошо. Фотография – это не маленький экранчик, на котором не все видно. Фотографию нужно увидеть. Для этого и делается выставка с напечатанными фотографиями, для этого делается альбом, открывая который, гораздо лучше видишь, что автор хотел изобразить. В России, в Нижнем Новгороде альбомов не так много, потому что немного денег у людей, чтобы купить. Полиграфия сама по себе вещь дорогая. Поэтому приходится привозить из-за границы, но мне это интересно, я этим живу.
Сейчас за подобные выставки в городе сейчас отвечает лишь один музей фотографии. Насколько востребовано в Нижнем Новгороде фотоискусство?
На самом деле, фотография сейчас испытывает подъем. Мы просто не везде видим. Фотографов сейчас очень и очень много: двадцать лет назад о таком никто не мог и подумать. Это востребовано – есть запрос, и есть предложение. Конечно, это не репортажная фотография, это не фотография для музея, но и портретная съемка должна быть, потому что люди хотят быть красивыми. Я против этого ничего не имею.
С тем, что коммерческая фотография сейчас в Нижнем Новгороде сильно развита, не поспоришь. Но все же, хотелось бы, чтобы фотографы ярче заявляли о себе в искусстве.
Это зависит от зрителя. Люди, которые коммерческой фотографией занимаются, они и художественную могут и хотят. Культура потребления художественной фотографии у нас пока не сложилась. Хорошая фотография стоит больших денег. Во всем мире принято вешать на стены авторские фотографии, не просто репродукции, но сложные, и черно-белые и работы, над которыми нужно подумать.
У нас это понемногу становится модным, но я думаю, что через какое-то время это разовьется и тогда потребление будет другим. А потом, высокохудожественной фотографии не может быть много. Авторы, которые добиваются успеха, которых знают многие – они как рок-звезды. Хотелось бы быть поближе к ним.
Вы занимаетесь фотографией давно и видели, как на нее, на само искусство влияет развитие digital и социальных сетей. Вы разделяете точку зрения, что фотография обесценилась, а культура ее потребления застопорилась именно из-за того, что любой может сделать снимок смартфоном и на том же смартфоне его потом посмотреть?
Наоборот. Возникло огромное количество людей, которые обладают навыками фотографии. И каждый, кто имеет в руках смартфон не стремится сделать плохую фотографию, стремится сделать лучше. А раз появляются навыки, люди начинают понимать более высокую по восприятию, по композиционным задумкам, по свету фотографию, начинают это ценить. Рынок потребления растет. И рынок людей, которые хотят этим заниматься тоже растет.
Многие виды искусства, реагируя на меняющийся мир и на нового зрителя и потребителя, которого не всегда понимают, пытаются меняться и искать новые точки соприкосновения. Как вы думаете, как будет меняться фотография?
Кардинально ничего нового происходить не будет. Технология аппаратуры дошла до того уровня, что профессиональная техника доступна на бытовом уровне. Уникальная фотография нужна в исключительных случаях. Для целей и задач выставки простого современного фотоаппарата вполне хватает.
Будет возрастать отбор по художественному признаку. В технологическом плане то, что могло быть сделано, уже сделано. Появились дроны – мы увидели фотографии с новых ракурсов. Появилась макросъемка – мы увидели детали. Но аппаратура не решает все. За фотографией всегда будет виден человек, который ее сделал.