Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Скрип колеса: что ждать от передела нижегородского рынка перевозок

Участники транспортного рынка, опрошенные РБК-Нижний Новгород, считают что за решениями нижегородской мэрии в сфере транспорта стоят теневые руководители
Фото: Анастасия Макарычева/РБК
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

Администрация Нижнего Новгорода намерена ужесточить контроль за работой частных пассажирских перевозок. Для этого в структуре мэрии может быть создано отдельное подразделение. Кроме того, власти города рассчитывают реструктуризировать кредиторскую задолженность "Нижегородпассажиравтотранса", из-за которой счета предприятия неоднократно блокировались. Собеседники РБК-Нижний Новгород полагают, что задача лиц, принимающих решения за спиной чиновников, состоит вовсе не в выведении транспортной системы из кризиса, а в преследовании частных интересов.

Кому нужна своя полиция

На сегодняшний день в органах местного самоуправления нет структуры, чьей специальной функцией является надзор за частными пассажирскими перевозками, сообщил накануне первый заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов. Он признал необходимость создания подразделения, уточнив, что проект решения готовится и будет внесен на рассмотрение гордумы.

"Я дал поручение административно-технической инспекции (АТИ) создать такой контроль, подразделение по надзору за перевозчиками, работающими по нерегулируемым тарифам. Транспортную полицию, скажем так", – приводит слова Миронова НИА "Нижний Новгород".

Среди владельцев коммерческих маршрутов идея вызывает отторжение. В этом очевидна попытка создания механизма давления на неугодных предпринимателей, не желающих мириться с предложенными сейчас закулисными правилами игры, полагает нижегородский перевозчик, попросивший не называть его имени.

"Правила в том, чтобы перекроить маршруты и раздать их нужным людям. И не просто так, конечно. Чтобы оправдать конкурс, им нужна искусственная маршрутная сеть. На нее потратили 63 млн, но никакой КТС не было и нет. Там бред сумасшедшего. Например, люди привыкли ездить от Южного Шоссе до Свободы, а им режут маршрут на Пролетарке. И все только для того, чтобы провести тендеры", – делится мнением собеседник РБК-Нижний Новгород.

Напомним, в конце февраля власти Нижнего Новгорода заявили, что планируют открыть порядка 27 новых автобусных маршрутов вместо 31 отменяемого. Провести конкурсы на выбор перевозчиков в администрации планируют весной. Ранее чиновники сообщали, что новых маршрутов будет 20-23.

Лишних – на обочину

Ликвидируемые маршруты обслуживаются частными перевозчиками, которые не слишком довольны сложившейся ситуацией. По этой причине в конце прошлого года в спор вмешалось областное УФАС, комиссия которого сочла постановление о закрытии 31 маршрута противоречащим закону "О защите конкуренции".

Муниципалитет продолжает настаивать на необходимости оптимизации маршрутной сети в соответствии с новой комплексной транспортной схемой (КТС) Нижнего Новгорода. Ведь у прежних перевозчиков истекают сроки контрактов. Конфликт администрации с предпринимателями и антимонопольщиками вынудил мэрию сдвинуть конкурсы с января на март. Все противоречия должны быть устранены к лету нынешнего года, надеются в горадминистрации.

Собеседники РБК-Нижний Новгород среди перевозчиков сообщают, что с момента предъявления претензий к мэрии, отношения предпринимателей с ней только ухудшились. Под грядущие тендеры идет зачистка и среди чиновников.

"Никакого контакта нет, и никто с нами встречаться не собирается. Во вторник на совещании Моделкину (замглавы департамента транспорта города – ред.) якобы предложили покинуть пост, потому что туда заводят господина Лунева. Вы мне скажите, что зам по экономике главы района может понимать в пассажирских перевозках? Тут эксплуатант нужен. А Моделкин 15 лет там проработал и знает все. Зато Лунев брат одного из соучредителей "Русской тройки", – сообщает знакомый с ситуацией предприниматель.

Упомянутая выше компания предположительно аффилирована с директором "Нижегородпассажиравтотранса" Дмитрием Цыганковым. Вопрос ликвидации задолженностей муниципальных предприятий – еще одна болевая точка для городских властей. Минувший 2016 год завершили в минусе девять МП, сообщила глава городского департамента экономического развития Ирина Семашко. Треть убыточных предприятий – это муниципальные перевозчики: "Нижегородпассажиравтотранс", "Нижегородэлектротранс" и "Нижегородское метро".

АСКОП бумажная

Как заявил 13 марта первый заместитель сити-менеджера Сергей Миронов, кредиторская задолженность МП "Нижегородэлектротранс" и МП "Нижегородпассажиравтотранс" перед ООО "Ситикард" за 2016 год составляет порядка 60 млн руб. Чиновник заверил, что в 2017 году платежи оператору АСКОП осуществляются в срок, а по долгам за предыдущие годы администрация рассчитывает на реструктуризацию. Ответчиками в суде выступают сами предприятия, и выделение субсидий власти пока не планируют, подчеркнул Сергей Миронов.

В октябре 2016 года хозяйственный спор из-за долга в 45 млн руб. между "Нижегородпассажиравтотрансом" и "Ситикардом" обернулся блокировкой расчетного счета НПАТ. В результате преддприятие лишилось возможности выплачивать зарплату, закупать топливо и комплектующие. Жесткая позиция подрядчика по АСКОП заставило руководство НПАТ вновь вернуться к бумажным билетам.

Впрочем, тот же Цыганков выдвигал еще две версии появления билетных рулонов: техническая необходимость и экономия на оплате комиссионных "Ситикарду". Как бы то ни было конфликт с оператором автоматизированной системы контроля оплаты проезда происходит в городе, внедряющем АСКОП последним из всех миллионников.

Рецепт убытка

На конец 2016 года общий уровень кредиторской задолженности НПАТ превышал 800 млн руб. Из-за критической степени износа 10-20% автобусов ежедневно сходят с линии. Чтобы компенсировать снижение доходов водители вынуждены соглашаться на переработку. За последние полгода в Нижнем Новгороде произошло несколько ДТП с участием муниципальных автобусов, а также случай смерти водителя за рулем.

Даже с дополнительными рейсами зарплата сегодня ниже, чем год назад, сетует профсоюз водителей. "Настроения в НПАТ, если честно, упаднические. Чем дальше – тем хуже. Все 850 автобусов, которые мы получили в 2006-2007 годах, сегодня самортизированы. За прошлый и позапрошлый год на замену им пришли 30 «гармошек» и 144 газовых "ЛиАЗов", а нужно 500-550", – рассказал журналистам председатель Нижегородской областной организации "Общероссиский профсоюз работников транспорта и дорожного хозяйства" Александр Маренов.

"Поскольку автобусов нет, люди увольняются, а на других нагрузка возрастает. Год назад средняя зарплата была 33-34 тысячи рублей, а сейчас 30 тысяч в 1-м парке, 31 тысяча во 2-м, 27 тысяч в 3-м", – добавил он.

Маренов интересуется, когда же, наконец, власти города уберут с улиц нелегальных перевозчиков. "На последней комиссии по транспорту озвучено, что все частники заплатили в бюджеты всех уровней 10 млн, а "Нижегородпассажиравтотранс" – 300 млн. Вот вам ответ, почему мы убыточные, а коммерсанты в прибыли", – говорит руководитель профсоюза.

В начале марта счета "Нижегородпассажиравтотранса" были арестованы уже за долги по налоговым платежам. По решению ФНС наложены инкассовые требования в размере 4,5 млн руб. и блокировка счета на 58 млн руб. В городском департаменте транспорта сообщили, что и в этом случае рассчитывают на реструктуризацию.

Председатель комиссии гордумы по транспорту и связи Алексей Гойхман не считает, что положение дел в НПАТе вышло за рамки штатной ситуации. "Там нормальная рабочая ситуация. В транспорте всегда есть сложности, поэтому все это рабочие моменты. Они приходят и уходят. Никаких причин для срыва работы транспорта в городе сегодня нет", – заверил Гойхман журналистов.

Тем временем, руководитель проблемного предприятия до сих пор работает в статусе исполняющего обязанности. В конце 2016 года стало известно о возможном конфликте интересов Дмитрия Цыганкова. В июле было утверждено мировое соглашение ИП Цыганков с кредиторами, по условиям которого предприниматель должен выплатить долг 124,8 млн руб. в течение года. Отвечая на вопрос журналистов о том, может ли муниципальный чиновник, назначенный на должность директора НПАТ, параллельно вести коммерческую деятельность, сити-менеджер Сергей Белов не исключил, что этим вопросом может заняться спецкомиссия при администрации Нижнего Новгорода.

Возможные мотивы

По совокупности известных факторов можно предположить, что муниципальные транспортные предприятия целенаправленно готовят к банкротству для передачи в частные руки, считает депутат думы Нижнего Новгорода Евгений Лазарев. Весь вопрос только в том, будет ли это сделано в конце лета, что было бы удобно в плане сравнительно небольшого общественного резонанса, или произойдет уже после чемпионата мира по футболу.

"Кто-то должен заявить, что муниципалитет не способен тянуть затраты, с электронными картами никак разобраться не может, да и автобусы ветхие. Мне кажется, готовится некий соус отказа от НПАТ в пользу частников. Не видеть то, что предприятие сознательно погружается на дно, просто невозможно", – выдвигает версию Лазарев.

Закупка в этом году 250 автобусов, по мнению собеседника агентства, подозрений не снимает. Он полагает, что процедура банкротства может быть запущена кредиторами как раз после прибытия нового подвижного состава. В таком случае транспортная база трех автобусных парков станет лакомым активом для будущих лидеров бизнеса. К тому же, по федеральному закону под предприятие должны завести и новую транспортную схему. А это уже будет означать его передачу вместе с самыми доходными магистральными маршрутами.

"Очень похоже на предпродажную подготовку. Такое ощущение, что люди ждут подходящего момента. Не уверен, пойдут ли они на это в ближайшие полгода или дождутся конца чемпионата, и там все рухнет. Может быть, банкротство понадобится, чтобы просто показать Москве, насколько все плохо, и под это выбить федеральные деньги", – резюмирует Лазарев.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 17:33
Все новости Н.Новгород
Посольство России призвало граждан не участвовать в акциях в Южной КорееПолитика, 18:24
Экс-капитан «Спартака» Джикия заявил, что ушел из клуба не по своей волеСпорт, 18:24
«Черный кристалл» и Russian Design District: как устроены жилые кластерыРБК и ГК «Родина», 18:23
На площадях бывшего офиса Intel открылся нижегородский кампус «Школы 21»Н.Новгород, 18:18 
Аналитики рассказали о четырех рекордах на офисном рынке МосквыНедвижимость, 18:09
На улицах Сеула появилась военная техникаПолитика, 18:04
Конвейер экономических чудес: как устроена южнокорейская экономикаСоциальная экономика, 18:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Какие маркеры элитности и власти транслируют обладание ресурсамиРБК и Сбер Первый, 17:58
Минобороны Южной Кореи провело совещание на фоне военного положенияПолитика, 17:56
Южнокорейский генерал объявил о приостановке работы парламента и партийПолитика, 17:52
Биткоин упал к воне на 30% после ведения в Южной Корее военного положенияКрипто, 17:50
Официальный курс доллара опустился ниже ₽107 впервые с конца ноябряИнвестиции, 17:44
Минобороны показало запуски «Цирконов» в Средиземном мореПолитика, 17:42
Учения с применением ракет «Циркон» и «Калибр» прошли в Средиземном мореПолитика, 17:41